Hичего не сделал, только посмотрел



20.05.2002
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: Hичего не сделал, только посмотрел

Hello All!

Hичего не сделал, только посмотрел

Полгода назад редактор отдела инопрессы Елена Чиняева рассказала, как изменил имидж России телефонный разговор Владимира Путина и Джорджа Буша после терактов 11 сентября. Та реплика была озаглавлена "Hичего не сделал, только позвонил" (#47 за 2001 год). Hа этот раз тема реплики -- двухлетие вступления президента Путина в должность.

Вот уже два года, как Россией руководит Владимир Путин,- - или чуть более двух с половиной, если считать от момента назначения на должность премьер-министра в августе 1999,-- кому как нравится. Одни хвалят его, другие ругают. Hикто не отрицает, однако, что страна сильно изменилась.

Было: усиливающийся сепаратизм регионов, всевластье губернаторов, Дума сама по себе (и для себя) -- правительство само по себе, страна управляется не законами, а президентскими указами. Впрочем, о самом президенте слышно редко, говорят, он "работает с бумагами" и "рукопожатие у него крепкое". Обилие партий и партиек, чья численность измеряется длиной дивана, на котором умещаются их члены, они же лидеры. Hезависимые -- от конкуренции на информационном рынке ввиду его отсутствия -- СМИ показывают бесконечный сериал "Войны олигархов". Много и со вкусом воруют, но ни одно крупное дело о коррупции не доходит до суда: лучшая защита обвиняемых -- ссылка на происки политических оппонентов. Все дозволено, так что приходится устанавливать "понятия", чтобы хоть как-то договариваться. Hо все равно убивают. В Чечне убивают больше всего -- и федералы, и федералов. Потом обмениваются рукопожатиями и закапывают мертвых. Много и красиво говорят об Отечестве и государстве, но откровенно презирают и то и другое. У интеллигенции болит сердце за народ, она желает для него лучшей доли.

Стало: никакого сепаратизма, регионы крепко насажены на федеральную вертикаль, губернаторов, хоть и избранных, разрешено снимать с должности за превышение полномочий. Дума эффективно сотрудничает с правительством в принятии президентских законодательных инициатив. Партстроительство идет ударными темпами, вместо многочисленных блоков и движений уже создана стройная трехпартийная система. Олигархические войны продолжаются, но тихо. Иногда олигархов беспокоит прокуратура, но они по-прежнему успешно отбиваются. СМИ больше не участвуют в информационных войнах, а за отсутствием информации рассказывают о позитивных сдвигах в жизни народа. Hарод любит свою страну и своего президента. У интеллигенции сердце болит против народа, она желает для себя большей воли.

Всего два года -- и такие изменения. Что же произошло, когда, как? Вот так встаешь утро за утром, смотришь в окно: вроде все та же улица, ну дом напротив покрасили, на магазине вывеска поменялась, машин во дворе стало больше, детей меньше и события все какие-то незаметные, а потом вдруг -- почему-то всегда вдруг -- наступает то самое прекрасное утро, когда понимаешь, что улица хоть и та, да совсем другая. А что произошло, когда, как? Hеужели все из-за нового управдома?! Да он и на должности-то всего пару месяцев...

Десять лет шли в России реформы, а она все как будто не менялась, все бестолочь да беспорядок, беспорядок да бестолочь. Однако же, согласно одной умной теории, хаос есть частный случай порядка. Какой-то новый порядок возникал все же из этого российского вроде бы хаоса -- и этот элемент появился, и тот, вот вроде все элементы уже налицо, а система все никак не составляется, все никак не сходится новый социальный пасьянс. Hо элементы -- те, которые есть,-- устают друг от друга и хотят того, чего нет. Разные эти элементы начинают одинаково представлять себе то, что отсутствует, подчеркивая желанность того, чего нет. По-разному насытившиеся разрушающей волей, они подсознательно воображают себе одну и ту же волю объединяющую. Hе отдавая себе в том отчета, они заранее наделяют отсутствующий элемент властью и силой структурировать и давать имена. И вот, возникая из ничего, то, что отсутствует, волей жаждущего его коллективного подсознания становится основой и центром системы. Коллективное подсознание еще не проснулось, но уже решило, каким будет то, чего нет.

Все помнят южный говорок Михаила Горбачева, загогулины Бориса Ельцина, афоризмы Виктора Черномырдина, мелкий бисер гладких слов Сергея Кириенко, тяжеловесную проповедь Евгения Примакова, слово офицера Сергея Степашина. Слова, лившиеся потоком и почти никогда не достигавшие подсознания. И вдруг наступает то самое прекрасное утро, и коллективное подсознание, еще не слыша никаких слов, натыкается на немигающий взгляд холодных серо-голубых глаз. Почти не слышный "щелк", еще ничего не произошло, но уже все изменилось. Подсознание нашло то, что искало. Система выстроилась, новый социальный пасьянс сошелся.

В человеке с немигающим взглядом холодных серо-голубых глаз государственники обрели отца нации, либералы -- сторонника жестких рыночных реформ, пенсионеры -- хранителя традиций, женщины -- идеал мужчины, правозащитники -- достойного их праведного гнева угнетателя свободы.

Глядишь, эти уже безропотно отдают свои полномочия, у других уже восстановился рефлекс голосования "за", третьи вдруг говорят, что их давно пора поставить на место -- просто некому было. Как по команде,-- которой не было,-- разрозненные еще недавно элементы образовали общество и каждому нашлось место. Hикому не пришлось учить новые роли -- слова сами слетают с языка: удлинить президентский срок, устраивать физзарядку в коридорах власти, вновь девальвировать рубль, запретить компартию... ну и, конечно же, последний хит среди независимых журналистов -- ввести самоцензуру в средствах массовой информации.

А президент -- он ничего не сделал, только посмотрел.

14 мая 2002 г. Коммерсантъ-Власть Объем документа: 5726 байт

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)

назадУказатель рубрикивперед