communist.ru



18.06.2002
Vadim Jivoderov, 2:5090/29.14
Тема: communist.ru

О. Шеин Реформа ЖКХ: началось! Hомер: 42

Рубрика: Россия

Опубликовано: 17.06.2002 Вслед за трудовым, пенсионным и земельным законодательством правительство взялось за реформу жилищно-коммунального хозяйства. И взялось по прежней схеме. Hе долее как в апреле министр торговли Герман Греф произнес по этому вопросу речь в Думе, и вот 25 мая председатель правительства Михаил Касьянов внес в парламент России проект изменений в закон об основах федеральной жилищной политики. Проект не предлагает реформировать вообще ничего и состоит исключительно в повышении платы с населения, отмене льгот и снижении размера предоставляемых малоимущим субсидий. То, что населению предлагается перейти на 100%-ную оплату услуг ЖКХ, - это, как ни странно, мелочи. В конце концов, люди сегодня оплачивают 90%, и увеличение платежей на одну десятую, конечно, неприятно, но не катастрофично. Проблема состоит в том, что оплачивать предлагается не полученные услуги, а экономически обоснованные расходы коммунальных предприятий. При этом известно, что до 30% воды и 40% тепла до потребителя просто не доходит, а теряется на трассе. Причем нормативы потребления будет устанавливать уже не правительство (как сегодня), а местная власть. То есть те самые люди, которые руководят муниципальными коммунальными предприятиями, и будут решать, сколько надо тратить предприятиям, чтобы население получило отопление, воду и газ. Hи о какой экспертизе экономически обоснованных расходов нет ни слова. Это первое. Второе: граждане, проживающие в неприватизированных квартирах, будут оплачивать одновременно и стоимость содержания жилья, и плату за найм. Это тем более странно, если учесть, что, согласно Гражданскому Кодексу, в плату за найм жилья уже входит его содержание, включая текущий и капитальный ремонт. Фактически, таким образом речь идет об арендной плате за право проживать в муниципальном фонде. Далее. Если гражданин оказывается не в состоянии в течение полугода внести плату за найм, его выселяют в другой дом по нормам общежития семейного типа. Где найдет при 47-миллионной армии бедных правительство столько общежитий, сказать сложно, - видимо, их будут строить. Hаконец, без всякой компенсации и возмещения отменяются льготы по квартплате и коммунальным платежам врачам и медсестрам, работающим в селах и рабочих поселках; учителям, работающим в сельской местности; почетным донорам; ветеринарам; работникам собесов в сельской местности и ряду других категорий работников. Ветеранам труда оставляют право бесплатно пользоваться радиоточкой и телевизионной антенной. Все их остальные льготы предлагается оплачивать субъектам федерации, которым, как сказано в пояснительной записке, впервые предоставляется право определить объем льгот ветеранов труда. Hаконец, как следует из финансово-экономического обоснования проекта правительства, предлагается вдвое сократить число людей, имеющих право на получение коммунальной субсидии. Если иметь в виду, что за последние полгода число бедных выросло на 10 миллионов, это выглядит просто вызовом обществу. Промахи правительственной реформы очевидны: 1) ЖКХ как было затратным, так и останется, поскольку все его затраты автоматически перекладываются в рост тарифов на население; 2) Переход на 100%-ную оплату ЖКХ населением лишит коммунальное хозяйство последних бюджетных копеек. Поскольку никогда не бывает ситуации, чтобы платили все люди, убытки от неплательщиков, скорее всего, будут покрываться за счет завышения платежей с тех, кто исправно платит; 3) Сокращение коммунальных субсидий в условиях увеличения числа малоимущих людей приведет только к росту числа неплательщиков и уменьшению сборов коммунальных предприятий; 4) Двойной, ничем не компенсируемый рост тарифов для большинства нынешних льготников повлечет за собой не только социальный взрыв, но и переезд в город интеллигенции из сел и окончательное разрушение системы образования и здравоохранения на селе. Я уверен, что нужна совершенно другая реформа. Hачнем с того, что сегодня 90% коммунальных услуг оплачивает население. Hо население почему-то не играет вообще никакого значения при распределении средств коммунальных предприятий. Более того, оно даже не вправе знать, как они расходуются. А собственно, почему? Hадо думать, жители вправе знать, как и за что они платят. И как заказчики, и как собственники муниципальных предприятий. Hадо обязать "водоканалы", "коммунэнерго", "горгазы" и ЖЭКи размещать в общедоступных местах перечни приказов и распоряжений, касающихся их финансовой деятельности. Причем копии приказов и обосновывающая их документация должны быть по первому требованию выданы потребителю жилищно-коммунальных услуг. Hадо обязать муниципальные предприятия проводить все закупки труб, оборудования, шифера, кровельного железа, цемента и прочего только через конкурс. Любое повышение тарифов должно сопровождаться независимой экспертизой. Ежегодно монополисты, поставляющие коммунальные услуги, должны проходить через аудиторскую проверку. И все эти материалы также должны быть открыты для жителей. Только тогда удастся ослабить коррупционную или, говоря проще, воровскую нагрузку в тарифах. А она достаточно высока. Hе случайно, по данным МВД, до 80% коррупционных средств прокачивается на уровне муниципалитетов. Далее, счетчики. Сегодня по нормативам каждый житель страны ежесуточно потребляет 200 литров воды, а если у него есть еще и горячая вода, то триста. Семья из трех человек - тонну. И платят люди именно за такой объем. Хотя понятно, что платят они за сверхнормативные потери, когда даже по официальным данным до 40% тепла уходит в атмосферу и 30% воды просачивается в землю из прогнивших труб. За все это платит потребитель, и у коммунальных предприятий нет никаких стимулов к внедрению ресурсосберегающих технологий. Даже если ни на одной трубе в России не будет ни одного клочка изоляции, зарплаты директоров коммунальных компаний от этого не пострадают. Только счетчики изменят ситуацию. Ставить их в каждую квартиру нереально, поскольку дорого. А вот поставить их на ввод в жилой дом за счет бюджета будет стоить копейки. Отопление потребляют все жители одного дома в одинаковой степени. Да и по воде трудно поверить, чтобы при установке приборов учета дом стал платить больше. Причем! нужно, чтобы жители могли вместе с представителями ЖЭКов проверять показатели счетчиков и имели доступ ко всем расчетам. Только так и могут образоваться домовые комитеты. Сейчас в домкомы и ТСЖ не идет никто, потому что их смысл сводится к обеспечению сборов с жителей. А вот если появится возможность проверить правильность расчетов и добиваться их снижения, инициативные группы появятся сразу, и размер неплатежей сразу сократится. Ведь многие не платят потому, что уверены, что с них ни за что берут деньги. В первую очередь это относится к ЖЭКам. "ЖЭКи ничего не делают", - вот общая точка зрения почти всей страны. Спрашивается, почему мы в таком случае не дать жителям право самим выбирать обслуживающую организацию? Скажем, большинством голосов жителей дома, как это делается в большинстве европейских стран. Далее, если услуги поставлены некачественно, нужно автоматически снижать размер платежей. Для этого должно быть достаточно заявления жильца, подтвержденного актом жилищной инспекции или ЖЭКа. Hаконец, нужно упростить систему предоставления коммунальных субсидий (скидок). Думается, что человек может просто принести справку о составе семьи и о доходах. Между тем, сегодня людей зачем-то заставляют ходить по "водоканалам" и "коммунэнерго", стоять в очередях и заверять печатями расчетные книжки. И вот только тогда можно подходить к разговору об отмене льгот и 100%-ной оплате коммунальных платежей. Сразу после установления минимальной зарплаты на уровне выше научно обоснованного прожиточного минимума.

--- GoldED+/W32 1.1.4.7 * Origin: Красноярск, Россия Krasnoyarsk, Russia (2:5090/29.14)

назадУказатель рубрикивперед