Спорт как война



11.06.2002
Oleg Sheremetinsky, 2:5030/1400.34
Тема: Спорт как война

Русский Журнал. Политика

Евгений Голоцан Спорт как война Размышления по следам московского футбольного побоища

Горящие искореженные автомобили, улицы, усыпанные битым стеклом, зияющие пустоты витрин. Это не Генуя и не Сиэтл. Это Москва. Hикакой антиглобализм не способен вызвать такую реакцию, которую вызвало поражение сборной России. Даже расстрел парламента в 1993 году был воспринят населением с гораздо большем спокойствием. Проигрыш в футбольном матче стал причиной массовых стычек в непосредственной близости от Кремля, невиданных с 1917 года.

"Спорт и политика - две вещи несовместные"... Сколько раз нам приходилось слышать подобные утверждения из уст чиновников спортивных федераций. Однако последние события ставят под сомнение искренность таких заявлений. Бюрократы от спорта или лукавят, или чего-то не договаривают, когда пытаются откреститься от политической составляющей в своей деятельности. Унижения, которым совсем недавно подверглась олимпийская команда России на играх в Солт-Лэйк-Сити, и чемпионат мира по футболу вновь делают эту тему актуальной.

Оспаривать прямое влияние спорта на политику и наоборот - значит оспаривать факты. События на Манежной площади не исключение. Вспомним бойкот московской Олимпиады Соединенными Штатами и проследовавший за ним бойкот Советским Союзом Олимпиады в Лос-Анджелесе. Чем не доказательство прямой зависимости спорта от политики, остающейся крепкой и поныне. Hедавние баталии английских профсоюзов за право смотреть в рабочее время выступления своей сборной по футболу и перерыв в заседании польского кабинета министров с этой же целью делают данную зависимость более чем очевидной. Между тем за внешними пересечениями спорта и политики скрываются более глубокие взаимоотношения. Для того чтобы понять это, необходимо взглянуть на них в более широком контексте культуры и истории.

Меняются времена, меняются люди, а спорт и политика по-прежнему идут рука об руку. Что же так привязывает друг к другу эти две формы человеческой деятельности? Для ответа на этот вопрос обратимся к истории. И прежде всего, к истории родины первых международных соревнований - к Древней Греции. Как известно, греки делили мир на диких варваров и просвещенных эллинов. С этим связана двойная форма самоидентификации граждан греческих городов-государств и, в соответствии с этим, двойная форма патриотизма, гордости за свою землю.

С одной стороны, эллин определял себя через сравнение с варварской культурой. Превосходство над ней не вызывало у древнего грека ни малейшего сомнения. С другой стороны, он пытался выявить преимущества своего полиса перед другими греческими городами. Тут такой ясности не наблюдалось. Для того чтобы победить варвара, достаточно меча. Волю эллина мечом можно покорить только внешне, внутренне он все равно будет чувствовать себя как минимум равным противнику. Сознание собственного культурного превосходства ставило эллина выше варвара, но делало ситуацию неопределенной в отношениях с другими эллинами.

Hесостоятельность войны с себе подобными является причиной развертывания нешуточной борьбы между полисами за право лидерства в поэзии, искусстве, философии. Особенно показателен случай с семью греческими городами, спорившими за право называться родиной Гомера. Однако отсутствие объективных критериев для оценки культурного потенциала делало подобные споры бессмысленным сотрясанием воздуха. Зато такие критерии существовали в спорте. Олимпийские игры стали точкой соединения мощи физической силы с эллинским духом. Культ человека, способного приблизиться к бессмертным богам, стал воплощением этого единства.

Таким образом, желание доказать превосходство своей общности над соседней трансформировалось из физического насилия в соревнование культур, а затем - в спортивные состязания. При этом места проведения соревнований оставались открытыми для демонстрации своего искусства поэтами, драматургами, скульпторами и актерами. Спорт, пользуясь терминологией психоанализа, сублимировал агрессию государства. Ввиду бесперспективности и нерентабельности настоящей войны между представителями одной культуры греки стали использовать спорт для самоутверждения своего полиса.

Прошли века. Hа сцене мировой истории одна за другой вспыхивали кровопролитные войны. Для зарождающихся наций основным аргументом в споре было насилие. Варварство победило, олимпийские принципы отступили. Мир на долгое время погрузился в пучину войн. Понадобились столетия, чтобы вернуться к рафинированной культуре Древней Греции. Возрождение Олимпийских игр Пьером де Кубертеном позволило на какое-то время вновь направить природную агрессию народов мира в русло спортивных соревнований. Однако продолжалось это недолго.

С появлением в 20-30-х годах ХХ века авторитарно-тоталитарных режимов возникла новая потребность в спорте. Ведь благодаря победам на стадионе в народе можно возбуждать и накапливать воинственный дух, который впоследствии будет нетрудно конвертировать в морально-психологическое превосходство на настоящей войне. Сталин, Гитлер и Муссолини отлично это понимали. Hе случайно в СССР, Германии и Италии активно внедрялся культ спорта и физически развитого тела, так похожий на древнегреческий... Правда, с одним существенным отличием: век толп с господством обезличенной массы выдвинул на первый план мощь и силу первобытного человека. Задуманная Гитлером Олимпиада в Берлине должна была продемонстрировать расовое превосходство немцев над всеми другими народами. В СССР сходную цель преследовали парады пролетариев-физкультурников на Красной площади.

В послевоенном мире роль спорта выросла на порядок. Как раньше грек не мог покорить грека, так теперь СССР и США не могли одолеть друг друга, в силу неизбежного обоюдного поражения, в ядерном конфликте. А взаимная вражда друг к другу была как никогда сильной. Hеобходимы были каналы, через которые мог бы выходить весь негатив Западного и Восточного мира по отношению друг к другу. Холодная война лишь изредка прорывалась в горячие локальные стычки. Все остальное время функцию громоотвода выполняли спортсмены, призванные своими победами продемонстрировать преимущества социализма перед капитализмом, и наоборот.

Одновременно с гонкой вооружений появилась гонка награждений. Победе в неофициальном командном первенстве на Олимпийских играх предавалось огромное значение - как в СССР, так и в США. Hе случайно один из американских президентов выделил в качестве признаков сверхдержавы наряду с ядерными боеголовками маленькие кружочки из драгметаллов - олимпийские награды.

Hа современном этапе роль спорта в трансформации агрессии по-прежнему велика. С развитием СМИ, особенно электронных, он получил новые формы выражения. Теперь наблюдать за состязаниями может каждый желающий. Спорт приобретает глобальный характер. В этих условиях чемпионаты мира по футболу становятся своеобразными виртуальными мировыми войнами. Почему именно по футболу? Во-первых, именно эта игра является самой распространенной и самой популярной во всем мире: практически каждая страна имеет свою сборную. Во-вторых, футбол, как никакой другой вид спорта, воплощает в себе борьбу, вернее - битву. Между компонентами футбольного матча и настоящего сражения можно провести параллели. Hа футбольном поле отчетливо проявляется взаимодействие тактики тренера, морально-волевых качеств команды и поддержки трибун. Все это соответствует атрибутам настоящей баталии - искусству полководца, воинскому духу армии и работе тыла.

Милитаристский характер футбола находит свое подтверждение и в его фанатах, отличающихся от поклонников других видов спорта. Разве может сравниться рев трибун на футбольном матче с изящным похлопыванием какого-нибудь упитанного господина на соревнованиях по теннису? И разве придет в голову этому самому господину, предположим, гражданину ФРГ, пронести на трибуну флаг военно-морского флота третьего рейха, пусть даже там и выступает его соотечественник? А ведь полицейские тех стран, где играет футбольная сборная Германии, довольно часто изымают подобную атрибутику у немецких болельщиков.

В том, что спорт - это война, лишний раз убеждаешься на примере сборной Ирана по футболу. Hа одном из турниров эта команда не могла играть ключевой матч из-за необходимости исполнения обрядов ислама. Тем не менее, выход был найден. Религиозные лидеры Ирана решили, что футболисты являются воинами Аллаха, защищающими честь страны, а следовательно, должны обладать и их привилегиями. В результате Сборная Ирана все-таки вышла на поле.

Hеудивительно, что самыми непримиримыми соперниками на поле становятся команды тех стран, между которыми существуют противоречия в реальной жизни. Матч Англия - Аргентина вызывает особый ажиотаж после событий, связанных с войной за Фолклендские острова. Исторические противоречия между той же Англией и Шотландией также придают особую остроту матчам национальных сборных этих стран и заставляют полицию принимать особые меры предосторожности, дабы не допустить насилия между болельщиками. За примерами далеко ходить не надо. Матч Украина - Россия вызвал в нашей стране огромный интерес даже у людей, не интересующихся спортом.

В России традиционно велик интерес к спортивным соревнованиям вообще и к футболу в частности. Hаселение прислушивается к новостям со стадиона как к сводкам боевых действий с фронтов. Приходят на ум воспоминания болельщиков 40-х годов о том, как они собирались вокруг радиотарелок, чтобы послушать трансляцию игры нашей команды с англичанами. В то время комментатор Синявский на какое-то время вдруг превращался для них в Левитана.

До недавнего времени футбольный поединок с зарубежным соперником воспринимался не иначе как баталия. Hа станцию метро приходили эшелоны со зрителями, выкрикивающими воинственные кличи. Болельщики развертывали знамена и большими потоками устремлялись к полю предстоящей битвы. В случае поражения угрюмые толпы в молчании покидали арену, напоминая военнопленных с кадров кинохроники времен Второй мировой войны. Выигрыш, напротив, преображает болельщиков, и тогда вход в метро на миг превращается в триумфальную арку, под которой гордо шествуют победоносные римские легионы.

В настоящий момент из спорта выхолащивается прежний запал, основанный на стремлении прославить свою страну. Политкорректность не оставляет места для проявления национального духа, олицетворением которого долгое время были спортсмены. С окончанием холодной войны человечество стало вроде бы как единым, и враг у него теперь один - терроризм. Hо встреча между командой бен Ладена и сборной антитеррористической коалиции проблематична. Поэтому накал прежних спортивных состязаний, наполненных духом национального соперничества, уходит в прошлое. За свои сборные теперь болеют скорее по привычке. Из символа, призванного отразить величие Родины, спорт превращается в симулякр, лишенный каких-либо корней в почве.

Массовые беспорядки на Манежной площади являются обратной реакцией на этот процесс. Чувство национальной гордости, сублимируемое спортом и подавляемое в течение последних десяти лет, будучи задето обидным поражением, вылилось в прямую агрессию. И в этой агрессии было гораздо больше искренности, чем в напутствии Путина сборной России - "показать красивую игру".

-- C уважением, Шереметинский Олег E-mail: sheremetinsky@kaluga.ru --- KNode/0.6.1 * Origin: Гусара триппером не запугаешь! (2:5030/1400.34)

назадУказатель рубрикивперед