РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ ОТВЕЧАЕТ HА ОБВИHЕHИЯ КАТОЛИКОВ



04.07.2002
Oleg Sheremetinsky, 2:5030/1400.34
Тема: РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ ОТВЕЧАЕТ HА ОБВИHЕHИЯ КАТОЛИКОВ

http://www.vesti.ru/2002/07/02/1025612039.html РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ ОТВЕЧАЕТ HА ОБВИHЕHИЯ КАТОЛИКОВ

02 июля 2002, 16:13 Кирилл Михайлов kmih@vesti.ru

Отношения между католиками и православными могут выйти из тупика. Захочет ли этого Ватикан?

В понедельник Служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата распространила 15-страничный документ, озаглавленный "Католический прозелитизм среди православного населения России". Он содержит развернутый и обстоятельный ответ на обвинения Русской Православной Церкви (РПЦ), появившиеся в ходе полемики о преобразовании временных католических структур в России в четыре полноценные епархии во главе с митрополитом, о чем было объявлено 11 февраля этого года.

После столь неожиданного и беспрецедентного шага со стороны Католической церкви, РПЦ заподозрила своих западных братьев по вере в прозелитизме и недостойном отношении к "Церкви-сестре". Католики, в свою очередь, обвинили православных в искажении понятия "каноническая территория". Кардинал Вальтер Каспер, председатель папского совета по содействию христианскому единству, пошел еще дальше: "Русская Православная Церковь чувствует собственную пастырскую и евангельскую слабость и таким образом боится католического присутствия, которое в основном более эффективно на пастырском уровне, хотя оно и меньше в численном отношении". Он даже упомянул об "экклезиологической ереси", состоящей в "непризнании за Католической Церковью ее миссионерской стороны во имя концепции прозелитизма, не должным образом расширенного в своем значении".

Как сказано в документе, распространенном в понедельник, католическая сторона неверно толкует понятие "прозелитизма", понимая его как переманивание адептов одной христианской общины в другую с использованием нечестных методов и отказываясь считать прозелитизмом проповедь среди "неверующего" или невоцерковленного населения. Казалось бы, формально католики правы. Hо, получается, что они отрицают сам факт тысячелетней христианской традиции в России и отводят Русской Церкви второстепенное, если не сказать маргинальное место.

РПЦ настаивает на принципе "канонической территории", то есть территории, которая находится под властью определенной христианской церкви и на которую не распространяется власть епископов другой церкви. Этот принцип основан на древнем правиле - "один город - один епископ". "Второй Ватиканский собор, назвав Православную Церковь "Церковью-Сестрой", признал тот факт, что у Православных Церквей есть территория, на которой они совершают свое спасительное служение, то есть, имеется то, что сегодня мы называем канонической территорией". Тем не менее, для достижения своих целей Ватикан пожертвовал и каноническим правом, и диалогом с РПЦ. Каковы же эти цели?

По мнению авторов документа, речь идет в первую очередь об обращении в католичество традиционно православного населения России. Для этого в нашей стране развернута широкая миссионерская деятельность, многочисленные примеры которой приведены в цитируемом документе: "проблема прозелитизма заключается не в том, что некто симпатизирует католицизму или становится католиком: в конце концов, это право каждого отдельного человека, - а в том, что католическая миссия подталкивает колеблющихся людей к этому выбору. Вопрос о прозелитизме относится не к светской юриспруденции и не к сфере прав человека, а к межхристианской, межцерковной этике".

В то время как в странах Западной Европы Католическая церковь катастрофическими темпами теряет свою паству, в России люди намного отзывчивее на проповедь Христа. Именно поэтому "католические структуры в России рассчитаны явно "на вырост" за счет обращенных в католичество". Речь идет не только об увеличении числа прихожан, но и о новых священнических призваниях, возможно, с расчетом пополнить редеющий клир Западной Европы.

В заключение в документе говорится: "С учреждением епархий Католическая церковь в России перестала быть пастырской структурой для национальных меньшинств, связанных с традицией римского католицизма, и заявила о себе как о церкви данного места, в обязанность и ответственность которой входит миссия по отношению ко всему народу, проживающему на территории России". Таким образом, Рим создал систему конкуренции с РПЦ, что только усиливает разногласия между католиками и православными и наносит ощутимый вред делу евангельской проповеди в России.

Можно сказать, что после шести месяцев разрозненной и не всегда последовательной и вразумительной полемики с католиками, наконец-то четко и ясно обозначена позиция РПЦ, причем суть ее сводится к готовности продолжать диалог с Римом, но после решения проблем, которые недвусмысленно отражены в документе. Вряд ли открытая позиция Русской Церкви принесет плоды при нынешнем Понтифике, политика которого в последнее время все дальше уходит от духа и буквы Второго Ватиканского собора.

-- С уважением, Шереметинский Олег Чтв Июл 4 10:16:40 MSD 2002 E-mail: sheremetinsky@kaluga.ru (г. Калуга)

np: Lacross 'Save Me (Swan Lake)' --- tin/1.5.12-20020427 ("Sugar") (UNIX) (Linux/2.4.10-4GB (i686)) * Origin: Гусара триппером не запугаешь! (2:5030/1400.34)

назадУказатель рубрикивперед