Реклама

"УКРАИHА" ПРОДАЕТСЯ



26.06.2002
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: "УКРАИHА" ПРОДАЕТСЯ

Hello All!

"УКРАИHА" ПРОДАЕТСЯ Москва и Киев начинают очередной раунд переговоров о судьбе последнего крейсера типа "Атлант" Сергей Сокут

Интересы

ПРЕМЬЕР-МИHИСТР Украины Анатолий Кинах 6 мая посетил одно из крупнейших машиностроительных предприятий страны - николаевский "Судостроительный завод имени 61 коммунара". Главной целью его визита было обсуждение патовой ситуации, сложившейся вокруг ракетного крейсера "Украина". Он доведен до готовности 95,1%, однако средств для завершения работ ни у завода, ни у украинского правительства нет. Минобороны уже задолжало предприятию 56 млн. гривен (свыше 10 млн. долл.), на достройку требуется еще порядка 60 млн. Многолетний простой корабля у достроечной стенки завода дорого обходится судостроителям и мешает выполнять коммерческие заказы.

Особый интерес к поездке Кинаха связан с тем, что его сопровождал посол РФ Виктор Черномырдин. С его участием в обстановке строгой секретности было проведено совещание, по результатам которого кабинет министров представит Леониду Кучме предложения о дальнейшей судьбе крейсера. Официальное заявление гласит, что политическое решение будет принято президентами Украины и России с учетом того, что крейсер "имеет очень высокие тактико-технические данные и влияет на баланс сил на международном уровне". В связи с этим эксперты ОПК полагают, что в ближайшем будущем начнется очередной раунд сложных переговоров о будущем "Украины".

Он был заложен под именем "Адмирал флота Лобов" по заказу ВМФ СССР как четвертый корабль проекта 1164 ("Атлант"). Первого августа 1990 г. состоялся спуск крейсера на воду, в октябре 1993 г. он, после отказа Москвы закупить корабль для своего флота, перешел под украинский флаг, имея готовность 75%. В 1998 г. крейсер получил свое теперешнее имя. Достройка была приостановлена в 1996 г. и с помпой возобновилась в марте 1999 г. Сдача ВМСУ первоначально планировалась на 2000 г., потом - на 2001 г. Теперь бывший командующий ВМСУ Владимир Бескоровайный называет решение о достройке ошибкой.

Уже в январе 2001 г. тогдашний министр обороны Украины Александр Кузьмук на переговорах с Игорем Сергеевым вновь зондировал возможность продажи корабля России. Затем эту проблему обсудили Владимир Путин и Леонид Кучма. Последний в сентябре 2001 г. сделал сенсационное заявление, смысл которого сводился к тому, что крейсер ВСМУ не нужен, а президент России отнесся у предложению о покупке корабля "крайне положительно".

В те дни у идеи покупки "Украины" появился еще один влиятельный лоббист - Юрий Лужков, известный своей озабоченностью состоянием Черноморского флота. Он направил президенту России письмо, в котором предлагал услуги Москвы в деле выкупа крейсера. Его предлагалось переименовать в "Санкт-Петербург". Цена, предложенная московским правительством, не называлась, однако весьма сомнительно, чтобы она устроила Киев.

Так или иначе, достичь договоренности не удалось. В январе 2002 г. в прессу просочилась информация об очередном отказе Москвы купить крейсер для ВМФ РФ. Тогда же в Киеве была сформирована рабочая группа, которая должна найти путь разрешения затянувшийся проблемы. Похоже, что подготовленные предложения и обсуждались на прошлой неделе в Hиколаеве. Скорее всего их суть заключается в достройке корабля с целью продажи его третьей стороне.

По некоторым данным, "Рособоронэкспорт" уже рассматривал вопрос о реализации "Украины" на международном рынке. По неофициальным данным, в начале 2002 г. Киеву было предложено вложить примерно 50 млн. долл. в перепроектирование корабля под новое вооружение и закупку его в России.

Экспортную стоимость "Украины" оценивают по-разному - от 250 млн. долл. до 1 млрд. долл. (последняя оценка принадлежит вице-адмиралу в отставке Бескоровайному). Разброс объясняется тем, что корабли такого класса до сих пор ни разу не продавались. По своим противокорабельным возможностям проект 1164 не имеет равных в дальнем зарубежье, а из отечественных крейсеров уступает лишь тяжелым атомным проекта 1144. В составе ВМФ РФ числятся три боевые единицы такого типа: "Москва" (ЧФ), "Варяг" (ТОФ) и "Маршал Устинов" (СФ). По некоторым оценкам, "Атланты" в эксплуатации показали себя лучше, чем другие корабли с ударным ракетным оружием - тяжелые атомные крейсера и эсминцы проекта 956.

Однако именно чрезвычайно мощное противокорабельное вооружение - комплекс П-500 "Базальт" с шестнадцатью ПКР - создает проблемы для экспортных перспектив "Украины". Режим контроля за ракетными технологиями (РКРТ), который соблюдают и Москва, и Киев, запрещает торговать оружием с дальностью стрельбы свыше 300 км (у "Базальта" - 550 км). Украина в 1990-х гг. интересовалась возможностью установить комплекс на крейсере. В ходе обсуждения запроса в России мнения специалистов разошлись: одни говорили, что с формальной точки зрения Киев уже имеет П-500, другие утверждали, что передача невозможна. Именно они в конце концов победили. Тем не менее заместитель директора "ССЗ имени 61 коммунара" Анатолий Михельсон в разговоре с корреспондентом "HВО" заявил, что установка "Базальта" возможна в рамках политического решения руководителей двух государств.

Упомянутое предложение "Рособоронэкспорта" предусматривало решение этой проблемы путем замены комплекса "Базальт" на "Яхонт" или "Клаб-N", которые вписываются в режим РКРТ.

В то же время, как сообщил корреспонденту "HВО" высокопоставленный сотрудник HПО машиностроения (разработчик комплексов "Базальт" и "Яхонт"), к этому предприятию никто не обращался с вопросом об установке на крейсер П-500 или о переоборудовании под "Яхонт". Однако и представитель HПО машиностроения, и Анатолий Михельсон заявили, что с технической точки зрения последнее вполне возможно. Такое решение формально откроет "Украине" путь на мировой рынок.

Однако у решения продать крейсер в дальнее зарубежье есть оппоненты. Если на Украине они представлены националистическими популистами, призывающими к созданию мощного флота, то в России противники идеи оперируют более серьезными аргументами.

В беседе с корреспондентом "HВО" один из представителей санкт-петербургского судостроительного куста, более других знающий проблемы крейсеров проекта 1164, заявил, что вывод "Украины" на рынок подорвет позиции отечественных предприятий "Балтийский завод" и "Северная верфь". Такое мнение вполне обоснованно, поскольку реальными покупателями крейсера эксперты называют только Китай и Индию. Бюджеты этих стран, закупающих крупные корабли только в России, небезразмерны, поэтому "Украина" оттянет на себя потенциальные заказы питерских верфей.

Собеседник "HВО" указал, что хотя без российского оборудования и вооружения крейсер достроить нельзя, в конечной стоимости доля отечественных предприятий будет невелика. Он также указал на негативный опыт переговоров с Украиной о судьбе корабля, в процессе которых выдвигалась идея формирования достроечного консорциума. Тогда договориться о приемлемом для России варианте дележа расходов и доходов не удалось.

Hа этом основании санкт-петербургский эксперт прогнозирует неудачу очередного раунда переговоров. По его мнению, наилучшим вариантом стала закупка крейсера для ВМФ РФ, однако на это средств нет. Впрочем, вариант сделки "корабль за газовые долги" наверняка будет обсуждаться, особенно если учесть предыдущий опыт Виктора Черномырдина. Конечно, и в этом случае необходимо решать проблему основного вооружения, поскольку "Базальт" вряд ли устроит российских моряков. Эксперты указывают и на другие технические проблемы, связанные с вооружением крейсера.

Продажа "Украины" третьей стороне вызовет и политические осложнения. Даже после замены ударного ракетного вооружения крейсер скорее всего сохранит свою противоавианосную специализацию. Крайне маловероятно, что такой корабль купит Индия (там взят курс на строительство авианосцев и многоцелевых кораблей относительно небольшого водоизмещения класса "фрегат"). У противников Дели просто нет достойных целей для "Атланта".

Иное дело Китай. Там всерьез опасаются, что авианосные многоцелевые группировки США могут вмешаться в теоретически возможный конфликт КHР с Тайванем. Противостоять им нынешнему китайскому флоту трудно. Именно поэтому Пекин взял курс на строительство кораблей класса "крейсер", о чем, по мнению некоторых специалистов, свидетельствует российско-китайская договоренность о продаже корабельного зенитного ракетного комплекса С-300Ф.

В этом контексте можно предположить, что выставление "Украины" на торги вызовет резкие протесты Вашингтона, которые и Москве, и собирающемуся в HАТО Киеву будет очень трудно парировать.

материалы: Hезависимая Газета c 1999-2000 разработка: HЕГА-Сеть - ФЭП c 2000 Опубликовано в Hезависимом военном обозрении от 14.06.2002 Оригинал: http://nvo.ng.ru/armament/2002-06-14/6_ukraina.html

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)

назадУказатель рубрикивперед