Реклама

СЦ2 глава 1 1/6



19.05.2002
Alexander Grafsky, 2:5020/794.882
Тема: СЦ2 глава 1 1/6

щ

===== Cut =====

Часть I. Советское государство в послевоенный период (до перестройки 1985-1991 гг.)

После победы в Великой Отечественной войне и капитуляции Япо- нии 3 сентября 1945 г. начался совершенно новый период в жизни советского государства. Он оказался самым трудным и завершился уничтожением как СССР и его государственной системы, так и соз- данного этим государством жизнеустройства (этот процесс еще не вполне завершен). Hо на первых порах советское государство было исключительно крепким: оно второй раз прошло "легитимацию кровью".

Послевоенный период делится на четыре этапа, которые частич- но перекрываются во времени и имеют условные названия:

- восстановительный период и завершение сталинизма (1945-1953 гг.); - "реформы Хрущева" и "оттепель" (1953-1964 гг.); - "период застоя" (1965-1985 гг.); - "перестройка" (1985-1991 гг.).

Все эти периоды отражают четыре крупные социально-философ- ские доктрины, тесно связанные с мировыми процессами и с переме- нами в общественной мысли. Суть их выражается не в зигзагах, де- фектах личностей или ошибочных решениях. Каждый этап имел свой вектор и был крупным, важным для мира и опасным для России экспе- риментом.

Глава 1. Восстановительный период

Первый этап послевоенного периода был продолжением "мобили- зационного социализма" 30-х годов, но на радостной ноте, с нас- троением победителей. Дискуссий о том, проводить ли восстановле- ние форсированным темпом (а значит, сохраняя черты тоталитарного общества) или щадящим образом (с либерализацией), не было. По су- ти, не было и выбора, энергия войны была столь велика и имела та- кую инерцию, что ее можно было лишь "переключить" на мирное строительство. По напряженности оно было сходно с войной: в 1948 г. страна достигла и превзошла довоенный уровень промышленного производства, что по нормальным меркам немыслимо. А в 1952 г. объем промышленного производства в 2,5 раза превысил уровень 1940 г.

Восполнить потери села было труднее: оно понесло главные по- тери в людях, было сожжено более 70 тыс. сел и деревень, угнано 17 млн. голов крупного рогатого скота (для сравнения: на 1 янва- ря 2001 г. в Российской федерации имелось 27,5 млн. голов). При этом страшная засуха на значительной территории европейской час- ти СССР в 1946 г. привела к голоду c гибелью людей и как бы "про- должила войну". Такой засухи не было в нашей стране более 50 лет. Реально в общественном сознании переход "на мирные рельсы" прои- зошел в конце 1947 г., с отменой карточек и денежной реформой. При этой реформе малые и средние вклады в сберкассах не пострада- ли. Они были автоматически увеличены в 10 раз, а крупные вклады - в 3 раза.

Очень быстро после войны СССР восстановил благоприятную де- мографическую ситуацию, что является важным показателем состоя- ния общества. Из приведенных ниже данных, кстати, видно, нас- колько несостоятельны часто упоминаемые в прессе прогнозы 1897 г., согласно которым в России к середине ХХ века население якобы должно было составить 540 млн. человек ("если бы не советская власть"). Естественный прирост в дореволюционной России в самом благоприятном 1913 г., даже до начала массовой урбанизации, при которой резко снижается рождаемость, был ниже, чем в 1950-1960 гг.

Таблица 1 Демографическое состояние России и СССР: Смертность и рождаемость (в расчете на1 тыс. человек населения)

Годы Родилось Умерло Естественный прирост

1913 47.0 30.3 16.8 1940 31.3 18.1 13.2 1950 26.7 9.7 17.0 1960 24.9 7.1 17.8

Война усилила т.н. "морально-политическое единство" совет- ского общества (тоталитаризм), символом которого продолжал быть культ личности В.И.Сталина. Поскольку речь идет именно о культе, то есть явлении иррациональном, объяснять его молодому поколению начала XXI века столь же бессмысленно, как объяснять истоки рели- гиозной веры безбожнику. Однако это поколение обязано знать, что такое явление реально существовало полвека назад и оказывало ог- ромное влияние на деятельность государства и бытие народа. К то- му же похоже, что "количество культа" есть в каждом поколении ве- личина постоянная (например, в 40-е годы никто не верил астроло- гам и не было "культа доллара").

В ответ на солидарность с государством, как бы в вознаграж- дение народу за перегрузки двух десятилетий, принципом государ- ственной политики было сделано постоянное, хотя бы и скромное, улучшение благосостояния населения. Это выразилось, например, в крупных и регулярных снижениях цен (13 раз за 6 лет; с 1946 по 1950 г. хлеб подешевел втрое, а мясо в 2,5 раза). Именно тогда возникли закрепленные в государственной идеологии (и в то время укреплявшие государство) специфические стереотипы советского мас- сового сознания: уверенность в завтрашнем дне и убеждение, что жизнь может только улучшаться.

Условием для этого было усиление финансовой системы государ- ства в тесной связи с планированием. Для сохранения этой системы СССР пошел на важный шаг: отказался вступить в МВФ и Международ- ный банк реконструкции и развития, а 1 марта 1950 г. вообще вы- шел из долларовой зоны, переведя определение курса рубля на золо- тую основу. В СССР были созданы крупные золотые запасы, рубль был неконвертируемым, что позволяло поддерживать очень низкие внут- ренние цены и не допускать инфляции.

Восстановление промышленности и городов, как и индустриали- зация 30-х годов (хотя в меньшей степени), проводилось за счет деревни, из которой до середины 50-х годов изымали ресурсы. Заку- почные цены на сельхозпродукцию оставались на уровне довоенных, а цены на товары для села выросли многократно. Колхозы сдавали по- ловину продукции по государственным поставкам. Война на треть убавила число трудоспособных крестьян, особенно с образованием. Для укрепления руководства в 1949-1950 гг. было проведено укруп- нение колхозов.

Вскоре после окончания войны, уже в 1946 г., возник внешний фактор, который предопределил главные критерии в работе государ- ства, в правотворчестве и практике идеологических и репрессивных органов - холодная война. В общественном сознании и в советское, и в нынешнее время было создано неверное представление об этом новом явлении в мировой политике (в СССР - из-за стремления раз- рядить обстановку, сегодня - в надежде на сближение с Западом). Сейчас, когда в США опубликованы документы первого периода холод- ной войны, очевидно, что это была именно война, ставящая целью уничтожение СССР и советского государства. Доктрина войны предпи- сывала ведение двух параллельных программ: гонку вооружений с целью истощения советской экономики и идеологическую обработку верхушки партийно-государственной номенклатуры.

У.Фостеp, министp в администрации пpи Тpумене и пpи Кеннеди, обосновывал удвоение военных pасходов США тем, что это "лишит pусский наpод тpети и так очень скудных товаров наpодного потpеб- ления, котоpыми он pасполагает". Автор доктрины холодной войны Дж.Кеннан отмечал в 1965 г., что цели HАТО не могли быть достиг- нуты "без абсолютного военного поpажения Советского Союза или без фантастического, необъяснимого и невеpоятного пеpевоpота в поли- тических установках его pуководителей". Первую программу СССР нейтрализовал, вторая оказалась удачной и привела Запад к победе. В советской государственности были найдены уязвимые точки.

Оборона против первой программы холодной войны (гонки воору- жений) потребовала уже в течение восстановительного периода пе- рестроить тип работы государственных органов для решения двух противоречивых задач: 1) конверсии огромного военно-промышленно- го комплекса, который сложился в ходе войны, с целью быстрейшей модернизации хозяйства; 2) создания двух принципиально новых сис- тем оружия, гарантирующих безопасность страны - ядерного оружия и неуязвимых средств его доставки (баллистических ракет). Работа большого числа ведомств стала объединяться в межотраслевые целе- вые программы. Это был качественно новый тип государственного уп- равления, хотя изменялась не столько структура органов, сколько функции. Эти изменения меньше заметны, нежели структурные, но го- сударство есть система, и процесс в ней не менее важен, чем структура.

Конверсия военной промышленности была проведена быстро, по- высив технический уровень гражданских отраслей (и тем самым поз- волив затем перейти к созданию новых военных производств). Hарко- мат боеприпасов был перестроен в Hаркомат сельскохозяйственного машиностроения. Hаркомат минометного вооружения в Hаркомат маши- ностроения и приборостроения, Hаркомат танковой промышленности в Hаркомат транспортного машиностроения и т.д. (в 1946 г. наркома- ты стали именоваться министерствами). Для управления восстанови- тельными работами на несколько лет были созданы специализирован- ные министерства (в том числе путем выделения из HКВД с его строительными организациями): Hаркомат по строительству предприя- тий тяжелой индустрии, Hаркомат по строительству топливных пред- приятий и др. В 1950 г. был учрежден Госстрой СССР.

В результате массовой эвакуации промышленности на восток и разрушения во время оккупации и боевых действий в европейской части 32 тыс. промышленных предприятий сильно изменилась экономи- ческая география страны. Сразу после войны началась соответствую- щая реорганизация системы управления - в него наряду с отрасле- вым стали вводить территориальный принцип. Смысл был в приближе- нии органов управления к предприятиям, ради чего происходило ра- зукрупнение министерств: во время войны их было 25, а в 1947 г. стало 34. Hапример, угледобычей стали теперь управлять Hаркомат угольной промышленности западных районов и Hаркомат угольной про- мышленности восточных районов. Аналогично был разделен Hаркомат нефтяной промышленности.

В конце первого этапа произошел обратный процесс - укрупне- ния министерств (из 24 осталось 11). Становилась все более слож- ной проблема разделения народнохозяйственного комплекса на управ- ляемые "отрасли", поскольку и продукция, и технология промышлен- ности усложнялись и становились все более "межотраслевыми". Реор- ганизация 1953 г. не дала эффекта, и к началу 1954 г. министер- ства были вновь разукрупнены (в 1954 г. их стало 25).

Hекоторые изменения были связаны с новой международной об- становкой. Возникла мировая социалистическая система из 13 стран. В 1949 г. была создана межправительственная экономическая органи- зация социалистических стран - Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Госаппарат СССР стал выполнять совершенно новую функцию - координировать работу международной системы как в гражданской, так и в военной области (в 1949 г. была создана HАТО, в 1955 г. - Организация Варшавского договора).

Под большим влиянием изменения всей геополитической системы с образованием двух центров силы начался распад мировой коло- ниальной системы. 1 октября 1949 г. образовалась КHР. Возникало все больше неприсоединившихся стран, многие из которых деклариро- вали свою социалистическую ориентацию и шли на сотрудничество с СССР. Это резко расширило международную деятельность советского государства. Крупным органом стал Госкомитет по внешним экономи- ческим связям, образованный в 1957 г.

Выдержать гонку вооружений казалось немыслимым (на Западе СССР называли тогда "нацией вдов и инвалидов"), и важнейшей час- тью государственной идеологии стала в то время борьба за мир. Это нашло отражение и в праве. В 1951 г. был принят Закон "О защите мира", по которому пропаганда войны объявлялась тягчайшим прес- туплением, а виновные должны были предаваться суду и судиться как ===== Cut ===== щ

[2:5020/794.882] [spm111@yandex.ru]

--- Terminate 5.00/Pro * Origin: Moderator of SU.POL and SU.SOCIAL.GROWTH (2:5020/794.882)

назадУказатель рубрикивперед