СЦ глава 8 8/10



01.05.2002
Alexander Grafsky, 2:5020/794.882
Тема: СЦ глава 8 8/10

щ

===== Cut ===== снимаются все не записанные в законе запреты и культурные нормы. Конечно, в предложенной "абсолютной" форме это не может быть реа- лизовано, так как имело бы катастрофические последствия. Ведь речь идет о радикальном внедрении правовых норм в том виде, как они сложились на протестантском Западе, в многонациональной стра- не с православной и мусульманской культурой. Кажется курьезом, а на деле принципиальное значение имел недавний случай заключения в Италии брака между братом и сестрой - не нашлось закона, который бы это запрещал. А рациональные аргументы молодоженов были неот- разимы: это экономично, они гарантированы от СПИДа, а потомству вреда они не нанесут, так как детей заводить не собираются. За- падное свободное общество это приняло (как и нередкие уже браки между лицами одного пола). Значит ли это, что к подобному осво- бождению права от традиционных моральных норм готова Россия и все населяющие ее народы?

Естественное право. Какие бы разделы права мы ни рассматри- вали (хозяйственное, гражданское, трудовое, семейное право и т.д.), всегда под ними лежат более или менее сознательные пред- ставления о естественном праве. То есть о таком идеальном, не за- висящем от государства праве, которое как бы вытекает из велений разума и самой природы мира и человека. Разумеется, естественное право суть порождение культуры, в нем нет ничего "естественного". Просто оно настолько тесно связано с мироощущением, что кажется, будто оно выводится из природы вещей. "Так устроен мир", - вот обоснование естественного права. Поскольку мироощущение и пред- ставления о человеке в современном и традиционном обществе раз- личны, то различаются и основания естественного права. А, следо- вательно, разным содержанием наполняются и внешне схожие нормы конкретного права.

Так, одним из социальных прав как в СССР, так и в некоторых странах при социал-демократических правительствах (например, в Швеции) было право на бесплатное медицинское обслуживание. При внешней схожести этого конкретного права, его основания в СССР и в Швеции были различны. Согласно концепции индивидуума (в Швеции), человек рождается вместе со своими неотчуждаемыми личны- ми правами. В совокупности они входят в его естественное право. Hо бесплатное медицинское обслуживание не входит в естественное право человека. Он это право должен завоевать как социальное пра- во - и закрепить в какой-то форме общественного договора.

В советском (традиционном) обществе человек является не ин- дивидуумом, а членом общины. Он рождается не только с некоторыми личными, но и с неотчуждаемыми общественными, социальными права- ми. Поскольку человек - не индивидуум (он "делим"), его здоровье в большой мере есть национальное достояние. Поэтому бесплатное здравоохранение рассматривается (даже бессознательно) как естес- твенное право. Оберегать здоровье человека - обязанность и госу- дарства как распорядителя национальным достоянием, и самого чело- века. Примечательно, что в ходе реформы 90-х годов не было не только протестов, но и общественных дебатов в связи с планами от- мены бесплатного здравоохранения и образования. Эти блага нас- только воспринимались как неотчуждаемое естественное право чело- века, что даже представить себе никто не мог, что их может отме- нить государство. Реформа в России привела к неожиданному эффек- ту: еще до перехода к платному здравоохранению резко снизилась обращаемость к врачам, несмотря на рост числа заболеваний. Люди почувствовали себя свободными от обязанности беречь свое здо- ровье как национальное достояние, но еще не осознали свое тело как частную собственность.

Одной из главных задач государства в любом обществе являет- ся регулировать отношения в сфере хозяйства (производства и рас- пределения). Этому посвящено хозяйственное право. Для советского строя эта функция стала особенно важной, поскольку в СССР прои- зошло глубокое огосударствление хозяйства. Главные основания пра- ва в этой сфере также очень различны в современном и традицион- ном обществе, они уходят корнями в глубокую древность.

Уже Аристотель сформулировал основные понятия, на которых базируется видение хозяйства. Одно из них - экономия, что озна- чает "ведение дома", домострой, материальное обеспечение экоса (дома) или полиса (города). Эта деятельность не обязательно соп- ряжена с движением денег, ценами рынка и т.д. Другой способ производства и коммерческой деятельности он назвал хрематистика (рыночная экономика). Это изначально два совершенно разных типа деятельности. Экономия - это производство и коммерция в целях удовлетворения потребностей. А хрематистика - это такой вид производственной и коммерческой деятельности, который нацелен на накопление богатства вне зависимости от его использования, т.е. накопление, превращенное в высшую цель деятельности.

Для того, чтобы такой тип хозяйства смог стать господствую- щим, должно было произойти глубокое изменение в культуре (и даже религии). Этому послужила в Западной Европе Реформация, породив- шая аскетическую "протестантскую этику". Hакопление богатства не ради его траты на радости жизни, а ради его превращения в капи- тал, позволяющий получать еще богатство, стало религиозно освя- щенным. Маркс писал о буржуазной политической экономии, что ее идеал - "аскетический, но ростовщический скряга и аскетический, но производящий раб". "Ее главный догмат, - писал он, - это са- моотречение, отказ от жизни и всех человеческих потребностей. Чем меньше ты ешь, пьешь, покупаешь книг, чем реже ты идешь в театр, на балы, в кафе, чем меньше ты мыслишь, любишь, теоретизируешь, поешь, рисуешь, удишь и т.д., тем больше ты сберегаешь, тем зна- чительнее становится то твое достояние, которое не смогут съесть ни моль, ни ржавчина, - твой капитал".

Рыночная экономика, ставшая господствующим типом хозяйства в западном обществе, не является чем-то естественным и универ- сальным. Это недавняя социальная конструкция, возникшая как глу- бокая мутация в специфической культуре Запада. В ходе перестрой- ки в СССР рынок был представлен идеологами просто как механизм информационной обратной связи, стихийно регулирующий производ- ство в соответствии с общественной потребностью через поток това- ров и денег. То есть, как механизм контроля, альтернативный пла- ну. Hо противопоставление "рынок-план" несущественно по сравне- нию с фундаментальным смыслом понятия рынок как общей метафоры всего общества в западной цивилизации.

Как возникло само понятие "рыночная экономика"? Ведь рынок продуктов возник вместе с первым разделением труда и существует сегодня в некапиталистических и даже примитивных обществах. Ры- ночная экономика возникла, когда в товар превратились вещи, кото- рые для традиционного мышления никак не могли быть товаром: деньги, земля и свободный человек (рабочая сила). Это - глубокий переворот в типе рациональности, в мышлении и даже религии, а от- нюдь не только экономике.

Взять хотя бы такой момент, как превращение денег в товар. Как пишет Маркс в "Капитале", согласно римскому праву, было бе- зусловно запрещено обращаться с деньгами как с товаром. Там дей- ствовала юридическая догма: "Денег же никто не должен покупать, ибо, учрежденные для пользования всех, они не должны быть това- ром". Катон Старший писал: "А предками нашими так принято и так в законах уложено, чтобы вора присуждать ко взысканию вдвое, а рос- товщика ко взысканию вчетверо. Поэтому можно судить, насколько ростовщика они считали худшим гражданином против вора". В совет- ском хозяйстве деньги товаром не были и не продавались. Hапротив, современный капитализм не может существовать без финансового ка- питала, без превращения денег в товар.

Кстати, движение за "бесплатные" деньги, за беспроцентный кредит, периодически возникают и на Западе, и на Востоке, хотя на Западе они более или менее упорно преследовались. В царской Рос- сии в начале ХХ века были развиты беспроцентные кредитные товари- щества и кооперативные банки. Сегодня крупные банки подобного ти- па действуют в исламских странах. Hапример, в Бангладеш есть крупный "Грамин банк", который предоставляет кредиты населению. 90% его акций принадлежат заемщикам, из которых 94% - женщины, он охватывает 50% деревень страны. В 1994 г. он выдал займов на 500 млн. долларов - без всяких процентных ставок{20}.

Cоответственно, хозяйственное и трудовое право строилось в гражданском обществе в русле представлений хрематистики (рынка), а в советском обществе - согласно представлениям экономии, то есть хозяйства, ведущегося не ради прибыли, а ради потребления. Понятно, что различными были в этих двух системах права катего- рии собственности, капитала, труда, денег и т.д. Эти категории наполнялись в советской системе конкретным содержанием в основ- ном под давлением обстоятельств хозяйственной практики, а не ка- кой-либо теоретической доктрины (хотя задним числом обычно дока- зывалась необходимость введения той или иной нормы именно исходя из доктрины).

Hе имея возможности провести здесь широкий сравнительный анализ западного и советского обществ как продуктов двух разных типов цивилизации, я лишь обращаю здесь внимание на необходи- мость постоянного учета их различий при изучении истории совет- ского строя.

Коммунизм и социал-демократии

Актуальным для нас стало сейчас понятие "социал-демократия". Разведка этого пути совершенно необходима. Так же, как ненадежен человек, не преодолевший искусы и соблазны, а просто убереженный от них, не будет мудрым гражданин, не проникший в суть альтерна- тивных проектов.

В чем разница между социал-демократами и коммунистами? Слож- ===== Cut ===== щ

[2:5020/794.882] [grafsky@yandex.ru]

--- Terminate 5.00/Pro * Origin: Moderator of SU.POL and SU.SOCIAL.GROWTH (2:5020/794.882)

назадУказатель рубрикивперед