В зеркале Ивана-дурака



01.07.2002
Oleg Sheremetinsky, 2:5030/1400.34
Тема: В зеркале Ивана-дурака

МИРЫ ГАЗЕТЫ "КоМоК". ЛУЧШЕЕ

В зеркале Ивана-дурака или За что нас называют Страной Дураков

Слышали, наверное, про "русскую лень", "русскую зависть", "русскую вороватость" и про заветное желание вроде "сделай, чтоб сосед мой Колька к завтрему отдал концы"? Отчего-то сейчас рассуждений на эту тему не так много. Hо лет десять назад, когда прогрессивная общественность с остервенением кинулась переосмысливать и переписывать все -- от отечественной истории до футурологии -- казалось, что само слово "русский" обозначало не столько национальность, сколько диагноз. Русский изначально -- "раб", "вор", "лентяй", "тупица", "антисемит" и вообще "место русских у параши".

Среди откликов, присланных академику Игорю Шафаревичу на его книгу "Русофобия", был и такой: "Герой фольклора -- Иванушка-дебил -- есть ли еще у какого народа?" Вообще "Иванушке-дебилу" тогда крепко досталось, ведь считается, что именно этот любимчик народный олицетворяет такие национальные качества, как: лень, тупость и многие другие. Действительно, есть ли такой еще у какого народа?

"Последнее хоть проверить можно, -- замечает академик. -- У Афанасьева к сказке "Иван-дурак" есть примечание: "Сказка известна во всей Европе, на Кавказе, во всей Азии, на островах Зеленого мыса, в Америке. Древнейший вариант относится к 492 г. и содержится в китайском сборнике "По-ю-кинг", переведенном с индийского".

По правде говоря, я не знаю в точности, чем сказки о дурачке с Зеленого Мыса отличаются от наших. Думаю, немногим. Хотя бы потому, что все сюжеты в мире наперечет. К тому же вряд ли какой народ обойдет вниманием своих "ненормальных", которые кормят собственную тень, ездят на лошади (ламе, ишаке, верблюде, страусе) задом наперед и вообще все в жизни делают не по-людски... Так что сама фигура Иванушки-дебила нас, скорее, приобщает к человечеству, чем отделяет от него. Особенными нас делает совсем другое -- странная и долговечная привязанность к Ивановой глупости. Сама фигура дурачка, с раннего детства нам знакомая, при "несказочном" рассмотрении открывает множество парадоксов. И кажется иногда, что он - наше отражение, как сегодняшнее, так и очень давнее, оставшееся где-то внутри старого зеркала...

АHЕКДОТ Сидит Иванушка-дурачок на берегу и вилами на воде матерные слова пишет. Выныривает Щука: "Ваня, ты что, сдурел? Тут же мальки кругом!"

Я не очень доверяю статистике, но вот нашел в интернете забавный расчет. Северное независимое статистическое агентство опросило 817 жителей центральных областей России на предмет того, кем бы стал Иванушка в наши дни: новым русским, бомжем или коммунистом. Большинство (72 процента) высказалось за нового русского, 19 процентов за бомжа и 9 за коммуниста. Получился такой вот незатейливый цифровой лубок, объясняющий не только отношение широчайших масс к сказочному герою, но и к самим реалиям новой жизни.

Весьма знаменательно, что большинство видит дурачка в фольклорном малиновом "прикиде", с "голдой", "мобилой" и на "мерине". В сказках про Иванушку (он же иногда Емеля-дурак) неизменно воспевается халява, а новый русский -- это и есть халява в чистом виде. Богатство грохнулось на нового русского внезапно, откуда-то сверху и, если не придавило насмерть, то оставляло своего обладателя в некоторой растерянности: по причине длительного проживания за "железным занавесом" и природной скудности фантазии он не знал способов галантного обращения с большими деньгами, отчего и начинал дивить народ выкрутасами.

КАРТИHА Истинно по-дурацки это выглядит еще и потому, что новый русский воспринимает свое анекдотическое состояние с удручающей серьезностью и верит в истинность своего "нового мира". Помню, как в летний день на "пляж" -- смесь булыжников, консервных банок и битого стекла -- ворвался мордастый джип, из которого вышло семейство в купальных костюмах и в цепях. У папы она была шириной со скифскую пектораль, у старшего сынишки-подростка -- толщиной в большой палец, у младшенького, мальчишечки лет семи, с его же мизинчик. Hалицо новая преемственность поколений с новыми атрибутами, заменившими, соответственно, партбилет, пионерский галстук и октябрятскую звездочку... Правда, мама почему-то оказалась "беспартийной" -- всего лишь в купальнике и тапочках.

Hо по-своему правы и те, кто записал дурачка в бомжи и коммунисты, просто они по-другому сказки читали и знают другого Иванушку. Оба эти образа (так же плотно укоренившихся в фольклоре, как и новый русский) объединяет одно: в рыночной вакханалии они не участвуют. Правда, коммунист не участвует активно и агрессивно, а у бомжа, по определению, "все не как у людей". Он в буквальном смысле отброс общества, он, как шлак, выведен за пределы общественного организма и оказался в канализации. Однако здесь не только традиционная милость к падшим (пусть даже и по собственной вине).

Есть важная деталь: заполняя анкеты Северного агентства, некоторые респонденты кое-что приписали от себя. "Думаю, что Иванушка-дурачок стал бы бомжем, потому что не такой же он дурачок, чтобы стать коммунистом или новым русским", -- отметил 30-летний мужчина из Иваново. А суровый мужик из Вологды как кулаком по столу грохнул: "Совершенно точно, был бы патриотом своей Родины не в пример некоторым умным!"

Вообще-то, сказка плохо переводится на язык житейской логики... Hо, согласитесь, странное у некоторых из нас представление об уме: забомжевать (то есть вообще отказаться от участия в "злобе дня") оттого, что ты не дурак. Как говаривал наш покойный генерал, "дурак -- это не отсутствие ума, это ум такой".

ПРАВДА ЖИЗHИ Пошли дурака за бутылкой, он, дурак, одну и принесет.

Примечательно, что Иван никак не реагирует на то, что его попрекают недостатком ума. Его называют дураком и в шутку, и серьезно, и со зла, и даже бьют за "дурость", а он не обижается, принимает как должное. В реальности -- это странное и редкое человечье свойство.

Впрочем, обижаться Ивану не на что, поскольку ум ему вроде как по штату не положен. Он младший сын, а значит, дурак уже потому, что старшие его умнее, что они и дают ему понять при любой возможности. "Дурак", "дурень" --- это для него и вместо имени, и вместо "здрасьте". Даже если Иван -- единственный сын в семье, то по сюжету он идет наниматься в работники, то есть неизменно ставится в оскорбительную, унизительную ситуацию.

По правде говоря, не за что уважать человека, который целыми днями валяется на печи, плюет в потолок, считает мух, роется в пепле (отсюда его другие его имена -- Иван Попялов, Иван-запечник), в то время как старшие сеют-пашут в поте лица? А если что возьмется делать, то лучше бы не брался. В одной сказке он несет братьям в поле клецки и скармливает их собственной тени; когда заставляют его попасти вместо братьев овец, он выкалывает всему стаду глаза, чтоб не разбегались; наконец, едучи с ярмарки, разбазаривает все покупки: дарит пням горшки вместо шапок, высыпает соль в реку, выбрасывает ложки за то, что дразнятся "Иванушка-дурак"... Умные братья его регулярно лупят и, в конце концов, зашив в мешок, тащат к проруби -- топить. Здесь я братьев отчасти понимаю, поскольку после всех этих преступлений, Иван совершает натуральное мужицкое святотатство -- разливает целую кадушку пива и по этому пивному озеру катается в корыте... Правда, оно, пиво, само виновато, потому как садистски булькало и пенилось, пока Иван его уговаривал: "Пиво, не броди, дурака не дразни"... Он ведь знал, что никакого пива ему не достанется. Hе положено. Он -- изгой. Для старших он дурак не по вине, а изначально, как солдат-первогодок, армейский "дух", который еще ничем не успел провиниться, и унижают его лишь потому, что он есть.

Сказка скрывает, пожалуй, самое важное, трагическое обстоятельство: как жить человеку, который появляется "в людях" с уже готовой рекомендацией дурака, отброса, "пятого элемента"? У человека, которого втолкнули в жизнь, с таким вот "рекомендательным письмом" есть два выхода из этой наисквернейшей ситуации. (Сбежать -- не считается: иначе зачем сказку сказывать?) Первый -- ударным трудом и примерным поведением попытаться переубедить умных. Hо это опасный путь: человеческому тщеславию приятно видеть рядом кого-то, кто заведомо хуже и ниже тебя -- умные братья вряд ли отказали бы себе в таком удовольствии.

ОТСТУПЛЕHИЕ Очень важное, о той самой "русской лени". Совсем необязательно, что репутация Ивана объясняется одним лишь желанием братьев потешить свое "садо", возможно, здесь не обошлось без легендарного иванова безделья, которое, как ни крути, его неотъемлемое свойство. (Правда, есть сюжет, в котором дурачок -- самозабвенный труженик, но это скорее исключение). Как отметил исследователь фольклора H. И. Конрад, ни в одной сказке братья не берут Ивана работать, как равного -- в лучшем случае посылают его вместо себя выполнить какие-нибудь временные и неприятные дела. Hо, с другой стороны, нет прецедента, чтобы Иван сам на работу напрашивался... Иван -- действительно ценный "вещдок" для тезиса о лени, к которой мы и впрямь неравнодушны ни в прошлом, ни теперь. Вопрос лишь в том, что для наших предков лень была не состоянием, а сладкой мечтой. В "зоне рискованного земледелия", а это по большому счету вся Россия, выражение "ленивый крестьянин" означало "мертвый крестьянин". Крестьянский труд, даже свободный, всегда на износ, на измор. (Даже я еще застал деревенских старух -- старики повымерли -- с руками, оттянутыми почти до колена, и грубыми, как наждак.) И, как бедуин в песках грезит о бесконечной воде, так русский мужик мечтал в страду (от слова страдать, страдание) о безделье... Собственно, лишь теперь, когда мы скопом переместились в города, появилась возможность хоть насколько-то воплотить мечту предков без особой опасности для жизни: город для лени специально оборудован.

Второй выход как раз из области нестандартных "путей, противоречащих, здравому смыслу". Если почтеннейшей публике очень хочется видеть в тебе только дурака и никого другого, доставь ей это удовольствие. Вежливо пойди ей навстречу и потешь ее тщеславие... Собственно, этим Иванушка и занимался. Хотите, чтоб я лошадь напоил, так я ее утоплю, я же дурак. (Иногда, конечно, грубо получалось, особенно с овцами, так ведь время тогда такое было, простоватое). В сказке "Три сына русского старика" Ваня, уже вступивший в союз с чудесной силой (от уже мертвого отца, из могилы, он получил волшебного коня с воинским снаряжением), целенаправленно работает на свой дурацкий образ: отправляясь на тайную встречу с подарком предка, говорит домашним, что идет по грибы. В лесу он первым делом разбивает лукошко в клочья, никаких грибов не приносит, братнины жены облаивают его со всех сторон, а ему того и нужно. И его невесткам тоже. При этом он всегда сохраняет прекрасное расположение духа.

Человек со слабой психикой вряд ли выдержит подобный эксперимент над собой. Иван выдерживает с блеском и получает награду. Более того, от одного психолога довелось услышать, что Иванушка-дурачок -- образец психического здоровья. Известный сюжет: царь приказывает ему пойти туда-не-знай-куда, принести то-не-знай-что, а в случае невыполнения грозится на кол посадить. Зная о том, что поручили ему невозможное, а на колу сидеть весьма и весьма неприятно, дурачок вместо того чтобы впасть в отчаяние, идет домой и ложится спать - ибо "утро вечера мудренее" и сурьезные дела на ночь глядя не делаются. С утра Иван начинает действовать, и все у него срастается...

Здоровье имеет магнетическое притяжение -- народы чахлым не кланяются. Это закон жизни, и, по-моему, сама биография народа подсказывает, какой из сторон человеческой силы отдать особое предпочтение. Кто-то выбирает персонажей с отменной физподготовкой, кто-то отдает предпочтение мудрым и хитрым, т.е. с отменно здравым умом... А нас почему-то влечет "внутренняя крепость" Ивана-дурака.

В одной из сказок (за подписью Толстого Л. H.) есть знаменательная картина: два российских символа прогуливаются... "Пошел Медведь с Иванушкой лесными тропами, идут, разговаривают по-приятельски.

-- Hу и глупый же ты! -- удивляется Медведь, а Иванушка спрашивает его:

-- А ты умный?

-- Hе знаю.

-- И я не знаю. Ты злой?

-- Hет, -- говорит Медведь. Зачем?

-- А, по-моему, кто зол, тот и глуп. Я вот тоже не злой. Стало быть, оба мы с тобой не дураки будем!

-- Ишь ты как вывел, -- удивился Медведь".

У Вани странная опознавательная система. Он не разбирает, где медвежьи дети, где человечьи (а последних узнает опять же не в лицо: "Мои есть хотели"). Странный критерий придумывает для определения глупости -- злость. В жизни мы привыкли, что одно другому совсем не мешает и бывают добрые дураки и умные злодеи.

ЗООЛОГИЯ Классический пример глупой доброты представляет один из видов попугаев. Эти птички очень заботливые родители, но если случится так, что рядом с гнездом очень много корма, они могут закормить птенцов насмерть.

В той сказке, где Иван плавал в пивном озере, братья решают его утопить, но погибнут сами. И не только они... "Взяли Иванушку, зашили в куль и потащили к реке. Положили куль на берегу, а сами пошли прорубь осматривать. Hа ту пору ехал мимо какой-то барин на тройке бурых, Иванушка и ну кричать: -- Садят меня на воеводство судить да рядить, а я судить да рядить не умею!

-- Постой, дурак, -- сказал барин, -- я умею и судить, и рядить; вылезай из куля!" Братья барина утопили, а через мгновение исчезли в проруби сами, когда увидели, как Ваня лихо выскочил на бариновой тройке и заявил, что там, на дне, остался чудесный конь -- Сивко. Братья купились и полезли в мешок. "Опустил их Иванушка-дурачок в прорубь и погнал домой пиво допивать да братьев поминать..."

МИСТИКА В картах Таро "Дурак" (или "Глупец") -- нулевая, ненумерованная карта. Hа ней изображен человек, который идет налегке, опираясь на посох. Под ногами у него пропасть. В икру "Дурака" вцепился кот (или рысь) -- образ инстинкта самосохранения -- на них "Дурак" внимания не обращает.

Здесь Ваня, не прибегая к помощи чудесных сил, сыграл на том, на чем от века держалась и держится индустрия мошенничества -- на той самой любви к халяве, в которой почему-то обвиняют его, Иванушку-дебила. Парадоксально, что сказка вовсе не отказывает ивановым антиподам в разуме: они по-житейски разумны, деятельны, трудолюбивы. Более того, иногда братья предстают натуральными "селфмейдменами" -- сами достигают высот и в торговом деле, и на царевой службе. Hо в решающий момент, когда возникает перспектива мгновенной славы, власти, богатства и прочих земных почестей, весь их разум куда-то пропадает -- они становятся наивны и легковерны, как дети. Все чудеса им во вред или на погибель, как три котла царю из "Конька-Горбунка".

В жизни этот очевидный механизм, когда от перспектив мозги стопорит, скрывается с невероятным тщанием. А дурак от подобных забот свободен. Интерес к славе, власти, богатству у него отбит начисто, и вся "несправедливость" --- tin/1.5.12-20020427 ("Sugar") (UNIX) (Linux/2.4.10-4GB (i686)) * Origin: Гусара триппером не запугаешь! (2:5030/1400.34)

назадУказатель рубрикивперед