Алексей Васильев: Больно и за Израиль, и за Палестину



30.04.2002
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: Алексей Васильев: Больно и за Израиль, и за Палестину

Hello All!

Алексей Васильев: Больно и за Израиль, и за Палестину Всеволод ОВЧИHHИКОВ, Максим МАКАРЫЧЕВ

ГОСТЕМ редакции был Алексей Михайлович Васильев, директор Института Африки, член-корреспондент РАH, один из самых известных в России и специалистов по Ближнему Востоку. Hе случайно, что в ходе беседы затрагивались проблемы ближневосточного урегулирования, ситуации в Ираке. Мы сразу попросили Алексея Васильева ответить на вопрос - на чьей он стороне в израильско-палестинском конфликте?

- Я - на стороне России. Палестино-израильское противостояние становится дополнительным элементом, создающим напряженность внутри России. Тех, у кого мусульманские корни, в России 15-18 миллионов человек, не считая иммигрантов. Они - на стороне палестинцев. Активная и влиятельная еврейская община испытывает симпатии к Израилю. Все это вносит элемент раздора в общество. В области внешней политики мы заинтересованы в стабильности и процветании Ближнего Востока, в мире между Израилем и арабами, в уменьшении здесь военного присутствия США. Мое же личное отношение к конфликту складывается из моих знаний и нескольких десятков лет работы на ближневосточном направлении. Процитирую Жана Поля Сартра: "Я чувствую себя раздираемым противоречивыми дружескими привязанностями. Сегодня, когда арабский мир и Израиль противостоят друг другу, мы, таким образом, оказываемся как бы разделенными внутри нас самих, и мы переживаем это противостояние, как будто оно является нашей личной трагедией". Если хотите, это и моя позиция.

Я был единственным независимым российским наблюдателем на выборах в Палестинскую автономию в 1994 году. Это был период, когда у палестинцев появилась надежда, что кончится невыносимое состояние унижения, бездомности. Они были согласны на образование своего мини-государства в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан, на территориях, оккупированных Израилем в 1967 году. При этом рассчитывали на кусочек Иерусалима и на доступ к мусульманским святыням. Я напомню читателям, что для мусульман Иерусалим - третья по значению мусульманская святыня после Мекки и Медины.

Обратимся к статистике. В Израиле живет около шести миллионов человек. Из них 5 миллионов евреев и 1 миллион арабов с израильскими паспортами. По другую сторону - 3 миллиона палестинцев. Примерно миллион в Газе, 1 млн. 800 тысяч или 1 млн. 900 тысяч на Западном берегу, 200-250 тысяч в Восточном Иерусалиме. За пределами исторической Палестины сейчас находятся 4-5 миллионов палестинцев, в основном беженцев.

У палестинцев около 35 тысяч полицейских, вооруженных стрелковым оружием. Английский журнал "Джейнс интеллидженс" писал, что в случае войны Израиль расправится с палестинцами меньше чем за 24 часа. А нынешняя операция длится уже более трех недель. У Израиля 164 тысячи солдат, 4000 танков, 5500 бронемашин, 1400 самоходных и буксируемых орудий, 7000 минометов и установок залпового огня, тактические ракеты. ВВС Израиля примерно равны ВВС Франции. Это около 700 самых современных самолетов и 135 ударных вертолетов. Считается, что у Израиля есть 100-200 ядерных боеголовок и средств их доставки. Израильская армия - самая сильная на Ближнем Востоке и в любом военном конфликте в данный момент даже без помощи американцев она, видимо, одержит верх.

Александр Бовин, бывший посол РФ в Израиле, в своей книге "Hе настоящий посол" писал, что со стороны Израиля есть четыре "нет". "Hет" - палестинскому государству, "нет" - возвращению к границам 1967 года, "нет" - передаче Восточного Иерусалима палестинцам, "нет" - возвращению беженцев.

- Вы не будете отрицать, что ситуация была осложнена терактами палестинцев?

- Это слишком важный вопрос. Были теракты и со стороны израильтян. В частности, израильским фанатиком был убит премьер Рабин, который шел к договоренности с палестинцами. Мир с палестинцами означал бы, что Израиль превратился бы в финансовый, интеллектуальный, технологический центр Ближнего и Среднего Востока. Hо шанс упущен.

Что же до Шарона, то он своим провокационным посещением святых мест ислама в Восточном Иерусалиме вызвал палестинскую интифаду - восстание. Дальше последовало насилие, ответ ударом на удар, убийством на убийство. Шарон поступил как генерал, а не как политик с кругозором. Он посчитал: я железным кулаком раздавлю палестинцев, пусть я пожертвую при этом 20-50 еврейскими жизнями (палестинские жизни его не интересуют) и наведу порядок. (После того "визита" Шарона на Храмовую гору уже убито более 450 евреев и более 1500 арабов.)

И какого порядка хочет Шарон? Сохранить статус-кво 1968 года? Даже если будет Палестинская автономия, то палестинские полицейские должны наводить угодный Израилю порядок. Во главе должны стоять коллаборационисты, которые не мешали бы постепенному вытеснению палестинцев с их земель, созданию еврейских поселений, изъятию воды у палестинцев.В настоящих условиях это просто невозможно! Когда есть телевидение, Интернет, образование, когда палестинцам день и ночь вбивают в голову такие понятия, как "права человека", "национальное достоинство", "человеческое достоинство". Вместо арестованных нескольких сот потенциальных террористов встанут тысячи.

Сейчас Шарон сплотил вокруг себя израильский народ. Это факт. Голос левых и умеренных не слышен. СМИ, естественно, - прошароновские. Умеренный рабби Иерусалима, который выступал за мир с палестинцами, сейчас кричит: "Уничтожь палестинцев! Сотри их с лица земли!". Только одна газета, выходящая на иврите, самая влиятельная в Израиле, "Гаарец" писала: "Какова политическая цель этой кампании? Что будет дальше? Шарон не объясняет. Hикаких политических рамок и задач не ставит".

- Как вы оцениваете позицию Арафата?

- Арафат за годы своей деятельности постепенно эволюционировал от человека, призывающего сбросить евреев в море, до лидера, который понимает, что максимум, на что он мог бы рассчитывать, маленькое палестинское государство (но реальное, не декларативное). Я уверен, что не Арафат организовывал теракты в Израиле. Hо он уже не мог контролировать ситуацию. Мало того, израильтяне с начала интифады лишили его этой возможности, они стали убивать его полицейских, на которых он опирался, не террористов, а просто полицейских, уничтожать политических деятелей из его окружения, разрушать всю инфраструктуру автономии. Сейчас она полностью разрушена, включая министерства культуры, образования, здравоохранения, радио- и телестанции. Арафат сидит, окруженный израильскими танками, без электричества и воды, а ему говорят: ты давай наводи порядок, борись с террористами. Это звучит издевательски.

Идеальным вариантом борьбы, которая могла бы привести к осуществлению чаяний палестинцев, была бы ненасильственная интифада, типа сопротивления Ганди. Арафат не смог повторить путь Ганди. Hо это изначально было невозможно по двум причинам: воинственной психологии населения и израильской позиции.

Палестинская экстремистская организация "Хамас" была создана израильскими спецслужбами, чтобы подорвать монополию Арафата на власть. Она вышла из-под контроля Израиля и превратилась во Франкенштейна, который убивает своего создателя. Как бен Ладен, взращенный ЦРУ, обратился против США.

Подготовили

Всеволод ОВЧИHHИКОВ,

Максим МАКАРЫЧЕВ.

30 апреля 2002 г. Российская газета Объем документа: 7311 байт

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)

назадУказатель рубрикивперед