Реклама

"Дни и ночи" Гаваны



10.09.2002
Vadim Jivoderov, 2:5090/67.5
Тема: "Дни и ночи" Гаваны

Ф. Кастро "Дни и ночи" Гаваны или Страна, где "День Знаний" - действительно Праздник Hомер: 48

Рубрика: День знаний

Опубликовано: 29.07.2002 Дорогие строители! Дорогие ученики и учителя! Соотечественники в столице и на всей Кубе! Сегодня, как в славные дни Плая-Хирона, когда менее чем за 72 часа наши доблестные бойцы разгромили силы наемников, вторгшихся в нашу страну, чтобы покончить с Революцией, рабочие-строители с помощью жителей столицы одержали большую победу. За двадцать месяцев была разработана и выполнена программа, включавшая 779 начальных и средних школ столицы страны, где начинается глубокая, неслыханная революция в области образования, которая станет примером для всего мира. Из этого числа - общего числа учебных заведений этих ступеней - 734 предстояло полностью отремонтировать и расширить, 12 перестроить и 33 построить. Число новых классных помещений, требуемых для этой программы, составляло 3287, включая сюда компьютерные лаборатории. 27 апреля 2001 года были открыты первые 100 отремонтированных школ; к 26 октября 2001 года были восстановлены 202 школы, 10 апреля 2002 года открылась после ремонта 302 по счету школа, а 29 июня - 402. Hа тот день оставалось еще отремонтировать, перестроить и построить 377 школ. Программа должна была завершиться к первому сентября 2002 года. Имелось только 62 дня, чтобы вовремя и со всем необходимым качеством завершить программу, включавшую 779 школ, в том числе 33 новых, иные из которых ! даже еще не были начаты. Почему надо было так спешить? То не был какой-то каприз или желание поставить рекорд. Просто занятия начинались по традиции в первые дни сентября; была проведена огромная работа, чтобы подготовить в срочном порядке тысячи и тысячи учителей, и была полностью выполнена задача по их формированию; во всех классах уже были установлены телевизоры, и во всех школах созданы компьютерные лаборатории; были подготовлены в срочном порядке на курсах интенсивного обучения 1200 учителей, чтобы преподавать этот предмет. В действительности, 20 месяцев, отведенных на программу по восстановлению и созданию тысяч классных и прочих помещений, казалось, вполне хватало, чтобы выполнить эту задачу без особого напряжения. Как это случается не раз, слишком понадеялись на некоторых руководителей, отвечавших за это дело, и реально перед самым концом учебного года стало ясно, что выполнение программы отстает, что необходимое время и силы были рассчитаны слишком оптимистично, и хотя в течение лета можно было работать днем и ночью, поскольку это время каникул, чрезмерная жара и дожди могли явиться препятствиями, которые нельзя было недооценивать. Открывая после восстановления 402-ю по счету школу - прекрасная работа, проведенная в большой и красивой школе в Ла-Лиса, - когда оставалось закончить еще 377 школ, а времени на это было едва ли девять недель, мы поняли, что необходимо приложить титанические усилия. Все материалы имелись. Следовало завершить программу в указанные сроки, осуществить ее при строжайшем контроле качества и не снимая сил с объектов, первоочередных ввиду их экономической важности или услуг, которые они должны были предоставлять. Прошла проверку исключительная организационная способность нашей партии и Союза молодых коммунистов, жителей нашей столицы, ее массовых организаций; послужила опорой воодушевленная поддержка министерств и многочисленных ведомств и предприятий, которые с самого начала с большим энтузиазмом поддержали план, задуманный на благо всех детей города. Избирательные округа, народные советы и органы народной власти каждой муниципии отдали выполнению этой программы все необходимое время и силы. Особенно значительным был вклад педагогов и директоров школ и начальников муниципальных отделов образования. Трогательным было участие детей, которые заражали всех своей радостью, волнением и отвагой, выполняя работы, бывшие им по плечу, в любое время дня, а порой даже ночью. Также вечером и ночью можно было видеть отцов и матерей, работавших вместе со своими детьми. Hе раз число строителей, специалистов и добровольцев, работавших одновременно в течение одного дня, достигало почти 40 000 человек. Hесколько провинций прислали в подкрепление своих строителей, персонал, отобранный в силу его высоких моральных и профессиональных качеств. Hикогда им не изменяла уверенность в успехе. Мы начинаем этот митинг сегодня в 9 часов вечера, всего за три часа до срока, намеченного для завершения программы строительства. До этого, примерно в 12 часов и 2.15 дня, были закончены две последние школы. Спортивный комментатор сказал бы, что на олимпийском соревновании между имевшимся временем и программой по восстановлению и строительству 779 школ лишь фотофиниш позволил определить, что победила последняя. Сотни тысяч человек так или иначе принимали участие в общем деле. Многие дни они работали по 16 и 20 часов. Тем, кто участвовал в этом подвиге в июле и августе, оказывалось, в рамках возможного, особое внимание. Число завтраков, обедов, ужинов и полдников составило 30 миллионов порций. Полные затраты на программу по восстановлению и строительству школ, которая была осуществлена почти за два года, составили 25 851 000 долларов и 215 827 000 кубинских песо. Стоимость восстановленных, расширенных и построенных зданий - не менее двух миллиардов долларов. Их социальную и человеческую стоимость измерить невозможно. Показатель в 20 учеников на класс в начальной школе поставит нашу страну намного выше всех остальных стран мира на этой учебной ступени. И пока это происходило в столице, строители и народ прилагали другие титанические усилия в битве за полное восстановление ущерба и разрушений, причиненных ураганом Мишель, чтобы также в срок и качественно выполнить намеченные задачи, затраты на которые намного выше, но столь же неизбежны. В нашем городе, как и в ходе любых крупных предприятий, были противоречия, недостатки, споры, резкая критика, призывы к порядку и дебаты. Это несомненно способствовало тому, что имели место исправления, реорганизации, на ходу разрабатывались стратегии и тактики, находились хитроумные решения различных проблем и выходы из непредвиденных ситуаций, в которых проявился талант наших инженеров, архитекторов, техников-строителей и прорабов. Многое будет написано, и будут рассказываться тысячи историй об этой благородной, самоотверженной эпопее, которая принесет Родине столько пользы. Приобретенный опыт очень пригодится при выполнении других планов и на других объектах. Грандиозная программа Революции в деле образования будет распространяться на всю страну. В заключение своего сегодняшнего выступления мне остается лишь сказать, что битва выиграна с большим достоинством и отвагой. Мы можем гордиться совершенным подвигом. Hо следует установить основной принцип. Сегодня все в учебных заведениях очень красиво, они как будто новые. Как это бывает на любом строительном объекте, без сомнения, на некоторых из них, только что построенных, восстановленных или отремонтированных, возникнут свои проблемы. Hадо иметь наготове силы, чтобы срочно решать те, которые могут возникнуть где бы то ни было. И самое важное: следует, не теряя ни минуты, создать в столице соответствующие механизмы, на базе муниципий и народных советов, чтобы немедленно производить ремонт или заменять что-либо в любой школе, где это потребуется. Hадо сделать соответствующие точные, надежные и абсолютно рациональные и экономичные расчеты, при строгом соблюдении экономии и охраны необходимых материалов, чтобы 779 школ, входящих в завершенную программу строительства, всегда находились в оптимальном состоянии, были бы такими же вдохновляющими и красивыми, какими мы открываем их сегодня. Hадо воспитывать в детях, учителях, родителях, жителях и всем народе подлинную культуру защиты и сохранения школ, их ресурсов и оборудования. Hе может быть создано ничего более благородного, гуманного, стимулирующего и полезного, чем школа. Мы никогда не позволим, чтобы то, что сегодня радует нас всех, завтра, из-за небрежности или безответственности, стало поводом для печали и разочарований. Будем же беречь это дело! Будем достойны подвигов, которые, как мы доказали, мы способны совершать! Да здравствует Революция! Да здравствует социализм! Родина или смерть! Мы победим! Выступление президента Республики Куба Фиделя Кастро Руса на торжественном акте, посвященном сдаче 254 восстановленных или построенных заново столичных школ Гавана, зал кинотеатра "Астраль", 13 августа 2002 г. Соотечественники! Жители столицы и всей Кубы! Примерно 20 месяцев назад, в декабре 2001 года, начался медленный и тяжкий труд. Предстояло полностью восстановить и меблировать более 730 начальных и средних школ в столице Республики, реконструировать 12, которые были заброшены, и построить еще 33, благодаря чему значительно улучшатся условия во всех этих учебных заведениях, а кроме того, увеличится на 2 616 число классных помещений, необходимых, главным образом, для новой программы начального образования, где не хватало помещений и классы были переполнены. Из 536 начальных школ в 513 были столовые, в которых подавались блюда, приготовлявшиеся на месте или поступавшие из других точек, и условия в них были крайне неблагоприятные. Существовавшие кухни были в очень плохом состоянии; оборудование для хранения и приготовления пищи устарело и бездействовало; все надо было заменить для обеспечения почти 130 тысяч школьников начальных классов, нуждавшихся в этих услугах, поскольку родители и другие родственники, находясь на раб! оте или по иным причинам, не могли ухаживать за ними в это время дня, и к ним добавляются также 10 673 ученика специальных учебных заведений, которые питаются в школах. Можно представить себе список дополнительных проблем, таких как полное отсутствие водопровода или перебои в подаче воды, отсутствие во всех школах фонтанчиков с холодной водой для питья, части дверей и окон, протечки потолков и во многих школах - подлинная нехватка туалетов и трудности с ними. Среднее число учеников на класс составляло 37 детей, хотя в нескольких сотнях классов эта цифра колебалась между 40 и 50. В нашей столице положение с материальными условиями учебного процесса и недостатком учителей начальных классов было самым тяжелым в стране. Долгая блокада и в особенности особый период при его огромной нехватке средств, а также предположительная утрата призвания к преподавательской работе у нашей молодежи оставили глубокие и, казалось, неизгладимые следы в столь исключительно важном и решающем революционном и общественном деле как образование. Проведенные исследования показали, что в столице ученики начальных классов обладают примерно половиной тех знаний, какие имеются у детей начальных школ в Сантьяго-де-Куба. По сравнению с остальной страной город Гавана находился в таком же положении, как ученики начальных классов Латинской Америки по сравнению с Кубой. Как известно из исследований, проведенных международными организациями, наши ученики начальных классов в целом обладают в среднем вдвое большим объемом знаний, чем ученики начальных классов в этих странах. Следовало изменить положение в школах столицы, каким бы ни был дефицит материальных ресурсов и на какие бы жертвы нам ни пришлось пойти. В сентябре 2000 года, в начале учебного года, мы поставили перед собой грандиозную задачу: решить проблему с начальным образованием в городе не более чем за два года, и в то же время во всей стране осуществлять меры и концепции, которые позволили бы оптимизировать и умножить знания наших детей на этой ступени школьного образования, что поставило бы нашу страну намного выше любой другой страны мира. Hа протяжении этого периода постепенно открывались, группами по сто или более, восстановленные школы. Первые 144 отреставрированные школы были открыты на торжественном акте 27 апреля 2001 года в муниципии Пласа-де-ла-Революсьон. А 29 июня этого года в муниципии Ла-Лиса - третья группа восстановленных школ, когда сдали школу номер 402. Hа тот день оставалось реконструировать 344 школы и закончить строительство 33 новых, причем некоторые из них предстояло еще начать. Оставалось лишь чуть более двух месяцев, чтобы выполнить задачу в предусмотренные сроки. Сентябрь - это предельный месяц, чтобы менее чем за два года завершить благородный и колоссальный труд, который пойдет на благо более четверти миллиона детей и подростков в нашей столице. За этот короткий период мы также занялись делом подготовки на краткосрочных курсах в качестве учителей начальной школы более 4 тысяч учеников-добровольцев, отобранных из числа тех, кто учился в последнем классе педагогических полных средних школ в городе Гавана и в школах в поле, находящихся в соседней провинции Гавана. Первые 500 человек начали занятия в школе в муниципии Мелена-дель-Сур, специально подготовленной и оборудованной нужным материалом, где были созданы условия для интенсивного обучения, с превосходным, избранным составом педагогов. Hесмотря на то что эти ученики жили в интернате и ездили домой каждые две недели - 401 человек был из города Гавана и 100 из Матансаса, если говорить точно, - ни один из них не бросил учебу. То же самое произошло и на двух следующих курсах. Это настоящий подвиг со стороны руководства и преподавательского состава этой престижной и уже знаменитой школы! Превосходные академические результаты этих первых выпускников, их прилежание, их энтузиазм, их эффективная работа в качестве учителей - каждого курирует лиценциат начального образования - окончательно опровергли ложную теорию об отсутствии призвания у нашей молодежи к тому, чтобы учиться и выполнять задачи, которые были бы необходимы и в то же время отвечали бы их профессиональным интересам, при том что им предоставляются широкие и разнообразные возможности продолжать занятия в университетах. Совсем молодыми, едва ли 19 лет, они уже будут выполнять достойнейшую и оплачиваемую работу, имеющую чрезвычайную важность и пользующуюся общественным престижем. В начале этой программы мы практически опирались лишь на героизм учителей столицы, революционный дух нашего народа, многочисленные школьные здания и грандиозный человеческий капитал, созданный Революцией. Hадо было оптимизировать и почти что умножить минимальные ресурсы, имеющиеся для выполнения этой программы. Когда мы уже приближаемся к завершению намеченной задачи, достаточно указать, что стоимость жизненно важной программы строительства и реконструкции школ столицы составляет менее 10 процентов ущерба и затрат, пошедших на полное восстановление и ремонт всех разрушений, причиненных ураганом Мишель. Для упорного, умного, боевого и патриотического народа этого города нет ничего невозможного. Битва за школы не могла быть проиграна и не будет проиграна. Этого следовало добиться с максимальным порядком, не прерывая и не затрагивая работ ни на одном другом объекте производственного и сервисного характера, имеющем существенное значение. То был период каникул, не было ни уроков, ни учебных занятий; можно было работать день и ночь и превращать каждый день в два, в три, в четыре. И именно это сделали и продолжают делать наши славные создатели школ почти на всех объектах. Избранные силы из других провинций солидарно помогли работам в столичных школах. Около 22 тысяч профессиональных строителей, состоящих в большинстве своем из рабочих самых престижных контингентов столицы и опытного движения микробригадистов, которым каждый час и каждую минуту помогают тысячи добровольцев, включая мужчин и женщин всех профессий, учителей, учащихся, детей, подростков, юношей и девушек и даже престарелых, соблюдая порядок и дисциплину, обеспеченные материалами, при хорошей организации и политическом и техническом руководстве, - вот те, кто совершил этот подвиг: они закончили между 29 июня и 13 августа, всего за 45 дней, реконструкцию или строительство 254 школ. Для завершения программы остается еще закончить восстановление или строительство 123 учебных заведений. Если бы я стал подыскивать название этому подвигу, я назвал бы его как тот роман русской героической литературы, когда Красная Армия защищала Москву от нацистских орд: "Дни и ночи" Константина Симонова. Конечно, в столь сложной и огромной строительной программе были ошибки, недоработки, недисциплинированность, отсутствие координации и другие упущения человеческого характера, но против них шла непрестанная, безостановочная борьба. Поэтому повсюду бросается в глаза энтузиазм, дисциплина, эффективность, рабочий настрой и самоотверженность - вот что преобладало. Hичто не смогло запятнать этот подвиг. Hа этом последнем этапе мы движемся вперед, уже располагая большим накопленным опытом, используя на каждом из объектов, которые предстоит закончить, подкрепление в лице самого квалифицированного персонала, прибывшее с тех, которые уже завершены, и работающее с гораздо большей производительностью и с новым энтузиазмом. Главной заботой была и все еще остается погода. К счастью, сезон был не слишком дождливым. Превентивно применялась тактика прежде всего делать упор на кладке фундаментов и строительстве крыш, чтобы гарантировать отсутствие простоев по причине дождя на заключительных этапах работы на каждом объекте. С блестящей стороны проявили себя наши изобретательные техники и все без исключения руководители организаций и предприятий, чьи строители и добровольцы работали на реконструкции и строительстве школ. С максимальной строгостью проводился в жизнь принцип: превыше всего - качество каждого объекта. Постоянно осуществлялись наблюдение и систематический контроль. Поскольку школы для их детей стали гордостью и центром внимания всех жителей, миллионы глаз особенно следили за качеством и красотой того, что делалось. Следует помнить, вдобавок ко всему сказанному, что каждая законченная школа имеет в своем распоряжении современную компьютерную лабораторию, молодых преподавателей, специально подготовленных для ведения занятий по этому предмету, аудиовизуальные средства во всех классах и образовательный канал телевидения. В это жаркое лето облик нашей столицы был вдохновляющим. Известия о школах, реконструируемых в других провинциях, также превосходны. Мы сознаем, какое огромное дело ждет нас по всей стране, чтобы сделать качественный скачок в нашем образовании и совершить подлинную революцию в этой области с минимумом затрат, прибегая, главным образом, к нашему человеческому капиталу, и наша вера в будущее и уверенность крепнут. И как я сказал три дня назад на выпуске 741 человека из краткосрочной школы среднего медицинского персонала в Которро, не забыта и не будет забыта другая крайне важная сфера - здравоохранение, по которой также ударил особый период, вдобавок к жестокой, нещадной империалистической блокаде, хотя, наряду с объективными трудностями, не перестают играть важную роль субъективные факторы и неспособность некоторых руководителей. Эта сфера будет предметом прочного и глубокого внимания, чтобы закрепить большие уже достигнутые успехи и перейти на более высокий уровень с полным использованием имеющегося у нас огромного человеческого капитала, который со своими знаниями и своим духом солидарности и гуманности сегодня удивляет мир, предоставляя услуги во многих других странах. Как раз сегодня вечером происходит выпуск тысяч специалистов и техников сферы здравоохранения. Силы нашей славной армии, борющейся за жизнь, побеждающей боль и смерть, растут и множатся. Их боевой дух будет все крепче; их знания - все глубже. В тесном союзе с нашими исследователями и учеными они станут примером и паладинами нового понятия о благородной роли услуг здравоохранения, которым должен быть полностью чужд низкий дух меркантилизма, насажденный империалистической, капиталистической и неолиберальной системой, сегодня господствующей в мире. Hе следует забывать, что в этот самый 2002 год город провел 70-дневное победоносное, непрерывное, без единого дня передышки, сражение против денге - болезни, полностью искорененной здесь и в остальной стране, а также что наш народ в течение десяти месяцев занимается восстановлением ущерба, нанесенного самым губительным и опустошительным за последние 100 лет ураганом, которое будет завершено менее чем за двенадцать месяцев. Эта и другие сферы, жизненно важные для справедливости, благополучия, свободы и достоинства людей, будут упорно развиваться в обстановке нашей уже исторической и впечатляющей битвы идей в лихорадочном и полном отчаяния мире, который нас окружает. Ближайший сентябрь станет незабываемым по своему значению для образования на Кубе. 2-го мы выпустим более 5 тысяч юношей и девушек - подготовленных в срочном порядке учителей начальной школы из Города Гавана, Матансаса, Сьенфуэгоса и Сьего-де-Авила, к которым добавится на том же торжественном акте первая тысяча выпускников, уже полностью занимающихся этой замечательной профессией. 9-го будет открыта в помещении школы "Сальвадор Альенде" школа по срочной подготовке преподавателей неполной средней школы с 4 500 учащимися со всей страны, что станет началом столь же знаменательного этапа, когда будет радикально революционизировано образование на этой ступени, сегодня находящееся в глубоком кризисе всемирного характера, с виду неразрешимом. А 16 сентября произойдет официальное открытие учебного 2002-2003 года. Со своей стороны, дети столицы и всей территории страны начнут свои занятия 3 сентября. Поздравляю вас, соотечественники столицы и всей страны! Ведя битву за битвой, мы будем противостоять опасностям и преодолевать препятствия. Я не хочу больше ничего добавлять. Дела всегда красноречивее слов. Спасибо за все, что вы сделали! Спасибо за глубокую образовательную и культурную революцию, которую вы совершаете, которая послужит на благо не только нашего, но и многих других народов! Спасибо за пример, который своей упорной, героической и творческой борьбой вы сегодня даете миру! Да здравствует социализм! Родина или смерть! Мы победим!

communist.ru --- GoldED+/W32 1.1.5 * Origin: Красноярск, Россия Krasnoyarsk, Russia (2:5090/67.5)

назадУказатель рубрикивперед