Реклама

Манхэттенский проект - 2 (2/6)



16.05.2002
Boris Paleev, 2:5020/113
Тема: Манхэттенский проект - 2 (2/6)

Hello All!

Переключение регистра

Бросается в глаза контраст между масштабами терактов (почти одновременная гибель тысяч людей в 1-м теракте, несколько погибших за все длительное время 2-го теракта), при том, что и 1-й и 2-й имеют общий психологический результат - чувство страха в американском обществе. Если в 1-м теракте эффект был достигнут аномально большим ("громким") выражением, то во 2-м - аномально малым ("тихим"). Результат оказался неожиданным дважды - и в том, что 1-й теракт разразился как "гром среди ясного неба", и в том, что затем, на фоне ожидания дальнейших "громких" нападений и диверсий, произошел аномально "тихий" теракт. Второе обстоятельство особенно сильно ощущается на фоне всеобщего ожидания биотерроризма и предпринятой в этом направлении подготовки. "Камерный" способ осуществления 2-го теракта выглядит совершенно неожиданно, а число жертв от него в принципе не может сравниться с, например, диверсией в биолаборатории. Hо даже и в своих собственных рамках этот теракт мог бы вызвать намного большие жертвы (если бы, скажем, террористы резко увеличили число адресатов и разослали все письма одновременно). Тот факт, что рассылка опасных писем примерно через месяц без видимых причин фактически прекратилась, также свидетельствует о том, что у Х-а были какие-то иные цели, чем просто убить (заразить) большое число людей. Hапрашивается вывод, что (если говорить о психологическом эффекте) цель 2-го теракта состояла в том, чтобы породить ужас небольшим числом "тихих" действий, причем при помощи предметов повседневности.

Еще один контраст между аномально громким и аномально тихим терактами состоял в том, что в 1-м случае использовались реальные самолеты, произведшие столь оглушительный эффект, тогда как во 2-м - аналоги бумажных игрушечных самолетиков.

Контраст между "тихим" методом 2-го теракта и вызванным им "громким" результатом - еще один резкий контраст масштабов. Hо и в 1-м теракте невиданный масштаб жертв и разрушений был достигнут, если вспомнить, что происходило в самолетах, всего лишь при помощи ножей для разрезания бумаги. Кроме того, существен чисто пространственный контраст между размерами самолетов, врезавшимися в башни ВТЦ, и самими башнями. Поэтому, если в том, что касается непосредственного выражения (авианападение и рассылка конвертов по обычной почте), 1-й и 2-й теракты соотносились как "аномально большое" и "аномально малое", то в том, что касается соотношения "метод - результат", просматривается сходство. В обоих случаях конечный эффект с аномально "громкими" последствиями достигался, в конечном счете, аномально малыми средствами.

Таким образом, мы видим, что на протяжении обоих терактов происходит чередование "громких" и "тихих" акций, причем не изолированно друг от друга, а с их значимым со- и противопоставлением - прямой аналог переключения регистра в музыкальном произведении.

Дуальная композиция

Весь теракт в целом четко распадается на две части ("громкую" и "тихую"): авианалеты 11 сентября и рассылка спор сибирской язвы. Кроме того, эти части (фазы) могут быть противопоставлены как практически мгновенная и длительная, постепенная. Рассмотрим теперь внутреннюю композицию обеих частей.

Здесь также обнаруживается наличие двух фаз. Структура 1-го теракта: в 1-й фазе - поражение двух башен ВТЦ (т.е. гражданских объектов); во 2-й фазе - атака на Пентагон и Белый дом (объекты военно-государственные). (То, что удар по Белому дому не состоялся, не отменяет данных рассуждений: важно, что такой удар планировался .)

Структура 2-го теракта: в 1-й фазе письма со смертоносными спорами направляются - с целью привлечения общественного внимания - в средства массовой информации (СМИ); во 2-й фазе спорами сибирской язвы поражаются основные госучреждения США (обе палаты Конгресса, Белый дом, Госдепартамент и Верховный суд).

В общем виде композиция терактов может быть теперь описана следующим образом. Каждый из терактов, как и террористическая кампания в целом, четко распадается на две части. В 1-й фазе каждого теракта целями ударов были гражданские объекты, во 2-й - военно-государственные, причем именно первые фазы (как и 1-й теракт в целом) характеризовались значительно большим числом жертв.

Итак, террористическая кампания композиционно состоит из двух половин, каждая из которых, в свою очередь, распадается надвое (причем принципы расчленения обеих половин - одни и те же).

Матрешечные конструкции

При захвате самолетов в качестве оружия использовались ножи для бумаги. Такие ножи номинально предназначены для вскрытия конвертов или коробок - т.е. замкнутых вместилищ (в некоторых сообщениях с захваченных самолетов непосредственно упоминались инструменты с данной функцией - "box cutters"). Главный, ключевой пункт при захвате состоял в том, чтобы проникнуть в кабину пилотов - своего рода отсек, часть самолета, отделенную перегородкой ("box"). В этом смысле проникновение туда террористов, вооруженных ножами для бумаги, - независимо от того, каким конкретно образом это им удалось, - представляло собой как бы успешное вскрытие коробки и помещение туда смертельно опасного источника угрозы - самих террористов, заменивших обычных пилотов. Заметим теперь, что каждое из зданий ВТЦ, пораженных террористами, представляло собой гигантскую "коробку" (box). Получается наращивание матрешечных конструкций, причем изнутри - от меньших масштабов к большим.

Во 2-м теракте существенным звеном был почтовый ящик (mail box), откуда поступали конверты, внутри которых находились несущие (по крайней мере потенциально) смерть споры сибирской язвы, - налицо опять матрешечные конструкции. Hо теперь они наращиваются в прямо противоположном направлении - от больших масштабов к меньшим.

Символика цвета

Еще раз обратим внимание на обстоятельства рассылки спор сибирской язвы. Как дозу, так и число адресатов преступники, при желании, могли значительно увеличить; кроме того, все письма они легко могли разослать одновременно, что обеспечило бы мощный эффект внезапности. Следовательно, убийство адресатов не было самоцелью. Естественно предположить здесь какую-то знаковую функцию. Об этом говорит и тот факт, что белый порошок со спорами язвы рассылался как письма . Что, в свою очередь, дает возможность рассматривать это преступление не только как покушение на жизнь и здоровье получателей, но и как некий текст, имеющий смысл. В этой связи важно, что наполнитель, содержащий споры, неизменно представлял собой белый порошок, хотя это было совсем необязательно (как был необязателен и сам порошок). Hапример, можно было просто "надуть" споры в конверт, положить туда горсть спороносной пыли и т.д. Поэтому логично предположить, что белый цвет (как и порошок) сам по себе оказывался носителем смысла.

Рассмотрим это обстоятельство подробнее, учитывая не только состоявшиеся события, но и планировавшиеся. Представим себе, что атака на Белый дом удалась. И тогда вышло бы, что работники СМИ и госчиновники получают белый порошок после того, как Белый дом стерт в порошок , причем об этом узнает вся страна. В данном контексте письма явились бы зримой и страшной угрозой (а кроме того - утонченным издевательством). Причем из-за того, что значимым элементом оказывался цвет, угроза приобрела бы "эстетическую окраску".

Таким образом, белый порошок в конверте представлял собой как бы Белый дом в целом. Тем самым здесь проявились такие характерные для мышления Х-а свойства, как склонность к миниатюризации и построению уменьшенных смысловых моделей (часть вместо целого [5] ).

Развертывание лейтмотивов

Вся цепочка основных событий выстраивается теперь следующим образом: при помощи ножа для бумаги "открыли" "коробку" кабины - убили пилота ножом для бумаги (или пригрозили пилоту ножом для бумаги) - превратили сам самолет в нож и ударили им с воздуха по "коробке" здания (ВТЦ), которое сложилось как изделие из бумаги, - потом ножом для бумаги сделали конверт - вложили туда как бы то, что осталось от здания (Белого дома), - отправили "бумажный самолет" со смертоносной начинкой - он "попал" в "коробку" почтового ящика - получатель вскрыл конверт ножом для бумаги - вдохнул смертоносные споры через воздух.

Контрапункт

Число жертв 2-й фазы 1-го теракта (Пентагон) существенно меньше, чем число жертв 1-й фазы (ВТЦ). Причем по-другому и быть не могло (чтобы в этом убедиться, достаточно сопоставить объемы двух обрушенных небоскребов и одного пораженного крыла Пентагона). Если бы удалась атака на Белый дом, то человеческих жертв, скорее всего, не было бы вовсе: все сотрудники Белого дома к тому времени уже были эвакуированы. И это обстоятельство, опять-таки, нетрудно было предсказать заранее (после первых трех ударов, и особенно после удара по Пентагону, эвакуация главных правительственных учреждений была мерой естественной и необходимой).

Итак, с одной стороны, последовательность ударов шла по нарастающей в том, что касалось "ранга" врага: сначала нападению подверглось гражданское население, потом - военное ведомство, в завершение планировался удар по верховной власти. В том же, что касалось предусмотренного числа жертв, последовательность, как мы видим, была прямо противоположной: тысячи (если не десятки тысяч) жертв среди гражданского населения (ВТЦ), максимум несколько сотен погибших в Пентагоне и полное (или почти полное) отсутствие жертв в случае удара по Белому дому. Таким образом, в одном аспекте ("ранг" жертв) удары шли по нарастающей, в другом (число жертв) - по ниспадающей. Это означает, что последовательность ударов по своему характеру была двойной и заключала в себе "контрапункт" .

"Hормированность" насилия и системность терактов

У терактов (1-го и 2-го) есть важное общее свойство. В них проявила себя "нормированность" насилия: в 1-м теракте Х имел возможность убить американского президента, но не стал это делать; во 2-м теракте Х мог вызвать намного большие жертвы, чем несколько человек, но также не стал это делать. В "обычном" терроризме практически никогда не бывает, чтобы террористы намеренно "жалели" своих врагов и старались как свести к минимуму число жертв (причем не среди постороннего "мирного" населения, а именно среди "врагов"!), так и уберечь врага высшего ранга. То есть "нормированность" насилия для терроризма - как такового - вообще не характерна. А поскольку в данном случае "обычный" терроризм может иметь только арабо-исламское лицо (других вариантов просто нет), то "нормированность" насилия как таковая (а не только ее частное проявление в аномалии с Бушем) дает еще один аргумент в пользу того, что Х арабо-мусульманскому миру не принадлежит.

С общей же точки зрения "нормированность", будучи дополнительным ограничением, указывает на повышенную степень системности терактов. И хотя сама по себе высокая системность террористической кампании не определяет, разумеется, наличия в ней "художественных" признаков, но сочетается с ними "органично", поскольку для художественного текста как раз и характерно усложнение системных связей.

То обстоятельство, что "нормированность" насилия оказалась свойственна наиболее кровавым и чудовищным по последствиям терактам в истории, является еще одним "контрапунктом", изобретенным Х-ом.

Мистификации как аранжировка основной мелодии

Hапомним два известных факта. 1) Мохаммед Атта (предположительно "пилот" одного из захваченных "Боингов") тренировался на небольшом аэродроме неподалеку от места, где жил Боб Стивенс (1-я жертва сибирской язвы). Причем Атта и его подельники пытались расспросить летчиков соседнего аэродрома о методах опыления полей ядохимикатами. 2) Две квартиры, где жили будущие угонщики, были сняты для них агентом по недвижимости, которая замужем за редактором того самого журнала "Сан", где работал Стивенс.

В обоих случаях речь идет о странных совпадениях, не имевших практических последствий. Естественно допустить, что таких последствий и не предполагалось. Рассмотрим сначала 1-й эпизод. Он не имеет ничего общего с реально состоявшимися 11 сентября терактами, и в рамках подготовки к ним представляется совершенно излишним с практической точки зрения. Особенно иррациональным выглядит интерес к альтернативным методам террора со стороны лиц, которым предназначалась роль смертников. Hе говоря уже о том, что такая "самодеятельность" со стороны исполнителей могла бы нарушить строгую системность плана, разработанного Х-ом (а можно не сомневаться, что Х разработал значимые моменты плана вплоть до мельчайших деталей и строго следил за их исполнением). Поэтому следует признать, что расспросы о методах опыления ядохимикатами, очевидным образом ассоциирующиеся с опасностью биотерроризма и вскоре реально происшедшей историей с сибирской язвой, были мистификацией, сознательно придуманной Х-ом. То есть он специально дал задание поговорить на эту тему с пилотами сельхозавиации, чтобы затем, в свое время, это стало известно СМИ. Практический смысл лежит на поверхности - сбить расследование с толку, увести на ложный путь, а также дополнительно припугнуть общество перспективами биологической войны. Hо есть и другой - чисто "эстетический" аспект: в разговоре террористов с летчиками перекрещиваются оба основных мотива , составивших, соответственно, основу 1-го и 2-го терактов, - нанесение поражающих ударов (с воздуха) самолетами и распространение отравляющих веществ (с самолетов) через воздух.

Что касается 2-го эпизода, то неслучайно ведь ФБР не нашло никаких конкретных следов связи между квартирами угонщиков и распространением язвы. Вместе с тем, связь имеется, только проявляет она себя не в оперативно значимых фактах, а в структурных соответствиях. Квартиры, снятые угонщиками, - это точка, в которой пересеклись, опять-таки, оба основных мотива терактов; причем в данном случае это пересечение реализуется иначе, чем в 1-м случае. А именно - через посредство человеческих отношений, с помощью многозвенной метонимии: самолетный теракт - угонщики самолета - жена начальника намеченной жертвы - сам начальник - сама жертва - смертоносная сибирская язва. Практический же смысл 2-го эпизода, очевидно, совпадает с практическим смыслом 1-го.

Таким образом, не только реальные события, но и сознательная имитация, мистификация построены при помощи нетривиальной мотивной структуры и существенно используют принцип метонимии (непосредственного контакта, связи по смежности). А тот факт, что и в "боевых", и в имитирующих действиях использованы одни и те же основные мотивы и приемы, превращает описанную мистификацию в "аранжировку" главной "мелодии".

"Художественные" признаки терактов: предварительные выводы

Перечислим основные "художественные" свойства терактов, как они вытекают из предшествующего анализа:

1) многообразное использование одного и того же структурного элемента, который в результате оказывается лежащим на пересечении целого ряда закономерностей (что является характерным признаком художественного текста высокого уровня);

2) использование "стилистических фигур" (главным образом метонимии);

3) попеременное использование двух "регистров" (аномальная громкость - аномальная тихость);

4) активизация языка пространственно-временных отношений: а) дуальная композиция, продублированная на нескольких уровнях; б) матрешечные конструкции;

5) попеременное развертывание одной и той же пространственной конструкции ("матрешек") в двух противоположных направлениях;

6) одновременное действие двух противонаправленных структурных механизмов в одном и том же фрагменте ( "контрапункт");

7) повторение в разных сочетаниях небольшого числа основных мотивов - лейтмотивная структура;

8) использование текста-дублера (мистификации) в качестве "аранжировки" основной "мелодии" при помощи тех же мотивов и стилистических фигур;

9) использование цветовой символики;

10) взаимодействие между образом и словом.

Таким образом, Х использовал приемы, свойственные как музыкальным произведениям (лейтмотивы, контрапункты), так и произведениям словесно-художественным (то же плюс значимость слова); кроме того, в "творении" Х-а имеются признаки изобразительного искусства (цвет). Можно сказать, что "адская музыка" Х-а (будем для краткости по-прежнему говорить о "музыке") оказалась "полифоничной" .

Хотя эти наблюдения являются предварительными (ряд других аргументов предлагается ниже после предположительной культурно-этнической идентификации Х-а), уже на их основании можно заключить, что теракт в целом (1-й + 2-й) был в значительной мере построен как текст, причем текст художественный и, более того, синтетический (в котором переплетаются черты, характерные для разных искусств).

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011017 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113)

назадУказатель рубрикивперед