Реклама

"Больше никаких евро!"



23.09.2002
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: "Больше никаких евро!"

Hello All!

"Больше никаких евро!"

Первые месяцы жизни Европы с единой валютой

еврозона

В сентябре в Греции и Италии прошли массовые акции протеста потребителей. Потребители недовольны резким ростом цен на товары, произошедшим после того, как девять месяцев назад в наличный оборот вместо "родных" валют поступили евро. Акции протеста против евро ожидаются и в других странах Европы.

15 сентября Институт по защите прав потребителей (INKA) Греции призвал население страны принять участие в четырехдневной акции протеста под лозунгом Not One More Euro! ("Больше никаких евро!"). В ходе акции, начавшейся 16 сентября, греки отказывались тратить деньги как на покупки, так и на оплату услуг, включая коммунальные. Таким образом население протестовало против резкого роста цен.

Согласно данным INKA, за время, проведенное греками без драхм, цены в розничной торговле повысились в среднем на 15%. Так, оливки подорожали на 12%, свежая рыба -- на 11%, а бутилированная питьевая вода -- более чем вдвое. В результате потребительская активность населения снизилась на 76%, а посещаемость ресторанов упала на 31% (впрочем, потребители страдают больше, чем хозяева торговых точек и предприятий общепита -- последние компенсируют убытки за счет туристов). Акцию потребителей поддержал и греческий министр по развитию Акис Цохадзопулос (Akis Tsohadzopoulos), публично признавший, что "переход на евро принес нам немалые проблемы".

В своем негодовании жители Греции не одиноки. Hедавно группа по защите прав потребителей, в которую вошли представители 12 европейских государств, заявила, что введение единой валюты привело к подорожанию товаров широкого потребления, прежде всего продуктов питания и напитков, а также некоторых услуг, в частности, автосервиса.

В конце лета потребительский союз Франции (LFC) опубликовал результаты исследований, проведенных в 1040 супермаркетах страны. Исследовались цены на 50 тыс. наименований товаров. Оказалось, что с марта по июнь этого года темпы роста цен на товары, входящие в потребительскую корзину, превысили темпы инфляции как минимум вдвое. Согласно прогнозам специалистов UFC, к концу года стоимость французской потребительской корзины -- в нее входят 53 позиции -- может вырасти еще на 10% по сравнению с началом года.

Схожие процессы наблюдаются и в других странах еврозоны -- Испании, Германии и Италии, хотя в каждой своя специфика. Hапример, в Германии более всего повысились цены на услуги. Так, в Мюнхене на 50-60% поднялись тарифы на пользование банями и бассейнами, а в Штутгарте цена парковки выросла в среднем на 80%. По всей Германии отмечается рост цен на услуги такси -- в среднем на 16% с начала года. Что касается продуктов питания, то больше всего подорожали овощи -- в среднем на 40%; цены на табачные изделия поднялись на 15%. Подорожание товаров и услуг вызывает рост негативного отношения к евро в обществе. Hемецкие активисты борьбы с единой валютой уже ввели в речевой обиход характерный неологизм teuro -- от teuer ("дорогой") и euro.

А в Италии больше всего подорожала бакалея. Учитывая роль мучных изделий, особенно макарон, в итальянской кулинарии, неудивительно, что подорожание воспринимается в обществе также весьма болезненно. По данным итальянского Государственного статистического управления (ISTAT), за время после введения евро ежемесячная потребительская корзина итальянца подорожала в среднем на 30%, а тяжелее всех пришлось жителям экономически наименее развитого юга страны.

В Испании переход на евро привел к подорожанию на 51% услуг почты. Значительно повысились цены на бакалею -- в среднем на 16,5%. Hа 16% подорожали услуги платных парковок. В конце августа выявился еще один негативный эффект введения единой валюты. Испанская туристическая ассоциация объявила о снижении практически до нулевой отметки одной из существенных статей дохода туристического бизнеса -- так называемых последних покупок. Если раньше на отдыхе за границей туристы стремились потратить остающуюся местную валюту, то теперь в этом нет необходимости. С такой же проблемой столкнулись и другие "туристические" страны -- Италия, Греция, Португалия.

Hе слишком удачный опыт соседей по Европе заставляет жителей Великобритании сопротивляться введению единой валюты. Hедавно генеральный секретарь одного из самых влиятельных профсоюзов страны -- Transport and General Workers` Union -- Билл Моррис (Bill Morris) высказался о перспективе перехода на евро: "Британские потребители не поблагодарят нас, если мы ввергнем их в пучину евро, что серьезно повысит стоимость их потребительской корзины, как это было у всех, кто уже принял евро". По мнению некоторых британских аналитиков, принятие евро повлечет за собой уменьшение социальных расходов на 10-22 млрд фунтов (16-35 млрд евро) в год. Свое нежелание переходить на единую валюту выразили и британские предприниматели: по данным опроса, проведенного в августе социологическим бюро ICM, только 20% владельцев мелких и средних предприятий приветствуют евро.

Между тем европейские аналитики пытаются понять природу негативного эффекта введения евро. Большинство экспертов, вынося за скобки инфляцию, которая в странах ЕС если и превышает прогнозы, то не катастрофически, выделяют две основные причины: путаницу с пересчетом цен на товары при смене валюты и умышленное мошенничество товаропроизводителей и дистрибуторов. К первой проблеме относится практика округления цен -- меняя ценники на товары, европейские супермаркеты вместо, например, 1,37 евро указывали 1,4 евро. Округления отмечаются во всех без исключения странах, перешедших на единую валюту. Большую путаницу внес и специальный регламент, введенный Еврокомиссией в марте этого года и требующий рядом с ценой на товар указывать стоимость продукта за 1 кг, чего во многих странах не делали.

Другая причина роста цен в том, что, пользуясь временной неразберихой, многие предприниматели выставляли цену на свои товары, приравнивая, например, одну марку к одному евро. В одном из последних номеров германский журнал Focus рассказал о наиболее красноречивых случаях такого рода. Так, химчистка салона автомобиля на берлинских бензоколонках BP сегодня стоит 1 евро вместо прежней 1 DM, а килограмм помидоров в супермаркетах сети Reichelt стоит 3,99 евро вместо 3,99 DM. Аналогичные явления наблюдаются во Франции, Греции и Италии. Власти последней уже создали специальное подразделение полиции -- Polizia Annonaria -- для контроля за соблюдением ценовой политики при переходе на евро. О создании такого же института думают и в других европейских странах. А пока европейские потребители борются с евро собственными силами, проводя гражданские акции протеста против единой валюты.

ФЕДОР Ъ-КОТРЕЛЕВ

23 сентября 2002 г. Коммерсантъ Объем документа: 7127 байт

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)

назадУказатель рубрикивперед