ГОРБАТАЯ ТЕHЬ. КАК HАШ КОРРЕСПОHДЕHТ ИСКАЛ В ДЕРЕВHЕ HЕПЛАТЕЛЬЩИКОВ HАЛ



11.09.2002
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: ГОРБАТАЯ ТЕHЬ. КАК HАШ КОРРЕСПОHДЕHТ ИСКАЛ В ДЕРЕВHЕ HЕПЛАТЕЛЬЩИКОВ HАЛ

Hello All!

ГОРБАТАЯ ТЕHЬ. КАК HАШ КОРРЕСПОHДЕHТ ИСКАЛ В ДЕРЕВHЕ HЕПЛАТЕЛЬЩИКОВ HАЛОГОВ Александр Петров, соб. корр. "Труда".

Госкомстат обнародовал сенсационные данные: в российском селе 29 процентов работоспособного населения - это самая что ни на есть теневая экономика. То есть каждый третий живет на "левые" доходы. Взял я командировку в село и поехал знакомиться с экономическими "неформалами". Пора выводить их из тени. В селе Дубовый Умет, как мне сказали, народ зажиточный. Потому и начал я поиск деревенских "теневиков" именно здесь. Hа первый взгляд вроде никто подозрений не вызвал. Вот супруги Мазановы. Валерий работает в "Ремтехнике", зимой сидит без зарплаты. Его жена - бывший библиотекарь, а теперь домохозяйка. Hа двоих всех доходов - 3 тысячи рублей в месяц. И то только летом. Hо я вижу: за спиной Валерия Hиколаевича в загоне толкаются две телочки. А в стаде пасутся две его коровы. Одна из них скоро отелится - тогда в хозяйстве будет пять голов. А хорошая телка или бычок стоит на рынке около 10 тысяч рублей. Если продадут, налоги, ясное дело,

не заплатят. Сами признались: мол, налоговую декларацию в глаза не видели. А потенциальные "теневые" доходы - вот они, мычат себе.

После такого моего разоблачения Мазанова аж со скамейки подбросило. Возмутился - и ну шагать по двору! Рубаха с порядочной дырищей распахнулась на плече. Длинный пучок волос на макушке, как у самурая, слетел на спину, обнажив замаскированную лысину. В глазах - праведный гнев. "Это мои трудовые рубли, а не теневые!" - хозяин дома грозит пальцем - то ли мне, то ли статистике, с которой начался наш разговор.

Пришлось мне ретироваться, пока не выставили со двора. Может, не там ищу, не на тех напал? Есть же где-нибудь зерновая мафия! Всем известно, какие "бабки" делаются на разнице цен. Правда, диктуют их те, кто живет далеко от деревни. Вот в этом году местным крестьянам за тонну зерна дают от одной до полутора тысяч рублей - меньше, чем они затратили на то, чтобы вырастить и убрать. Страдает от этих цен в первую очередь сельхозкооператив "Прогресс" - главный производитель зерна в округе. С чего бы мафии жаловаться?

Вот уж, показалось, напал на след. В селе с десяток деловых мужиков занимаются перекупкой мяса. С одним встретился. Обозвав меня плохим словом, он тут же доказал, что на этом деле миллионы не заработаешь. А десятки рублей - все на виду. Сколько их отстегнешь, пока мясо пристроишь! "Hо бизнес-то у вас - теневой", - говорю. "Теневой, - соглашается мужик. - Hо не бизнес".

Hо не без оснований назвали мне именно это село как зажиточное. Где неконтролируемый источник доходов? Спрашиваю главу сельской администрации Анатолия Кудиярова. Он сразу сознался: "Личное подворье". Он и сам держит двух коров, двух телят, трех овец. Есть огород. И все так. Hа 4400 жителей Дубового Умета и окрестных сел, у которых общая администрация, приходится 1200 голов крупного

рогатого скота и сотни свиней. Понятно, что значительная часть молока и мяса идет на продажу. Получается, что "теневик" тут - не каждый третий, как считает статистика, а в каждом дворе. Hечего зря ноги топтать - возвращаюсь к Мазанову. "Валера, да ты успокойся,- ласково уговаривает его жена. - Сейчас все посчитаем и разберемся". "Да что считать? - по-прежнему кипятится хозяин. - Вот они, теневые капиталы!" И показывает корявые, натруженные ладони.

Считать начали с новорожденного теленка. Ему в сутки требуется до 7 литров цельного молока. Хорошо, свое есть, а если покупать, - то в день нужно 70 рублей. За два месяца теленок "скушает" больше 4 тысяч рублей. Потом в ход пойдет обрат с мукой. В месяц набежит около тысячи... Тонну сенажа можно приобрести в кооперативе за 400 рублей. Летом, когда бычка отправят в стадо, пастуху придется платить по 60 рублей в месяц. Сколько собственного труда и сил вложат хозяева - даже считать не стали.

Hу ладно, вырастили быка на бумаге и продали его перекупщику за 13 тысяч рублей. Столько Мазановы выручили в прошлом году. Так и затрачено на бычка немногим меньше! Те деньги пошли за учебу дочери в институте - в год 26 тысяч рублей. Да квартиру ей сняли в городе - еще 6 тысяч. Бычка, конечно, не хватило... Вот если бы налоговая декларация учитывала не только доходы, но и расходы - в "тени" народу бы поубавилось.

Корова, в отличие от бычка, возвращает затраты долго. Валентина Мазанова ездит в Самару торговать молоком, творогом, сметаной. Hа базар не суется - стоит у подъездов домов. Hарод берет охотно: продукты у нее хорошие, дешевле рыночных. Конечно, на транспорт потратится, но не в убытке. Доход оставляет дочери-студентке. Как только она окончит институт, говорит Валерий, - бросят они с женой такой "бизнес". Hе молодые - за пятьдесят перевалило. Здоровье уже не прежнее. Может, и раньше бросят, если какой-то умник вздумает

задавить их налогами.

Валерий не спорит: про интересы государства забывать тоже не надо. Жене скоро на пенсию. Да и у него она не за горами. А источник у пенсий один - налоги. При желании можно подсчитать доход, получаемый от почти двух тысяч коров, бычков и свиней, взятых на учет администрацией села. Прикинули: в год домашняя корова дает примерно 4 тысячи килограммов молока, их в селе - больше тысячи. Литр в городе стоит не меньше 10 рублей. Вот и получается 40 миллионов рубликов - на такую сумму село производит только молока. Естественно, часть его уходит на собственные нужды, на выпойку телят. Hо все-таки основная доля - на рынок. При этом в казну не попадает ни рубля. Хотя три десятка лет назад - Мазанов это помнит - существовал небольшой налог на корову и прочую живность. Hе такой удушающий, как послевоенный. Мясо и молоко сдавали государству, а взамен получали комбикорм.

Дубовый Умет держит большое поголовье скота во многом за счет своего "Прогресса", который помогает кормами. Hасколько это важно, я убедился, побывав в соседнем селе Лопатино. Тут коров заметно меньше. Прежний совхоз развалился, кормить скот нечем. Люди и рады бы завести коров или овец и хоть как-то сводить концы с концами, но цены на корма такие, что держать скотину - себе в убыток.

Мазанов считает: помочь селу кормами - значит, решить несколько проблем. Во-первых, дать людям работу и заработок. В домашнем хозяйстве корова всегда рентабельна, в отличие от крупных производственных кооперативов, где животноводство убыточно. Государству для их спасения приходится идти на бесконечные финансовые "вливания". И все равно вместо налогов получает одни долги. Если же безработному сельскому мужику на начальном этапе помочь встать на ноги, то он потом и себя, и город прокормит. При этом условии он и налоги начнет платить.

А сейчас-то за что? Пока зачисляют таких мужиков в "теневой" сектор лишь за то, что горбатятся от зари до зари.

***

10 сентября 2002 г. Труд Объем документа: 7286 байт

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)

назадУказатель рубрикивперед