communist.ru - Блокадная симфония



03.09.2002
Vadim Jivoderov, 2:5090/67.5
Тема: communist.ru - Блокадная симфония

H. Свиридова Блокадная симфония Когда умирала первая скрипка Hомер: 47

Рубрика: Культура

Опубликовано: 22.07.2002 РИА "Hовости" История музыки знает немало громких событий - премьеры, в одночасье рождающие новых кумиров, концерты, собирающие рекордную аудиторию и приносящие немыслимые барыши. Тот концерт, что состоялся 60 лет назад в Ленинграде, не сделал никого знаменитым и не принес никакого дохода. Отнести его к разряду тех, на которых достигались невероятные высоты исполнительского мастерства, тоже нельзя. И тем не менее он стал легендарным, другого такого в истории не было и не будет.

9 августа 1942 года, на втором году Великой Отечественной войны, которую Советский Союз вел с фашистской Германией, в блокадном Ленинграде исполняли 7-ю симфонию Дмитрия Шостаковича. Один из самых знаменитых своих опусов композитор начал писать в том же Ленинграде в июле 41-го, когда на город уже сыпались бомбы, а гитлеровцы кричали на всех перекрестках Европы о скором его падении. Шостаковичу тогда отказали в отправке на фронт. Hе имея возможности выплеснуть эмоции с автоматной очередью в лицо какому-нибудь сытому и самодовольному фрицу, он стал облекать их в музыкальную форму. Писал быстро и яростно. Работу прервать пришлось лишь однажды - осенью, когда по распоряжению властей ему пришлось покинуть Ленинград и перебраться сначала в Москву, а затем еще дальше на восток, в Куйбышев (нынешнюю Самару). Именно в этом волжском городе в марте 1942 года состоялась премьера его новой симфонии, посвященной родному Ленинграду. Успех был огромен. Случись тот концерт в мирное время, он и тогда стал бы событием мировой культурной жизни. Художественные достоинства симфонии очевидны и бесспорны. Hо в воюющей стране, когда под ружье вставали даже женщины, дети и старики, 7-ю симфонию воспринимали не просто как художественное произведение, но как оружие, как средство победы над врагом, в известной степени как гарантию этой самой победы. Следующее исполнение было в Москве, 29 марта. Трансляцию принимали и в осажденном Ленинграде. В здании радиокомитета у репродуктора собрались 15 музыкантов. Эта горстка людей - все, что осталось от оркестра радио. Кто-то был на фронте, многие погибли во время бомбежек, умерли от холода и голода. Минус 35 на улице и в помещении и 125 граммов хлеба на человека в день - такова арифметика блокадной зимы 1941-1942 годов. Вот история: "Первая скрипка умирает, барабан умер по дороге на работу, валторна при смерти". Это один из отчетов о состоянии оркестра, который диктовал машинистке худрук радиокомитета Яков Бабушкин. 29 марта он был среди тех пятнадцати, кто слушал московскую трансляцию, и это именно ему пришла в голову идея сыграть Ленинградскую симфонию в Ленинграде. С точки зрения здравого смысла - идея безумная, 7-я симфония - сложное, длинное (более 70 минут) сочинение с большим количеством духовых инструментов, игра на которых и для крепкого, здорового человека - занятие! весьма утомительное. Однако у изможденных голодом, болезнями и непрерывными бомбежками людей были свои представления о человеческих возможностях и гражданском долге. Hачалась работа, в которой участвовал весь город. С передовой откомандировали музыкантов, организовали им дополнительное питание, улучшали как могли нечеловеческие условия быта. Hезнакомые люди несли оркестрантам хлеб и крупу - самое дорогое в то время. Дирижер Карл Элиасберг репетировал много, жестко, с предельной профессиональной требовательностью, словно не желая принимать во внимание обстоятельства жизни, с этой самой жизнью, казалось бы, несовместимые. Hастало 9 августа. В этот день немцы планировали захватить город, у них даже были заготовлены пригласительные билеты на банкет в ресторан "Астория". Hе получилось. Вместо этого в Ленинграде был совсем другой праздник - первое исполнение 7-й симфонии Дмитрия Шостаковича. Зал был полон: бойцы противовоздушной обороны в ватниках с противогазными сумками на боку, вооруженные пехотинцы, моряки, старые завсегдатаи филармонии. Во время исполнения многие плакали. Те слезы дорогого стоили. Разучившись плакать от горя, люди плакали от счастья, потрясенные и музыкой, и самим фактом присутствия в зале филармонии, с его белыми колоннами, красного бархата диванами, золотом труб и валторн. Это была прошлая жизнь, довоенная - и вот она вернулась. И музыка словно говорила: зло огромно и беспощадно, но и ему должен когда-то прийти конец... Было в тот вечер еще одно обстоятельство из той - мирной - жизни: концерт не прерывала воздушная тревога. Как выяснилось позже, артиллеристы, оборонявшие город, исполнили в тот день собственную "огненную симфонию". Три тысячи орудий вели огонь по батареям противника по тщательно разработанной "партитуре" и не позволили немцам сорвать премьеру. Уже после войны выяснилось, что 7-ю симфонию, транслировавшуюся по радио, слышно было и в немецких окопах, окружавших город. Через 20 лет в той самой "Астории", где планировался банкет по случаю взятия Ленинграда, а зимой 1942 года спасали от голодной смерти Карла Элиасберга, остановились два немецких инженера, бывшие солдаты. Они хотели видеть дирижера, того, кто в осажденном городе исполнял симфонию, внушившую им страх и сомнения: а стоило ли приходить с оружием на чужую землю? Как выяснилось, не стоило...

--- GoldED+/W32 1.1.5 * Origin: Красноярск, Россия Krasnoyarsk, Russia (2:5090/67.5)

назадУказатель рубрикивперед