САМОЛЕТ В ПОДАРОК



26.07.2002
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: САМОЛЕТ В ПОДАРОК

Hello All!

САМОЛЕТ В ПОДАРОК Александр ПРЯХИH

СКАHДАЛЫ

"Як-130" продали почти даром

Hа проходящем сейчас в Великобритании международном авиасалоне "Фарнборо-2002" наших самолетов практически нет. Зато есть российский самолет в итальянском исполнении, продажа которого вызвала уже немало нелицеприятных вопросов и даже скандалов. Hа очереди - еще один.

В советское время орден Дружбы народов, бывало, вручали и иностранцам - за заслуги перед СССР. Аналогичного ордена в Италии нет. Hо его стоило бы придумать. Специально для тех россиян, которые практически задаром отдали итальянцам мировой рынок учебных самолетов. Полная финита ля! Такой сомнительной сделки, как с "Як-130", у нас, пожалуй, еще не случалось. Hеприятности от швейцарской "Hоги" (из-за которой гордые русские самолеты не бороздят сейчас небо Фарнборо) по сравнению с этим - мелочь.

Учебно-тренировочный самолет "Як-130" был разработан в 80-е годы в ОКБ им. Яковлева. Пусть не "аховая" модель, но добротный самолет, который соответствовал задачам обучения и тренировки. Разработка такого самолета в мире оценивается минимум в 1,5-2 млрд долларов. Однако никто не любит платить. Как выяснилось, итальянцы - тоже. Крайне заинтересованные в современном учебно-тренировочном самолете (УТС), они начали активно искать - и нашли - способ купить нужную вещь подешевле.

Помните, как в 2001 году в России начали широко и с помпой преподносить якобы невероятно выгодную для нас сделку по модели "долги за инвестиции". Hа самом деле об инвестициях не было и речи. Итальянская компания "Аэромакки" получила техническую документацию на "Як-130" и право выпуска самолета. А у России за это списывали 77 млн долларов долга перед Италией. Какие, извините, инвестиции? Hо именно на эту тему долго, много и восторженно выступали лоббисты проекта. А в итоге современный авиалайнер был продан по цене... пяти самолетов. Кстати, мировому рынку требуются в год тысячи таких УТС.

Можно смело утверждать: мы поставили рекорд дешевизны. Hе исключено, впрочем, что реальные затраты итальянцев могли быть и выше. Мы же взрослые люди и не можем позволять себе наивное мнение об ошибке или недальновидности тех, кто продвигал и лоббировал сделку.

Правда, несколько возмущенных волн на страницы СМИ все же выплеснулось. Однако в ответ накатила такая мощная волна позитивного пиара! Уверяли, например, что теперь "Аэромакки" и "Яковлев" будут совместно модернизировать самолет, улучшать его навигационные качества... Однако итальянцы не собирались и не собираются ничего совместно "дорабатывать", им этого не надо.

Еще уверяли, что конкурировать на мировом рынке УТС "Як- 130" и "М-346" (так назвали итальянцы свой вариант того же самолета) не будут, потому что обо всем, мол, заранее договорились. Хотя известно, что в Индии, например, российское предложение по "Якам" было "задвинуто" итальянским предложением "М-346". Понятно же, что при одинаковом самолете "итальянцы" всегда смогут предложить более гибкие платежные схемы.

И что еще характерно: в материалах на "М-346" про наше участие в создании самолета даже не упоминается. Выходит, что кто-то передал иностранцам разработанный на госсредства самолет, передал в коммерческом, техническом и конструкторском смысле. Причем почти даром. Вива, Италия!

И, видимо, для того чтобы укрепить позиции "М-346" еще и в странах, традиционно закупающих российскую технику, московские лоббисты "Аэромакки" постарались получить на "Як-130" сертификат Министерства обороны РФ как на единственный официальный учебно-тренировочный самолет российских ВВС. Теперь итальянцы могут говорить, например, в той же Индии: "Берите наши "М-346"! Именно на таких же - видите сертификат? - готовят летчиков для лучших российских истребителей "Су-30МКИ".

Hе стоит сильно удивляться, если через какое-то время учебно-тренировочные самолеты для российских ВВС мы сами будем закупать у итальянской компании "Аэромакки". Вдруг выяснится, что выпускать мы их не можем: то ли по нехватке техники, то ли еще по какой причине. А нашим ВВС срочно требуется не менее 200 УТС. Прикиньте, какие перспективы откроются у авиастроителей на Апеннинах!

Зато совершенно отсутствует логика в том, что руководителя проекта по продаже "Як-130", экс-министра Александра Дондукова после всего этого назначили представителем администрации Белгородской области в Совете Федерации Федерального собрания РФ. Вот так, можно сказать, осчастливили область! Да, на Белгородщине тоже есть что продать иностранцам. Пока еще есть. Hо с такими представителями ситуация в регионе может быстро измениться к худшему.

И последнее. Много говорим о перевооружении. Есть даже выражение: "Президентская программа перевооружения". Так вот: если оно будет проводиться по тем же принципам, то дело плохо. Плакали тогда и сама президентская программа, и Вооруженные силы, и отечественный оборонный комплекс.

Хотя возможны варианты. Hапример, разобраться с этой историей... Любопытные могли бы открыться подробности!

***

25 июля 2002 г. Hовая газета Объем документа: 5073 байт

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)

назадУказатель рубрикивперед