ГОД ОКОHЧАHИЯ ИЛЛЮЗИЙ

 From : Sergey Prokopenko                   2:5020/400      03 Jan 02  23:34:09

== http://vesti.ru/2001/12/20/1008869608.html
ГОД ОКОHЧАHИЯ ИЛЛЮЗИЙ

20 декабря 2001, 20:33

"Коррупция  начинает  превосходить  даже  то,  что  было  в  предшествующие
десятилетия", -  заявил помощник  президента РФ  по экономическим  вопросам
Андрей  Илларионов   на  "круглом   столе"  клуба   "Гражданские   дебаты",
посвященном итогам уходящего года.

  Поскольку хорошей  традицией стало  давать определения  уходящему году, я
бы  тоже  предложил  свое  определение.  С  моей точки зрения, уходящий год
можно было бы назвать  годом "развеивания" иллюзий. Безотносительно,  какие
ожидания   были   связаны   с    приходом   президента,   новой    команды,
безотносительно, какой рейтинг  был получен в  2000 году и  какая поддержка
была оказана,  безотносительно некоторой  деятельности, которая  началась в
2000  году,  -  эти  ожидания  взаимно  усиливали  друг  друга.  И  кому-то
верилось, что в 2001  году будут большие успехи,  по сравнению даже с  тем,
что было достигнуто годом раньше.

С моей точки зрения, 2001 год  как никакой другой показал, что эти  надежды
в очень большой степени являются безосновательными. По этому поводу у  меня
есть три наблюдения. Первое -  благодаря хорошему настроению у нас  начался
экономический  рост.  Любой  экономический  анализ  показывает, что прирост
чистого  капитала  происходит  не  за  счет  того,  что производится внутри
страны, а  за счет  огромных объемов  перераспределения финансовых ресурсов
из-за  границы.  Поэтому  как  прошлый,  так  и этот год являются абсолютно
уникальными, беспрецедентными. В прошлом году чистый гранд, подарок  России
от мировой  экономики составил  25 миллиардов  долларов, в  этом году  - 31
миллиард  долларов.  Это  10  процентов   ВВП  страны  такой  экономики   и
структуры, как Россия. Это абсолютно беспрецедентные показатели.

Поэтому  очень  многое  из  того,  что  происходит  в  стране и традиционно
называется чрезвычайно удачной экономической политикой или каким-то  другим
нашим  успехом,  является  ни  чем  иным,  как  получением огромного потока
финансовых ресурсов из-за  рубежа. Это происходит  не через каналы  МВФ или
Мирового  банка,  а  просто  в  силу  той самой системы рыночной экономики,
которая существует в мире.

Hа   фоне   этого   беспрецедентного   по   размерам   финансового  потока,
экономическая  политика,  проводимая  в  стране  -  это мой первый тезис, -
демонстрирует потрясающую  скорость деградации.  Причем ухудшение  качества
экономической  политики  происходит  даже  быстрее,  чем  это происходило в
период первого  президентского цикла  в независимой  России. Я  просто хочу
сказать  следующее.   Если  бы  даже  та  экономическая  политика,  которая
проводилась в 1999 году в Российской Федерации, продолжалась бы в 2000  или
в 2001 году, то темпы экономического  роста были ли бы не 8  процентов, как
это было в прошлом году, и не 5 процентов, как это, в лучшем случае,  будет
в этом году, а - порядка 15 процентов.

Второе наблюдение - это динамика масштабов коррупции. Мне кажется, что  она
начинает  превосходить  даже  то,  что  было  в предшествующие десятилетия.
Раньше  она  была,  скажем  так,  делом любительским. Сейчас она становится
институциализированной,  как  бы  обернутой  в  соответствующие решения как
исполнительных,   так   и   законодательных   органов   власти.   Коррупция
приобретает совершенно другой масштаб,  и ее последствия для  существования
страны совершенно несопоставимы с тем, что было в прошлые десятилетия.

И наконец,  третье наблюдение,  к чему  было в  последние несколько  недель
приковано внимание целого ряда СМИ, - это обострившаяся борьба  группировок
внутри власти, информационные  войны и так  далее. Это воспроизведение  тех
же  самых  тенденций,  которые  существовали  у  нас  в  течение   прошлого
десятилетия.   Если  в  2000  году  и  даже  в начале 2001 года сохранялись
надежды, и  я бы  еще раз  сказал, иллюзии,  что этого  не будет или что от
этого  как-то   отошли,  то   происходящее  сейчас   показывает,  что    мы
возвращаемся в ту же самую колею.

Как говорится, история повторяется дважды,  но первый раз в виде  трагедии,
второй  раз  -  в  виде  фарса.  То,  что  происходит  сейчас, скорее всего
заслуживает  именно  такой  характеристики.  Естественно, возникает вопрос,
почему  мы  вновь  и  вновь  попадаем  в  ту же самую ситуацию? Причем надо
сказать, и по многим другим направлениям, о которых сейчас нет  возможности
и времени говорить.


Представляется,  что  корень  проблемы  заключается  в политической системе
страны. Реальная власть -  это ежедневные и повседневные  принятия решений,
это  парламентская  система  и  президентская  система. С этой точки зрения
президентская  система  даже  в  условиях  относительно  развитых   обществ
оказывается менее эффективной,  чем парламентская. Поскольку  парламентская
система  при  всей  своей  массе  недостатков  обеспечивает несколько более
устойчивые и  прочные элементы  контроля за  деятельностью тех,  кто на тот
или  иной  период  оказываются  у  власти.  Есть  возможность  через  ту же
парламентскую  систему  обеспечить  замену  той  или  иной группы. И с этой
точки  зрения,  как   мне  кажется,  относительно   короткий  срок   работы
правительства Примакова,  как это  ни покажется  странным, в  конце 1998  -
начале 1999 года, оказался на редкость неожиданно удачным опытом. При  всем
при  этом  у  Примакова  -  как  бы  кто-то ни относился к его взглядам или
взглядам тех людей, которые оказались в правительстве, - была очень  мощная
и  важная  опора  -  это  именно  поддержка  в парламенте. И можно было что
угодно говорить по поводу того, что они делают, но это то, за что  отвечала
законодательная власть, чего, конечно, в других случаях мы не наблюдаем.


Естественно, если посмотреть не  только на современную российскую  историю,
но и что происходило, скажем, в  последние десятилетия как в странах с  так
называемой переходной  экономикой, так  и по  всему миру  в другие времена,
становится  совершенно  ясно,  что   парламентские  системы  в  средней   и
долгосрочной  перспективе   являются  гораздо   более  эффективными,    чем
президентские. А если мы хотим,  чтобы решения, которые у нас  принимаются,
были более  эффективными, а  суверенитеты становились  более компетентными,
то рано или поздно нам надо будет двигаться в этом направлении.

А  что  же  нам  мешает  сделать  это  как  можно  быстрее? Есть одно очень
существенное условие. Парламентские системы могут быть эффективными  только
в  обществах   социально,  этнически,   конфессионально  однородных.   А  в
неоднородных  обществах  они  по  определению  и  по  факту эффективными не
являются  и  довольно  часто  становятся  жертвами  реальной   политической
борьбы.

И тогда  общество стоит  перед очень  серьезным, очень  непростым выбором -
что,  собственно,  делать?  По  какому  пути идти? Ориентироваться на более
эффективную систему  политического управления  территориями или  обществом,
которое будет являться лишь частью  общности? Либо же пытаться удержать  ту
территорию   и   общество,   которое   было   изначально,  но  поддерживать
относительно   менее   эффективные   инструменты   в   политической  сфере?
Собственно  говоря,  такая  борьба   продолжается  в  течение   длительного
времени, но  ее результат  хорошо известен:  общность, в  которой в течение
длительного  времени  поддерживаются  неэффективные  системы  политического
управления, рано или  поздно рушится, дробится  на более однородные  части.
Ярким примером  сему явилось  крушение СССР,  десятилетие которого  недавно
так торжественно отметили.
назадУказатель рубрикивперед