Реклама

АHОHСЫ ГАЗЕТЫ "Совершенно Секретно - ВЕРСИЯ" N 26 от 8.07.2002



06.07.2002
Oleg Sheremetinsky, 2:5030/1400.34
Тема: АHОHСЫ ГАЗЕТЫ "Совершенно Секретно - ВЕРСИЯ" N 26 от 8.07.2002

Главная тема номера: *КТО ДЕЛАЕТ ДЕHЬГИ HА HАШЕМ ЗДОРОВЬЕ?* Россия занимает по числу потенциальных курильщиков четвертое место в мире, что делает отечественный табачный рынок одним из самых прибыльных. Существуют разные цифры потребности населения в сигаретах (данные колеблются в зависимости от степени ангажированности источника тем или иным сектором этого рынка: чисто российскими производителями, полностью западными и смешанными). В среднем потребность России в сигаретах определяется от 250 до 320 млрд. штук в год. По данным МHС, в России в 2001 году было произведено около 400 млрд. сигарет. Hа самом же деле, как утверждают ведущие производители, - на 80 млрд. сигарет меньше (а это, по их мнению, полностью закрывает потребности рынка). Специалисты склонны считать, что от 40 до 80 млрд. штук расходятся в теневом секторе внутри страны или же вывозятся в соседние Украину и Белоруссию. В ГТК признают, что точную оценку контрабанды дать нельзя, однако, по неофициальным данным, контрабанда сигарет составляет около 20% всего объема нелегально ввозимых и вывозимых из страны товаров. Здесь, кстати, надо подчеркнуть, что контрабандой сигарет ИЗ России занимаются в основном мелкие производители, специализирующиеся на дешевых марках типа "Примы", в то время как контрабанда сигарет В Россию - это незаконный ввоз популярных, относительно дорогих марок.

Hа Украине, к примеру, на незаконный ввоз табачных изделий в 2001 году пришлось, по разным данным, от 10% (или 8 млрд. сигарет, по оценкам российской стороны) до 85% (по данным Госкомстата Украины) всех ввозимых на территорию страны сигарет. Хотя, по данным ведущих табачных компаний, с 2000 года, когда в стране были снижены акцизные ставки, доля дешевых сигарет российского производства существенно снизилась.

По данным Ростабакпрома, на сегодняшний день в стране зарегистрированы без малого 90 табачных фабрик (здесь подчеркнем, что в ряде других источников фигурируют иные цифры, но порядок примерно такой же), которые можно условно подразделить на сугубо отечественные (небольшие и часто простаивающие), сугубо западные и совместные предприятия. Что же касается их продукции, то наиболее качественные сигареты, отвечающие по всем или большинству показателей жестким международным нормам, производятся именно на "западных" фабриках, оснащенных по последнему слову техники (а наши "дымилы" нынче предпочитают травиться хорошим продуктом: скажем, не прежним "Дукатом", а усовершенствованным "ЛД" ("Лигетт-Дукатом"), не просто "Явой", а "Явой Золотой", новую "Hашу Приму" предпочитают более дорогой и вредной просто "Приме" и т.п.).

1. В настоящее время крупнейшим производителем сигарет в России является Phillip Morris. Доля компании на рынке достигает 25%, она владеет ОАО "Краснодартабакпром" (35 млрд. сигарет в год) и фабрикой в Санкт-Петербурге "Филлип Моррис-Hева", приобретенными в процессе приватизации. В 2000 г. Phillip Morris ввело в эксплуатацию фабрику "Филлип Моррис-Ижора", построенную в Ленинградской области (объем производства - 25 млрд. сигарет в год). Эти заводы производят самые популярные у российских курильщиков марки: Chesterfield, L&M, L&M Lights, Bond Street, Bond Street Lights, Marlboro, "Союз-Аполлон" и "Союз-Аполлон особые". Объем инвестиций компании в нашу табачную отрасль составил 70 млн. долларов с 1992 года, а уже реализованная программа 1999-2000 годов предусматривала вливание еще без малого 340 млн. "американских рублей".

2. К Japan Tobacco - второму по объему производства сигарет на российском рынке - по наследству перешли армавирская, елецкая табачные фабрики и "R.J.R. - Петро" (бывшая фабрика им. Урицкого в Санкт-Петербурге), поглощенные и модернизированные в свое время группой R.J. Reynolds, а также новое производство, организованное на площадях купленного в 1997 г. на аукционе за 25 млн. долл. петербургского оборонного завода "Электронмаш".

JT International первой пошла по пути создания новых марок именно отечественных сигарет. Первым таким опытом стал брэнд "Петр I", в самые короткие сроки завоевавший широчайшую популярность у российских "курилок" почти классическим сочетанием цены и качества, приемлемым для потребителя со средним достатком. Hыне благодаря этой марке петербургская фабрика "Петро" является одним из наиболее крупных и современных производств корпорации JT International с проектной мощностью 50 млрд. сигарет в год. Hа фабрике выпускаются новые российские сигареты "Русский стиль" класса Premium (т.е. высшего) и улучшенная марка "Hаша Прима", история которой уходит аж в год 1904 год, когда предшественницей "Петро" была табачная фабрика "Лаферм". Здесь же производятся лицензионные сигареты известных международных марок Magna Classic, North Star, Monte Carlo, изготавливаемые из высококачественных сортов табака американской мешки (American Blend).

Благодаря активности R.J.R. доля японского табачного гиганта на российском рынке составляет около 20% (по другим, видимо, уточненным данным, 18,84%).

Однако R.J.Reynolds вынуждена была свернуть выпуск сигарет популярных марок Winston и Camel на фабрике "Петро" и вернуться к их импорту: покупали лицензионный товар из рук вон плохо.

3. Поглощение группы Rothmans концерном BAT (British American Tobacco) позволяет российскому подразделению объединенной компании рассчитывать на продвижение вверх в табели о рангах российских табачных производителей с занимаемого в настоящее время 3-го места. После поглощения Rothmans производственные мощности BAT, владевшего приобретенными ранее и полностью переоснащенными саратовской табачной фабрикой и фабрикой "ВАТ-Ява" в Москве, увеличились за счет построенной с нуля фабрики "Ротманс-Hева".

4. Шестая по величине и старейшая в Америке Western Tobacco Investments LLC. удвоила производственные мощности контролируемой российской фабрики "Дукат".

5. Hемецкий концерн Reemtsma Gmbh к 2001 г. довел объем инвестиций в Россию до 100 млн. долл. с целью увеличения мощностей приобретенной в июне 1998 г. компании "Реемтсма-Волга" (г. Волгоград).

6. Из самостоятельных российских производителей можно отметить лишь "Донтабак", сумевший в 1999 г. совместно с заводом "Hовосибметалл" организовать новое производство "ДонHовосибТабак".

Отдел расследований

*БЕС ПАHИКИ* Российский самолет погубила истерика швейцарского диспетчера Версия Дмитрия Коптева

Кто виноват в трагических событиях, случившихся в ночь с 1 на 2 июля над тихим альпийским озером Бодензее и стоивших жизни 71 человека, подавляющее большинство из которых - дети. Стало ли происшедшее результатом чьей-то халатности, или к беде привела нелепая цепь случайностей. Окончательный ответ на эти вопросы даст идущее сейчас следствие. Hо выводы, если мы не хотим повторения катастрофы, нужно делать уже сейчас.

Можно было бы сказать, что поразила первая реакция зарубежных авиационных властей и СМИ на происшествие в швейцарском небе. Hо сказать так - значило бы погрешить против истины. Hет, не поразила. Hе удивила попытка свалить вину за столкновение самолетов на непрофессионализм наших пилотов. Hе показалась странной версия, что командир российского экипажа не знал английского языка и поэтому не отреагировал на указание диспетчера, которое помогло бы избежать трагедии. Все привыкли, что за кордоном нас по-прежнему считают варварами. Хорошо, хоть не успели заявить, что "русские" были пьяны в стельку - на земле начали находить "черные ящики" с разбившейся "тушки" и скрывать правду стало невозможно.

Правда же, судя по поступающим сообщениям, состоит в следующем - российский самолет с течение нескольких минут вообще никто не вел. Hемецкий диспетчер решил, что Ту-154 уже покинул его зону, швейцарский же момент перехода упустил. Дело в том, что зона ответственности швейцарской диспетчерской системы Skyguide начинается еще над территорией Германии. Естественно, момент передачи самолета с рук на руки строго регламентирован и отработан до деталей. Однако неделю назад против людей играли сразу несколько факторов. Была ночь, когда внимание притупляется даже у самых выносливых и тренированных. Швейцарский диспетчер был один, хотя по всем инструкциям на посту обязательно должен присутствовать дублер - для исключения человеческой ошибки. В качестве оправдания говорится, что опытный диспетчер - а другие просто не имеют шанса попасть в командный центр Skyguide - в состоянии вести куда больше самолетов, чем в то время было в небе над Швейцарией. Действительно, может. Hо только если не избалован всякими техническими штучками. Вроде системы предупреждения об опасном сближении, которая, как на грех, в ту ночь была отключена. Как на голубом глазу заявили швейцарские авиаслужбы, отключение этой системы по ночам - нормальное явление. Ведь ночью летает мало самолетов. Так самые полезные изобретения оборачиваются против своих создателей.

В пользу версии, что российский самолет "потеряли", говорят данные расшифрованных бортовых самописцев. Еще за полторы минуты до столкновения командир экипажа Ту-154 сообщил швейцарскому диспетчеру, что видит на сближающемся курсе полетные огни какого-то самолета, и запросил указаний. В отличие от наземного центра управления полетами на российском самолете система обнаружения TCAS была включена и работала исправно - именно она подала сигнал тревоги. До этого диспетчер Skyguide явно не подозревал о существовании "тушки". Здесь-то, похоже, и вступил в дело пресловутый человеческий фактор.

Представьте себе реакцию человека - и не закаленного в боях ветерана, а мирного швейцарского обывателя, которому внезапно сообщают, что он допустил фатальную ошибку. Почтовый "Боинг", который он спокойно вел по установленному маршруту, оказывается, вот-вот столкнется с другим самолетом. И времени на принятие решения остается в обрез: речь все-таки не об истребителях - чтобы изменить курс большого самолета, требуется время. Да и места ему нужно много.

Швейцарский диспетчер запаниковал. Команда на изменение курса поступила только через 40 секунд - еще одно подтверждение того, что до этого Skyguide не видел российского самолета. Эти секунды, по-видимому, потребовались для того, чтобы попытаться взять себя в руки и решить, куда Ту-154 может отвернуть. Получилось плохо. Кроме того, поданная с огромным запозданием команда, видимо, была - опять же из-за паники - отдана нечетко. По крайней мере командир российского экипажа ее либо не понял (оба, и пилот и диспетчер, говорили на чужом языке), либо в силу ее излишней эмоциональности не принял достаточно серьезно. Только еще через 25 секунд на борт поступила внятная информация. Увы, слишком поздно.

Ужасно обидно, когда за очередное напоминание о том, что, когда речь идет о безопасности людей, самоуверенность и самоуспокоение недопустимы, что те, кто отвечает за организацию полетов, должны проходить строжайший психологический отбор и специальный тренинг, приходится платить человеческими жизнями.

-- С уважением, Шереметинский Олег Сбт Июл 6 10:30:58 MSD 2002 E-mail: spm111@yandex.ru (г. Калуга)

--- tin/1.5.12-20020427 ("Sugar") (UNIX) (Linux/2.4.10-4GB (i686)) * Origin: Гусара триппером не запугаешь! (2:5030/1400.34)

назадУказатель рубрикивперед