"Фальстарт предвыборной гонки уже произошел"



10.09.2002
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: "Фальстарт предвыборной гонки уже произошел"

Hello All!

"Фальстарт предвыборной гонки уже произошел"

Заместитель гендиректора ОРТ Марат Гельман, которому предстоит сыграть видную роль в этой предвыборной кампании, считает, что политические силы распределят роли еще до выборов.

-- Пиарщики утверждают, что ваша идея создать на ОРТ "экспертный совет" из политологов и представителей различных партий -- это сигнал политической тусовке: пора нести деньги на предвыборную кампанию.

-- Я могу ответить на это только анекдотом про Вовочку. В школе учитель показывает кирпич и говорит: "Дети, расскажите, о чем вы думаете, глядя на этот кирпич?" Девочка отвечает: "Я думаю о людях, которые сделали из глины этот кирпич". Второй ребенок говорит: "А я думаю о доме, который будет построен из этого кирпича". А Вовочка отвечает: "А я -- о бабах".-- "Почему?" -- "А я всегда о них думаю!"

-- Hо один из участников ваших заседаний утверждает, что партийных представителей обрабатывали: рассказывали, кому из лидеров их партий надо бы поднажать на рекламу.

-- Hе было такого. Другой вопрос, что партийные деятели всегда воспринимают ОРТ как инструмент в политическом процессе. А ОРТ формулирует какие-то свои, в том числе и коммерческие, интересы.

-- А вообще-то вы как считаете: настало уже время для начала предвыборной кампании?

-- Фальстарт предвыборной гонки уже произошел. Hо ведь свежи еще воспоминания о прошлой избирательной кампании, когда в какие-то моменты казалось, что все уже решено, но игральный стол переворачивался еще много раз.

-- Вам не кажется, что сейчас игральный стол привинчен к полу и от качества предвыборной кампании будущий расклад сил в Думе зависит мало?

-- Hет, ситуация пока еще абсолютно неясна.

-- Психологи говорят, что эффективнее всего реклама накануне голосования. А рекламщики убеждают политиков, что нужно тратиться на рекламу за полтора года до выборов. Как вы считаете, пора уже партиям раскошелиться на рекламу?

-- Иногда бывают выборы как гражданская война. А иногда выборы -- это как конкуренция между кока-колой и пепси-колой. Если говорить о российском электорате, то около 25% определяются в последнюю неделю перед выборами. Еще около 25% -- в последние два месяца. И еще половина -- за больший срок.

А насчет рекламной стратегии, то для каждого она должна быть своя: новые партии должны сейчас начинать срочно действовать, а более старые, наоборот, ждать последнего момента. Кроме того, человек, который находится в ситуации делания дела, а не рекламирования самого себя, безусловно, будет вызывать наибольшее доверие.

-- То есть в самой выгодной позиции будет тот, кого чаще всего просто показывают в новостях?

-- Примерно. В любом случае существуют два глобальных сценария предвыборной кампании. Первый -- лоббистский. Поскольку у нас сейчас Путин и стабильность, то можно договориться еще до выборов, чтобы к моменту официального начала предвыборной кампании все расклады были бы уже примерно понятны. Можно договориться и о том, кому достанется ниша оппозиционера власти. Этот сценарий самый экономный. Hо есть и другой, предполагающий появление новых субъектов, которые попытаются сломать систему.

-- Вы считаете конкурентный вариант реальным?

-- Без новой повестки дня в целом в стране это маловероятно. Вспомните: первый раз, когда мы ходили на выборы, была повестка избрать вместо советских бюрократов приличных людей. Второй раз мы ходили на выборы под лозунгом "Hет возврата к коммунизму". В третий раз лозунг был "Путин или хаос". А сейчас пока никакой новой повестки нет. Сейчас есть одна главная проблема: куда бы деть огромное количество старых политических сил, которые теперь уже никому не нужны.

-- Чем вы можете объяснить, что "Единая Россия" уже начала дорогостоящую предвыборную рекламу?

-- Во-первых, это их борьба за поддержку со стороны президента. Они хотят показать Путину, что не надо никого больше поддерживать, никаких новых партий власти. А во-вторых, у "Единой России" ведь сейчас появился совершенно новый аппарат...

-- То есть партийные пиарщики просто осваивают рекламные бюджеты?

-- Я бы не стал говорить в таких терминах... Скажем так: аппарату надо доказать свою эффективность. И, кроме того, это еще и внутренняя борьба между их лидерами за распределение мест внутри партии. Hо с точки зрения реального влияния на будущее голосование я скептически отношусь к эффективности этой рекламы за полтора года до выборов.

-- А в качестве рекламы, рассчитанной на Путина, это эффективно? Если какая-нибудь Партия жизни начнет себя агрессивно рекламировать на улицах, неужели президент поверит, что ему нужна вторая пропрезидентская партия?

-- Hет, я не думаю, что на Путина реклама влияет. Hо это может дезориентировать региональные элиты. Что сейчас уже и происходит: турне Сергея Миронова по стране сильно повлияло на губернаторов. Пока они получали простой сигнал от власти, они знали, за кого голосовать. А когда сигнал становится сложным, они начинают задумываться.

Беседовала Елена Трегубова

9 сентября 2002 г. Коммерсантъ-Власть Объем документа: 5625 байт

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)

назадУказатель рубрикивперед