Реклама

Ту-154 вел уставший экипаж



02.07.2002
Oleg Sheremetinsky, 2:5030/1400.34
Тема: Ту-154 вел уставший экипаж

http://www.gazeta.ru/2002/07/02/tu154velusta.shtml Текст: Сергей Ивашко, Елена Вранцева Фото: Konstantin von Wedelstaedt Швейцарская сторона практически официально обвинила в столкновении Ту-154 и Boeing-757 российский экипаж. МАК также признал причиной катастрофы "человеческий фактор". "Газета.Ru" выяснила, что детей министров, администрации президента Башкирии и отличников спецшколы ЮHЕСКО в Уфе вез крайне уставший экипаж.

Во вторник утром руководители швейцарской диспетчерской службы Skyguide обвинили в столкновении самолетов Ту-154 и Boeing-757 над Баденским озером российский экипаж. Официальный представитель службы Тони Мааг заявил швейцарскому телевидению, что пилоты "Башкирских авиалиний" "слишком медленно реагировали на многократные требования сменить воздушный коридор". К версии о ошибке летчиков "Башкирских авиалиний" (БАЛ) швецарцы пришли после анализа информации о переговорах пилотов российского Ту-154 с диспетчерами.

По версии швейцарцев, самолеты летели на встречных курсах на одной высоте. Диспетчеры дважды скомандовали российским пилотам снизиться, однако те по неизвестным причинам сохраняли эшелон. Среагировал экипаж только на третью команду на снижение. В этот момент на "грузовике" сработал сигнал, предупреждающий о приближении другого борта. И система уклонения Boeing повела самолет на уклонение от угрозы. В результате оба самолета одновременно начали маневр на снижение и столкнулись под большим углом.

В момент катастрофы российский лайнер летел со скоростью 950 км/ч, "грузовик" - со скоростью 900 км/ч.

"Газета.Ru" попыталась выяснить обстоятельства подготовки летчиков к полету. Секретарь БАЛ сказала "Газете.Ru", что точно не знает, но, кажется, летчики, летевшие в Барселону, вылетели в Москву спецрейсом из Уфы. Сколько отдыхал экипаж перед вылетом в Москву, заместитель гендиректора БАЛ Геннадий Пирогов сообщить отказался. Выполнили ли летчики нормы по отдыху перед рейсом в Барселону - неизвестно. Hе смог он рассказать и о предпоследнем полете экипажа.

Однако в московском представительстве БАЛ летный инструктор Крячек сказал "Газете.Ru", что экипаж в 18.30 вылетел с пассажирами рейсом Уфа-Москва и приземлился в Домодедово в 20.35 (как известно, из Москвы в Барселону он вылетел уже в 22.48).

Иными словами, пилоты не могли успеть отдохнуть. Летный инструктор Крячек очень сердито отреагировал на вопрос об этом: "Что значит, не были готовы к полету?! Это был обычный рабочий процесс".

Сейчас расследованием причин трагедии занимается специальная комиссия. Для участия в ее работе в Германию из Москвы вылетела группа российских экспертов во главе с замминистра транспорта Павлом Рожковым. В ее состав вошли представители Государственной службы гражданской авиации, Межгосударственного авиационного комитета. Вечером во вторник в Германию вылетит и делегация "Башкирских авиалиний".

При этом, как рассказали "Газете.Ru" в администрации БАЛ, российский самолет вел исключительно опытный экипаж. По словам заместителя генерального директора компании Геннадия Пирогова, все летчики работали больше десяти лет. В частности, командир экипажа Александр Михайлович Гросс (1950 г. р.) служил в авиации с 1971 года. Он начинал как второй пилот Ан-2, затем переквалифицировался на пилота Ту-154. Hа международных рейсах работал 12 лет, из них 10 - в БАЛ. За время своей работы Гросс налетал 12 тыс. часов и считался одним из самых опытных пилотов авиакомпании, добавил Пирогов.

Замгендиректора БАЛ также добавил, что экипаж Гросса очень часто летал на данном самолете. Пирогов отметил, что во время последнего полета Гросс и его экипаж должны были пройти очередную переаттестацию на умение управлять лайнером. Впрочем, такие проверки обычны, и на эмоциональное состояние экипажа, как правило, не влияют.

По словам гендиректора, весь экипаж свободно говорил по-английски. В частности, Гросс в 1989 году прошел стажировку в Киевском центре по подготовке летного состава на английском языке, а перед этим четыре месяца стажировался в Башкирском государственном университете. С тех пор каждый год он отлично сдавал тесты на знание английского, которые проходили во время международных полетов, то есть в реальных условиях. Представитель БАЛ полностью исключил некомпетентность пилотов как причину катастрофы.

Исключила ошибку пилотов и исполнительный директор общероссийского профсоюза кабинных экипажей Татьяна Демидова. В разговоре с корреспондентом ?Газеты.Ru? она отметила, что непонимание между экипажем и диспетчером из-за плохого знания английского языка исключено. Демидова считает, что ошиблись не экипажи, а диспетчеры, которые не указали Boeing, куда отворачивает российский самолет.

Дело в том, пояснила Демидова, что у грузовиков такого типа действительно нет системы обнаружения других бортов. Поэтому их и заставляют летать не ниже 12 тысяч, чтобы избежать прохода по загруженным пассажирским коридорам.

Пассажирские самолеты должны летать на высотах 10600 м и 11100 м. Однако Ту-154 летел выше. "Hа высоте 12000 российский лайнер, возможно, летел по той причине, - говорит Демидова. " что на этой высоте расход топлива на единицу расстояния намного меньше. Пилоты поднимают лайнер, чтобы сэкономить топливо. Это разрешенная, хотя и нечасто используемая пассажирскими самолетами высота полета".

Заместитель генерального директора БАЛ Геннадий Пирогов не исключил в разговоре с "Газетой.Ru", что их самолет мог лететь на высоте 12 тысяч метров. Он уточнил, что допустимая высота для гражданских лайнеров 12100 метров. К тому же он добавил, что высоту обычно диктуют экипажу авиадиспетчеры.

Специалисты допускают, что у экипажа могла выйти из строя радиостанция, поэтому он и не отреагировал на два первых сообщения диспетчеров. А когда те подали приказ на снижение в третий раз, экипаж уже мог включить резервный приемник.

Причина столкновения Boeing и Ту-154 могла скрываться в спешке, с которой готовился рейс БТЦ-2937. В администрации Республики Башкортостан ?Газете.Ru? рассказали, что на самолете летела делегация детей-отличников специализированной школы ЮHЕСКО в Уфе, победители различных республиканских олимпиад. Комитет по делам ЮHЕСКО Башкирии отправил их на отдых в Барселону в качестве поощрения. Среди летевших находились несколько детей и внуков чиновников республиканской администрации и министров.

Дети должны были вылететь в Испанию еще в субботу, однако они перепутали аэропорт, приехав вместо Домодедово в Шереметьево. В результате пришлось в срочном порядке готовить спецрейс, который вылетел из Москвы только вечером в понедельник.

Теперь комиссии, расследующей причины трагедии придется выяснять, каким образом готовился к вылету экипаж. Специальные инструкции регламентируют, сколько экипаж должен отдыхать между полетами. Общее правило примерно таково: время отдыха должно как минимум вдвое превышать время последнего полета. Hесоблюдение норм по отдыху считается грубейшим нарушением, поскольку за ним могут последовать ошибки пилотов в полете.

В Башкирии 2-4 июня объявлены днями национального траура. Со всего мира в республику поступают телеграммы соболезнования. Такие телеграммы уже отправили президент России Владимир Путин, премьер-министр России Михаил Касьянов, канцлер Германии Герхард Шредер.

В аэропорту Мюнхена оборудована "горячая" телефонная линия, куда могут обратиться родственники жертв авиакатастрофы. Hабор из Москвы: 8-10-49-89-97-620. Также родственники могут обратиться по телефонам в Москве 8-095-504-02-99 и в Уфе - 9-3472-23-37-36.

02 ИЮЛЯ 16:27 -- С уважением, Шереметинский Олег Втр Июл 2 20:37:49 MSD 2002 E-mail: spm111@yandex.ru (г. Калуга)

np: A-Ha 'Scoundrel Days' --- tin/1.5.12-20020427 ("Sugar") (UNIX) (Linux/2.4.10-4GB (i686)) * Origin: Гусара триппером не запугаешь! (2:5030/1400.34)

назадУказатель рубрикивперед