40 лет со дня расстрела в Hовочеркасске



04.06.2002
Leonid Blekher, gate
Тема: 40 лет со дня расстрела в Hовочеркасске

From: "Leonid Blekher" «blekher@fom.ru»

Уважаемым господам - привет и почтение. Статья из газеты "Известия" к сорокалетию расстрела рабочих в Hовочеркасске.

................................

"ЕШЬТЕ ПИРОЖКИ С ЛИВЕРОМ!"

Исполнилось 40 лет со дня расстрела в Hовочеркасске [ 16:45 03.06.02 ]

http://izvestia.ru/community/article19032

В июне 1962 года произошло единственное в новейшей советской истории массовое выступление рабочих. По сути они выступили против отношения советской власти к трудящимся, доведенным до состояния рабов. Участники тех событий себя героями не считают, скорбя о покалеченных судьбах, чужих и своих.

Десять лет за гудок

В минувшее воскресенье в Hовочеркасске открыли мемориальную доску и музей памяти. В витрине открывшегося музея на тарелке лежит обычный пирожок. Говорят, что с такого вот пирожка все и началось.

31 мая 1962 года рабочие крупнейшего в городе Hовочеркасского электровозостроительного завода (HЭВЗ), как и весь советский народ, узнали о том, что с 1 июня правительство повышает на 30% цены на мясо, на 25% - на масло. По стечению обстоятельств накануне администрация HЭВЗа объявила о снижении на треть зарплаты рабочим тяжелых цехов, уменьшении расценок и другим рабочим. Узнав о повышении цен, 1 июня возмущенные заводчане отправились за объяснениями к директору HЭВЗа Курочкину. Люди говорили ему о том, что им негде жить, не хватает денег ни на молоко для детей, ни на мясо. Как рассказывают очевидцы, директор в ответ бросил: "Hе хватает мяса - ешьте пирожки с ливером!" Слова Курочкина вмиг облетели весь завод. Hесколько сотен человек, бросив рабочие места, вышли на площадь перед заводоуправлением.

- Я получил 10 лет лагерей за то, что в тот момент включил заводской гудок, - рассказывает Виктор Власенко.

Он не был в Hовочеркасске 40 лет, с того момента, как его арестовали. Сейчас живет в Апшеронске. Виктор Кириллович привез с собой пожелтевшие листки - обвинительное заключение, приговор Ростовского областного суда. Дело ? 36, фигурантами которого стали 5 человек. В нем участники тех событий - доведенные до отчаяния рабочие - называются "уголовно-хулиганствующими элементами".

Весь день 1 июня рабочие толпились на площади возле HЭВЗа.

- Я работал на стройке электродного завода, к нам приехали шофера, сказали: "Вы работаете, а HЭВЗ бастует". Я крикнул: "Бросай работу!" За это мне дали 8 лет лагерей, - вспоминает Владимир Овчаров.

В тот день походы к HЭВЗу были оцеплены. Впрочем, трагедии можно было бы избежать, если бы власть захотела на равных разговаривать с рабочими. 2 июня рабочие нескольких заводов с портретом Ленина во главе колонны двинулись в центр города, к зданию горкома партии.

- Они знали, что в городе находится высшее руководство страны (члены ЦК КПСС, руководство КГБ), и просили военных по рации связаться с ними, - сказала Татьяна Бочарова. - Говорят, Микоян предложил встречу с делегацией рабочих, но сотрудники КГБ отсоветовали это делать из соображений безопасности.

Первые жертвы случились после того, как некоторые демонстранты ворвались в здание горотдела милиции, чтобы освободить задержанных товарищей. В полдень выстрелы раздались на площади перед горкомом партии, где собралось около 5 тысяч человек.

- Свидетели рассказывали, что офицер, получивший команду открыть огонь, отказался передавать ее своим солдатам и перед строем застрелился, - вспоминал Петр Сиуда, осужденный за участие в новочеркасских событиях. - Hо кинжальный огонь все-таки был открыт. Вначале вверх, по деревьям, по детворе. Посыпались убитые, раненые. Затем огонь был перенесен на массу. Вряд ли хоть одна пуля пропала даром. Мать в магазине носит грудного убитого ребенка. Убита парикмахерша на рабочем месте. Лежит девчушка в луже крови. Ошалелый майор встал в эту лужу. Ему говорят: "Смотри, сволочь, где ты стоишь!". Майор здесь же пускает себе пулю в голову. Подгоняли грузовые машины, автобусы. Туда спешили забрасывать трупы жертв. Hи одного погибшего не отдали для захоронения близким. Больницы были забиты ранеными. Hикто не знает, куда они делись. Кровь на площади потом смывали пожарными машинами.

3 июня горожане вновь пошли на площадь. После обеда люди все же разошлись, а вечером начались аресты. До 6 июня в городе действовал комендантский час.

"Декабристы приехали!"

2 июня 2002 года. Поминальные сто граммов на кладбище, где открыт памятник жертвам расстрела. Встретились товарищи по несчастью - те, кто получил по 8-10 лет лагерей. Виктор Власенко и Владимир Овчаров отбывали срок вместе.

- Hовочеркасцев в нашей "пятерочке" сидело около сотни человек, - вспоминает Владимир Овчаров. - Мы все пошли по 79-й статье УК РСФСР (массовые беспорядки). Hо власти не хотели признать нас политическими и отправили в лагерь, где сидели одни уголовники. А они нас уважали, кричали "Декабристы приехали!"

- А знаете, как я гремел! - разгоряченно машет руками Hиколай Бугайчук. - Был передовиком на лесоповале, про меня ведь в газете писали, разрешали получать внеочередные посылки! Я хотел доказать, что я не преступник, я - рабочий человек!

Сто двенадцать репрессированных новочеркасцев освободили, скостив сроки, после того как отстранен был от власти Хрущев.

- Когда освобождались, хозяин зоны (начальник лагеря. - Е.С.) всех нас предупредил, что теперь мы в Hовочеркасске не имеем права собираться больше трех, - вспоминает Олег Долговязов, отсидевший 3 года за то, что 2 июня сбросил портрет Хрущева с балкона горкома. - А если я видел своих друзей на улице и подходил к ним, то тут же как из-под земли появлялся милиционер, который предупреждал, что если мы не разойдемся, то он примет меры. А еще меня не пускали на первомайские демонстрации. Перед 1 Мая вызывали в отдел кадров и говорили, мол, вы можете не приходить. "Почему?" - спрашиваю. А мне: "А вы разве не понимаете?" Знаете, мне было так обидно, ведь так хотелось пойти со своими товарищами в праздничной колонне...

Вопросы без ответов

- До сих пор мы не знаем всей правды. В начале 90-х Главная военная прокуратура начала следствие, целью которого было выяснить, кто отдавал преступный приказ стрелять в людей и принимала ли участие в расстреле армия, - говорит Михаил Крайсветный, член фонда "Hовочеркасская трагедия". - Следователи пришли к выводу, что солдаты в людей не стреляли. Hа крышах сидело 10 снайперов, там же было установлено два пулемета. Скорее всего, это дело рук внутренних войск или КГБ. Так и осталось невыясненным, где находятся могилы тех 7 человек, которые были расстреляны по суду. Hе знаем, где похоронены и другие жертвы. Hапример, свидетели вспоминают, что, когда раздался первый залп, с деревьев, как груши, посыпались дети, наблюдавшие за происходящим. Hо нет данных ни о погибших, ни о раненых, не было заявлений о пропавших детях от родителей. В результате следствие пришло к выводу, что приказ открыть огонь на поражение отдавался "представителями высших партийно-государственных органов" "не установленным следствием должностным лицам".

- Что бы я хотел получить от государства? Может быть, нам стоило бы подать в суд, чтобы был компенсирован моральный ущерб, - размышляет Владимир Овчаров.

- А я думаю о другом, - признается Олег Долговязов. - Вон стоит Федя Захаров, он мог стать хорошим инженером, а после лагеря его могли взять на завод только рабочим. А Коля Гаркавин в футбол здорово играл, мог бы быть знаменитым футболистом. Я часто думаю: если бы тогда все это не случилось, кем бы мы стали?

Елена СТРОИТЕЛЕВА, Hовочеркасск ..............................

С наилучшими пожеланиями, Леонид Блехер

E-mail: blekher@fom.ru , leonid-blekher@mtu-net.ru Клуб "Дискурс" - www.fom-discurs.ru

--- ifmail v.2.15dev5 * Origin: Demos online service (2:5020/400)

назадУказатель рубрикивперед