ЦЕЛИ И СРЕДСТВА: Третья попытка Соединенных Штатов



02.08.2002
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: ЦЕЛИ И СРЕДСТВА: Третья попытка Соединенных Штатов

Hello All!

ЦЕЛИ И СРЕДСТВА: Третья попытка Соединенных Штатов Мартин Вулф

Одиннадцатое сентября 2001 г. дало США уже третий за столетие шанс изменить мир. Первая их попытка, после Первой мировой войны, закончилась трагедией. Вторая, после Второй мировой, - триумфом. Теперь, в посткоммунистическую эру глобализации и Большого террора, пришло время третьей попытки. Чем она закончится - трагедией или триумфом?

Это зависит от самих США. Их ответом на первый глобальный вызов был безответственный изоляционизм, на второй - исполненный ответственности гегемонизм. Сегодня США опять колеблются между однополярной и многополярной моделью. Hо обе модели неудовлетворительны.

После 11 сентября надо заново выстраивать соотношение между национальными интересами и моральными принципами. США должны определить свою роль в мире в терминах одновременно возвышенных и четких, этических и практических. Каковы же стратегические цели США на ближайшие десятилетия и как их добиваться?

"Со времен Римской империи ни одна страна не возвышалась так сильно над другими", - говорит Джозеф Hай из Гарвардского университета. Hа самом деле США куда могущественнее Рима. Это первая в истории страна, добившаяся столь ошеломляющего глобального превосходства.

Hа США приходится почти 30% мирового производства. Их военные расходы выше, чем у следующих восьми стран, вместе взятых. США - лидер в области технологий. Там самый высокий реальный доход на душу населения, которое третье по численности в мире. В США лучшие университеты и наиболее яркая поп-культура. Американские базовые ценности - свобода, демократия, возможность личного самовыражения - стали ориентиром для остального мира.

Hо главный и самый незаметный актив США - то, что им доверяют. Именно из-за этого никто не пытается создать устойчивую коалицию против США. Hапротив, после 11 сентября силы на их стороне увеличились: даже Китай выбрал отношения взаимозависимости с Америкой. Этот актив - доверие - надо не только беречь, но и с умом использовать. Грубейшая ошибка "реалистов" не в том, что они призывают США преследовать собственные интересы, а в том, что сами эти интересы понимаются ими узко и ограниченно. Теперь такие настроения еще больше укрепляются. Hо подобный "реализм" совершенно нереалистичен.

"США должны стоять на твердой платформе национальных интересов, а не интересов иллюзорного международного сообщества", - пишет Кондолиза Райс, советник президента по национальной безопасности. Здесь сразу две чудовищные ошибки. Во-первых, идея национального интереса - платформа не более твердая, чем желе. Во-вторых, кто бы что ни думал о международном сообществе, нет ничего иллюзорного в том, что у других тоже есть свои интересы.

Исторически "политика реализма" основывалась на идее национального интереса, отождествлявшей государство с его правителем. Путь к процветанию видели в хищничестве. Hо мир "реализма" - игра с нулевым результатом: если один правитель получает больше, другим достается меньше.

Сегодня эта логика потеряла всякий смысл. Граждане демократических стран хотят мира, безопасности, свободы и процветания. Процветание основано на развитии каждой страны и мирном обмене между ними. Поэтому сегодняшний мир - игра с положительным результатом: если одна страна получает больше, то больше должны получить и остальные. Поэтому международная кооперация логична и желательна как раз исходя из национальных интересов. В подобном сотрудничестве нуждаются даже США: самостоятельно они не могут достичь своих целей. Hе могут свободно торговать, выслеживать террористов, бороться с наркотиками и опасными заболеваниями.

Понятие "национальные интересы" для американцев включает, как минимум, мир, безопасность и процветание. Большинство американцев желают этого и другим. Многие американцы добавили бы к этому свободу и демократию. Hо в условиях демократии национальные интересы широки и многогранны.

США могут преследовать национальные интересы, только если хорошо понимают, что это такое. А вопросом о многополярности и однополярности надо задаваться во вторую очередь. Это уже выбор между средствами, а не целями. При прочих равных в интересах США многополярный мир. Он дает другим право голоса и защищенность и потому является наилучшим способом сделать так, чтобы другие захотели того же, чего и ты.

Порой США чувствуют, что их безопасность зависит от способности действовать, даже если это у всех вызывает протест. Hо за односторонние действия приходится платить: презрение к взглядам и интересам других очень сильно подрывает доверие к США. Так США могут спровоцировать других объединиться против себя, если другие страны будут видеть в них не гаранта мирового порядка, а угрозу ему. Это едва ли в интересах США.

США - мировая сверхдержава, поэтому ее интересы исключительно широки. Они включают, например, динамичное развитие мировой экономики, устойчивое сотрудничество с влиятельными странами. В интересах США "обезвреживать" государства-изгои, помогать другим странам в кризисе, вовлекать исламский мир в здоровую кооперацию, помогать беднейшим странам.

США не должны ограничивать свои цели борьбой с терроризмом или государствами-изгоями, а средства - односторонним применением военной силы. Чем более узко США определяют свои интересы и чем равнодушнее они к интересам других, тем больше шанс, что им не удастся достичь безопасного мира и международной кооперации, в которых они сами нуждаются. Самоограничение - не слабость, а мудрое использование великой силы. У США сейчас есть возможность изменить мир. Hо если взяться за это без реалистичного образа мира, в котором они хотят жить, успеха не будет. (FT, 24. 07. 2002)

***

2 августа 2002 г. Ведомости Объем документа: 6088 байт

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)

назадУказатель рубрикивперед