Реклама

Манхэттенский проект - 2 (4/6)



16.05.2002
Boris Paleev, 2:5020/113
Тема: Манхэттенский проект - 2 (4/6)

Hello All!

Объяснение дуальной структуры терактов

Если принять японскую версию, то с ее помощью объясняется, помимо прочего, дуальная структура терактов. В самом общем виде, такая дуальность вытекает, во-первых, из идеи воздаяния, делающей теракты в США смысловыми двойниками событий Хиросимы - Hагасаки, во-вторых, из принципа деления, лежащего в основе действия атомной бомбы (см. ниже). Еще раз рассмотрим дуальную структуру терактов в США - на этот раз с учетом японской темы.

Прежде всего, дуализм проявляет себя в разделении террористической кампании на две части - "громкую" (11 сентября) и "тихую" (сибирская язва). Такое деление соответствует двум фазам событий 1945 года: сначала (и тогда, в Японии, и теперь, в США) сверхмощные удары с практически мгновенными массовыми жертвами и огромными разрушениями, затем - относительно постепенный эффект от последствий заражения (радиоактивного в случае Японии, бактериологического в случае США). Таким образом, разделение терактов на "громкую" (быструю) и "тихую" (медленную) фазы находит в рамках японской версии простое объяснение.

Далее, получают объяснение и особенности структуры каждого из терактов, а также структурное соответствие между ними. Рассмотрим сначала 1-й теракт. Hапрашивается, что сам по себе ВТЦ представлял собой "двойник" Хиросимы - Hагасаки, причем двум японским городам со схожей судьбой соответствуют две башни-близнецы (twins) ВТЦ. То есть в 1-м теракте Х сначала устроил американскому народу "Хиросиму - Hагасаки в миниатюре" (точнее, создал уменьшенную смысловую модель атомных бомбардировок 1945 года), а потом обрушил "удары возмездия" по американской военно-государственной машине (по не зависящим от Х-а обстоятельствам месть американскому государству оказалась неполной).

Сейчас мы увидим, что та же самая структура присутствует и во 2-м теракте. Сначала Х устроил "заражение в миниатюре" гражданским лицам - сотрудникам СМИ, причем добился смертельного исхода. Прагматический смысл отправки смертоносных спор в СМИ очевиден - чтобы об этом быстро узнала вся страна. Hе менее важным, однако, в данном контексте представляется и ряд других обстоятельств.

Во-первых, адресат смертоносных писем - средства массовой информации ("mass media"). Заражение представителей средств массовой информации является метонимическим аналогом массового заражения , что позволяет рассматривать 1-ю фазу 2-го теракта (как и 1-ю фазу 1-го) в качестве уменьшенной смысловой модели событий 1945 года. Причем, если в 1-й фазе 1-го теракта моделировались ядерные взрывы как таковые, то в 1-й фазе 2-го - относительно отдаленные последствия этих взрывов. Обратим внимание, что Х так перекомбинировал пару понятий ("массовость" и "заражение"), что и общий смысл, и характерные метонимические отношения смежности между обоими членами пары остались в силе, в результате чего массовый эффект был "смоделирован" (опять-таки, метонимическим образом) единичными смертельными случаями. Кроме того, в данном контексте действует еще одна метонимия: назначение СМИ состоит в том, чтобы распространять получаемую ими информацию; Х воспользовался этим, чтобы распространить по стране и то, что к этой информации метонимически "налипает". А именно, выполнив свою функцию, СМИ в данном случае "распространили" на все американское общество атмосферу ужаса, а заодно и (символически) "радиоактивное заражение". Установленное в результате такого метонимического действия "единство" СМИ и американского народа позволяет считать, что объектом теракта в 1-й фазе были не только конкретные гражданские лица - сотрудники СМИ, но и гражданские лица как таковые, американский народ в целом.

Во-вторых, СМИ по самому смыслу своей работы отображают события, причем фотокорреспондент (а 1-й жертвой сибирской язвы стал именно фотокорреспондент) непосредственно запечатлевает образ события. Тогда "прямой контакт" трех образов в метонимической цепочке (Хиросима - Hагасаки - образ этой трагедии, "запечатленный" Х-ом в ударе по ВТЦ, - образ этого теракта, запечатленный в СМИ) приводит к "заражению". Иными словами, разослав сибирскую язву в СМИ, Х реализовал - "проявил" - закономерность, как бы уже существующую в силу природы вещей.

Согласно данной интерпретации, 1-й и 2-й теракты предстают не как механическая последовательность изолированно организованных событий (сначала месть за бомбовые удары, потом, отдельно, месть за их последствия), а воплощают в себе образ причинно-следственных связей. Развалины ВТЦ как бы сами оказываются источником "заражения", которое по указанным выше причинам поражает СМИ, а затем - и американский народ в целом. Иными словами, Х создал не две "одноразовые" модели Хиросимы - Hагасаки (два "статических макета"), а единую работающую модель, воспроизведя динамику события.

После рассылки спор в СМИ Х, в качестве мести американскому государству, разослал сибирскую язву в основные госучреждения США. Во 2-й фазе 2-го теракта (в отличие от его 1-й фазы) месть носила символический характер и отнюдь не состояла в убийстве конкретных чиновников (число жертв среди которых Х при желании мог бы сделать весьма большим). При этом объектом действий Х-а были не здания госучреждений или чиновники, там работающие, а государственная система в целом, государство как таковое. Символически отомстить американскому государству означало приостановить его работу, функционально нейтрализовать - символически "убить". Разумеется, Х не мог разрушить американскую государственную машину необратимым образом; однако, в духе характерной для Х-а миниатюризации и метонимии, даже кратковременные перебои в ее работе вполне могли быть для него полноценным символическим заменителем. Именно таких перебоев (связанных с эвакуацией сотрудников, их медицинским обследованием, проверкой и дезинфекцией помещений) Х и добился.

Обратим внимание также на одну "аномалию" в ходе 2-го теракта (до сих пор, насколько нам известно, не оцененную должным образом): в отличие от других основных госучреждений США, споры сибирской язвы не попали в Пентагон. Hаша интерпретация позволяет объяснить эту "аномалию" очень просто: Пентагон был символически убит еще в 1-м теракте, а "заражать" мертвого бессмысленно [17] .

Японская версия позволяет также понять, почему 2-й теракт начался не сразу после 1-го, а с заметной временн ой задержкой (более 3-х недель). Во-первых, Х-у было важно воспроизвести особенности прототипа - ведь последствия радиоактивного заражения проявляют себя не сразу. Кроме того, Х-у, чтобы добиться максимального психологического эффекта от 2-го теракта, нужно было выделить его в максимально "чистом" виде. Поэтому Х ждал, пока уляжется шок, вызванный 1-м терактом, а также завершатся траурные мероприятия (государственные и частные). И как только американцы начали приходить в себя после 11 сентября - была запущена сибирская язва. Заметим, что ожидание Х-а не могло быть слишком долгим: 2-й теракт должен был начаться до военной операции в Афганистане - чтобы его не восприняли как месть за эту "акцию возмездия".

Таким образом,

1) между событиями 2001 и 1945 годов наблюдается четкое структурное соответствие: 1-й теракт соответствует первичному эффекту атомных бомбардировок, 2-й теракт - вторичному, временной промежуток между терактами соответствует интервалу между взрывом атомной бомбы и наблюдаемыми последствиями радиоактивного заражения;

2) внутренняя структура 1-го теракта соответствует внутренней структуре 2-го: их первые фазы (в совокупности) представляют собой "Хиросиму - Hагасаки в миниатюре", вторые фазы (в совокупности) являются "акциями возмездия" за Хиросиму - Hагасаки; соответственно, первые фазы являются местью американскому народу в целом, вторые фазы - местью американскому государству;

3) 1-я фаза 1-го теракта представляет собой миниатюрную смысловую модель ядерных взрывов как таковых, 1-я фаза 2-го теракта аналогичным образом моделирует отдаленные последствия этих взрывов; 2-я фаза 1-го теракта - это удары возмездия за атомные бомбардировки как таковые, 2-я фаза 2-го теракта - акция возмездия за отдаленные последствия этих бомбардировок.

Выявленные нами структурные соответствия между событиями 2001 и 1945 гг. сведены в таблицу (см. в конце основной части текста).

Символика 2-го теракта

Японская версия в новом свете представляет символику 2-го теракта. Первым письмо с сибирской язвой получило издание, имеющее название "Sun", то есть солнце - объект, изображенный на национальном флаге Японии (дополнительно: Япония связана с солнцем не только "изнутри", по японским канонам, но и, как "страна восходящего солнца", с точки зрения стран Запада). Причем первой жертвой стал фотограф, то есть человек, профессия которого (и по названию и по сути) теснейшим образом связана с солнечным светом.

Вспомним теперь, что порошок, содержащий смертоносные споры, имел белый цвет (хотя это вовсе не диктовалось практической необходимостью). Следует учесть, что белый цвет в японской культуре - это цвет смерти (функционально аналогичен черному цвету европейской культуры). Это позволяет в новом контексте интерпретировать белый порошок как смысловую миниатюрную модель разрушенного Белого дома: на общую символику смерти и разрушения накладывается, таким образом, символика чисто японская.

Суммируем теперь различные символические аспекты белого порошка: 1) белый цвет приобретает символику смерти и разрушения, связанную с одним из основных государственных символов Америки - Белым домом; 2) он же символически связывается со смертью по нормам японской культуры; 3) переплетаются воедино такие в общем случае взаимно дополнительные аспекты как слово и зрительный образ. Разумеется, неудача с Белым домом означала для Х-а существенную смысловую и "эстетическую" потерю. Однако отменять из-за этого 2-й теракт ему было незачем: общая стройность замысла сохранялась.

Ранее мы уже подчеркивали, что один и тот же структурный элемент теракта может лежать на пересечении совершенно разных закономерностей и, соответственно, принимать разные значения - вплоть до противоположных (например, в 1-м теракте один и тот же объект удара включался в убывающую последовательность по числу жертв, но в возрастающую - по их символической значимости; замкнутое вместилище оказывалось элементом наращивания матрешечных конструкций как от меньших масштабов к большим (в 1-м теракте), так и наоборот (во 2-м теракте). Теперь же мы видим, что возможен и другой случай, когда значения одного и того же элемента совпадают в противоположных символических системах ("своей" и "вражеской").

Происхождение и смысл мотивов

Ряд особенностей терактов объясняется стереотипами японской культуры - как общими, так и специфическими. О военной "культуре" камикадзе, подсказавшей Х-у общую идею 1-го теракта, мы уже упоминали выше. Особенностями японской культуры естественным образом можно также объяснить активное использование мотива бумаги, миниатюризацию и т.д.

Дело, однако, не только в том, что в конкретных особенностях терактов формально (хотя и необычным образом) проявили себя некоторые стереотипы японской культуры. Японская версия позволяет, объяснив происхождение соответствующих мотивов, еще и выявить их конкретный смысл в данном контексте, связав его с событиями Хиросимы - Hагасаки. Так, мотив бумаги является содержательным из-за связи бумаги с темой послания врагу (белый порошок в почтовых конвертах!). А использование ножей для разрезания бумаги объединяет сразу два аспекта: и указанное выше послание врагу и мотив непосредственного удара возмездия, что в свою очередь связывается с самолетными ударами как местью за бомбовые удары по Хиросиме - Hагасаки. Содержательным является и мотив воздуха во всей его полноте - как в 1-м теракте, где этот мотив связан с гибелью, которую несут самолеты (воспроизведение атомной бомбардировки 1945 г), так и во 2-м, где гибель также приходит по воздуху (через вдыхание спор сибирской язвы, соответствующее радиоактивному заражению после атомной бомбардировки). Таким образом, японская версия не только объясняет происхождение основных элементов мотивной структуры терактов, но и наполняет эти элементы конкретным содержанием.

Соотношение уровней и масштабов: атомная бомба в миниатюре

Мы уже упоминали выше, что терактам свойствен резкий контраст масштабов между орудиями и результатами: нож для бумаги в конечном счете поражает тысячи людей, самолет обрушивает гигантскую башню, почтовый конверт вызывает массовую панику в стране и парализует работу основных государственных учреждений, причем непосредственный источник угрозы (споры сибирской язвы) имеет микроскопические, не различимые глазом размеры. Можно думать, что все это - не чисто "формальные", а содержательные "эстетические" детали, как это и должно быть в выдающемся "художественном" произведении. И первоисточником, придающим смысл лейтмотивному повтору этой темы, служит контраст, свойственный атомной бомбе: объект, принадлежащий микромиру (атомное ядро), приводит к гигантским разрушениям.

Здесь вырисовывается еще один момент. Цепочка нож - самолет - башня представляет собой миниатюрную, со сжатием масштабов, модель триады атомное ядро - бомба - город. Тем самым, и здесь проявилось тяготение Х-а к построению уменьшенных моделей и миниатюризации [18] . Сюда же можно добавить создание структурных матрешечных конструкций (о чем мы писали выше), что в динамике как бы воспроизводит тему устройства материи (макроскопический уровень, средний, микроскопический).

Есть еще один аспект, в котором проявила себя связь с темой атомной бомбы. Объект нападения четко делится на две части, каждая из которых в свою очередь делится на две: Hью-Йорк - 2 башни ВТЦ, Вашингтон - Пентагон и Белый дом; особенно наглядным образом это обстоятельство проявило себя по отношению к ВТЦ, так как две его башни видимым образом были двойниками друг друга. Вспомним также дуальную композицию терактов с характерным для нее двукратным раздвоением одной и той же структуры (см. об этом выше). Такое повторяющееся раздвоение представляет собой не что иное, как структурное воспроизведение процесса деления - то есть того процесса, который лежит в самой основе действия атомной бомбы.

Происхождение "художественности"

Выше мы проследили, как те или иные отдельные "художественные" элементы плана получили простое истолкование в рамках японской версии. Сейчас мы хотим обратить внимание на нечто большее: "художественность" как таковая была необходимым объективным свойством плана Х-а, так что реализовать этот план без какого-то минимума "художественных" свойств было просто невозможно.

Действительно, если принять, что Х (согласно нашей версии) собирался воспроизвести для американцев событие Хиросимы - Hагасаки, то это с необходимостью предполагает моделирование и миниатюризацию - ясно ведь, что повторить бомбардировку в тех же масштабах у Х-а физической возможности не было. По той же причине миниатюризация должна была быть не физической (вроде сбрасывания "небольшой" атомной бомбы), а смысловой. А это, при всех многочисленных реальных жертвах, уже требует от автора теракта резкого повышения меры условности и активизации соответствующего "вторичного" языка, надстраивающегося над собственно преступными действиями: требовалось, чтобы на этом "языке" теракт и/или отдельные его части действительно обладали для Х-а значением, причем вполне определенным - обозначали Хиросиму - Hагасаки (в том числе относительно отдаленные последствия атомных бомбардировок в виде радиоактивного заражения).

Таким образом, поставленная Х-ом преступная задача сама по себе, по своей внутренней логике, требовала каких-то "художественных" средств для ее решения (но, как и всякая художественная задача, не определяла их однозначно - замысел мог быть реализован множеством разных способов).

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011017 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113)

назадУказатель рубрикивперед