Японская практика...



14.10.2002
Vadim Jivoderov, 2:5090/67.5
Тема: Японская практика...

А. Арсеенко Японская практика "кароши" на американской земле Hомер: 53

Рубрика: Будни

Опубликовано: 14.10.2002 Японский термин "кароши" расшифровывается как "работа на износ, ведущая к преждевременной смерти". Эта антигуманная практика давно стала составной частью системы эксплуатации труда в Стране восходящего солнца. Тем не менее, японские гиды не любят распространяться на эту тему и предпочитают рассказывать иностранным туристам о том, что в их стране действует принцип "моя фирма - моя семья", что в знак признательности за лояльное отношение к хозяйской власти рабочим гарантируется пожизненная занятость и приличная пенсия. К сожалению, многие из них не доживают до ухода на заслуженный отдых в результате злоупотреблений кароши в "семейных фирмах". В последнее время жертвами кароши все чаще становятся не только японские рабочие и служащие, но и "синие" и "белые воротнички" в США. Hе является секретом, что американцы - трудоголики. По мнению американского врача, автора книги "Прикованные к рабочему месту" д-ра Б. Робинсона, одержимость работой трудящихся в США достигла размаха эпидемии, а трудоголизм - это страшная болезнь, убивающая людей, разрушающая семьи. Больше всего подвергаются этому коварному недугу жители больших городов, которые всегда в движении, которые никогда не спят. В Hью-Йорке издавна считается, что время - это деньги. Поэтому стоимость личности в городе Большого Яблока измеряется способностью зарабатывать доллары. Работа на износ рассматривается там не просто как практичная идея, а как закон спроса и предложения. Рынок есть рынок. Когда прилежание служит залогом продвижения по службе, изнурительный тяжкий труд в сверхурочные и неурочные часы является не исключением из правила, а нормой. Попробуйте сказать интервьюеру в США, что вы собираетесь приходить на работу в девять часов и уходить ровно в пять, и ваши шансы на занятость будут сведены к нулю. Вам сразу дадут от ворот поворот. С другой стороны, потеря работы для трудящегося американца равносильна если не утрате жизни, то, по крайней мере, опусканию на "экономическое дно", вытеснению в маргинальные слои общества, на излом социальных структур. Привыкшие беспрекословно выполнять указания менеджмента и подчиняться их воле, они редко ставят под сомнение рациональность и целесообразность управленческих решений. Даже в случае прямой угрозы их жизни. Примером подобного рода может служить рассказ сотрудницы инвестиционной фирмы "Keefe, Bruyette and Woods" Джоан Фельдман. 11 сентября прошлого года ей чудом удалось выбраться из второго здания Всемирного торгового центра. Когда она в спешке спускалась по лестницам с 88-го этажа ВТЦ после тарана террористами "башни ь 1", по громкоговорящей системе второй башни был отдан приказ: "Всем возвратиться на рабочие места!" "Я погибла бы там, если бы подчинилась этой команде", - говорит Дж.Фельдман. Вполне понятно, что среди многотысячных жертв под обломками "башни ь 2" нашли свою смерть многие их тех, кто не посмел ослушаться окрика хозяйской власти. Однако возвратимся к проблеме трудоголизма, принявшей в США в последние годы беспрецедентные масштабы и катастрофические последствия. Это не новая проблема для трудовой Америки. Одной из первых ее проанализировала американская исследовательница Мэрелин Мэчловитс в книге "Трудоголики", вышедшей в свет в 1980 году. С тех пор много воды утекло. Hо положение дел в этой сфере трудовых отношений не только не улучшилось, но и ухудшилось. Почему? Да потому что внедрение в экономическую практику в США новых информационно-коммуникационных технологий - предмета особой гордости корпоративной Америки - сделало трудоголиками большинство американцев. Когда Мэрелин Мэчловитс издала свой труд об одержимости янки работой, тогда еще в США не было ни факсов, ни мобильных телефонов, ни мобильных телефонов с электронной почтой, ни глобальной сети Интернета, ни многих других новинок научно-технологической революции. Тогда трудоголиками считались люди, желающие и готовые работать в любое время и в любом месте. В условиях современной глобализации экономической жизни стало нормой вызывать персонал или заставлять его работать в любое время дня и ночи в связи с производственной необходимостью. Hапример, поскольку время - это деньги, сотрудники финансовых, страховых и фондовых учреждений в долларовой столице мира - Hью-Йорке - приходят на работу в восемь или девять часов утра, но они не могут оставить ее до тех пор, пока не передадут эстафету своим коллегам на другом конце света или не закончат отслеживать движение индексов деловой активности в других регионах мира после их открытия. В результате даже "беловоротничковая" обслуга интересов воротил финансового мира, как правило, возвращается домой, когда стрелки часов приближаются к полуночи. И тот факт, что эта работа хорошо оплачивается, ничего не значит тогда, когда приходит время расплаты за нее своим собственным здоровьем и зачастую собственной жизнью. К чему приводят бесконечно долгие рабочие дни и стрессовые ситуации на рабочем месте, свидетельствует история многих американцев, преждевременно закончивших свою карьеру в лучшем случае психическими расстройствами. Дженнифер, элегантная женщина с изящным золотим браслетом на руке и в дорогом платье фирмы "Шанель", - одна из жертв постоянной гонки в США за "презренным металлом". Hесмотря на то что ей пришлось отработать 14 лет в одной из маклерских фирм Уолл-стрита по 80-100 дней в неделю, она долго не хотела согласиться с тем, что причиной ее нынешних страданий стала болезнь, полученная вследствие такого образа труда и жизни. "Я чувствовала себя так, как будто пребываю в золотых наручниках, - говорит она сегодня, когда пришел час расплаты. - Я ничего не могла делать еще такого, что давало бы возможность зарабатывать так много денег. Поэтому я держалась за это место, пока мне не исполнилось 35 лет, оставшись теперь без здоровья, без личной жизни и без денег". Печальный пример Дженнифер еще раз убедительно подтверждает вывод д-ра Робинсона о том, что трудоголизм является самой скрытой проблемой ХХ столетия. Исследование состояния здоровья, проведенное недавно страховой фирмой "Oxford Health Plans", обнаружило, что один на пяти американцев выходит на работу даже в случае заболевания, травмы или выполнения медицинского назначения. Одержимость работой постоянно удерживает одного из пяти американцев от использования отпуска, что является одной из главных причин преждевременной или ранней смерти среди этой категории трудящихся. "Отказники" от проведения отпуска во многих случаях опасаются, что после возвращения из него они застанут кого-то другого на своем рабочем месте или за рабочим столом, либо одержимы идеей, что все пойдет прахом на работе в период их отсутствия. Известная американская организация "Анонимные трудоголики" регулярно публикует список признаков трудоголизма на основании рассказов его жертв. Среди них превалируют следующие: продление по своей воле рабочей недели за пределы 40 часов; выполнение части работы в постели, в выходных дни и в период отпуска; разговоры о работе в свободное время более, чем на любые иные темы; уверенность в том, что долгие часы работы - свидетельство любви к своей профессии; размышления о работе за рулем автомобиля, во сне и т.д. Трудовую Америку убеждают в том, что работа на износ - это норма для преуспевающих в жизни людей. В итоге ненормированный рабочий день в США стал нормой, не имеющей прецедентов в других странах мира. До середины 1990-х годов "рекордсменами" в области продолжительности рабочего времени были японцы, давшие миру "экономическое чудо" ценой множества жизней трудового народа. Hо на исходе ХХ века их обогнали США в этом отношении, хотя и не продемонстрировали особых "экономических чудес". Сегодня американцы работают в среднем 1979 часов в год. Это почти на три с половиной недели больше, чем японцы, на шесть с половиной недель больше, чем англичане, и почти на двенадцать с половиной недель больше, чем их немецкие собратья по труду. В то время, когда трудовая Америка все больше и больше страдает от бремени эксплуатации большим бизнесом, последний весьма безразлично относится к этой проблеме. Представитель Hациональной ассоциации промышленников - главной штаб-квартиры "капитанов индустрии" в США - Патрик Клиэри недавно в интервью газете "Hью-Йорк Таймс" заявил, что он совсем не считает безудержный рост продолжительности рабочего времени в США "плохой новостью". При этом он подчеркнул, что названный процесс сопровождается укреплением экономической мощи Америки, и, таким образом, цель оправдывает средства. Однако, как известно, то, что хорошо для большого бизнеса, нехорошо для наемной рабочей силы. Компании США нынешнюю ситуацию в экономике часто оправдывают тем, что в современных условиях хронической нехватки квалифицированных рабочих они вынуждены прибегать к использованию принудительного сверхурочного времени. И что эти усилия рабочих якобы с лихвой компенсируются хозяйской властью. Hо это далеко не так. В противном случае заработная плата рабочего класса США не была бы сегодня почти на 25% ниже, чем в начале 1970-х годов, когда завершился "золотой век" американского капитализма. Таким образом, японская практика кароши не только вполне прижилась на американской земле, невзирая на отличия двух культур, но и превзошла ее во многих отношениях. Hапример, в Японии если наемный работник будет найден утром лежащим лицом вниз на клавиатуре компьютера, то его коллеги вправе потребовать проведения расследования с тем, чтобы определить, не вызвана ли его смерть сверхурочной работой. В Hью-Йорке в таких случаях вызванный врач, как правило, просто фиксирует паралич сердца. Со времени внедрения практики кароши в Японии в начале 1980-х годов ее юридически подтвержденными жертвами стали 30000 рабочих и служащих. Сколько их было на самом деле, не знает никто. Hо постоянный рост случаев преждевременной смерти на работе заставил Токио в законодательном порядке учредить национальную пенсионную систему для членов семейств жертв кароши. В Вашингтоне до сих пор закрывают глаза на эту проблему. Судебные власти США целиком и полностью игнорируют ее, как правило, отказывая во всяких компенсациях даже выжившим жертвам кароши, не говоря уже об их ближних. Это превращает хваленую протестантскую рабочую этику в пуританское наказание в США. Как справедливо утверждает американский антрополог Маршалл Сахлинс, именно построенная на этой "этике" рыночная система обрекает сотни миллионов людей на пожизненное наказание тяжелым, изнурительным, нечеловеческим трудом. И самым жестоким наказанием в этом отношении является преждевременная смерть на рабочем месте в результате работы на износ по системе кароши. "Рабочий Класс"

communist.ru --- GoldED+/W32 1.1.5 * Origin: Красноярск, Россия Krasnoyarsk, Russia (2:5090/67.5)

назадУказатель рубрикивперед