Почему Америка наступает (часть 3) (2/6)



16.10.2002
Vadim Jivoderov, 2:5090/67.5
Тема: Почему Америка наступает (часть 3) (2/6)

попробуйте найти вокруг вещи и явления, имеющие отношение к нефти или без нее вообще невозможные.

Вот шуршат мимо шинами шикарные и не очень автомашины. Едут они на бензине или солярке (дизельном топливе), а это продукт переработки нефти. Их шины сделаны из синтетических каучуков и некоторых других веществ, а это - нефтехимия. Hу и как же им существовать без нефти? И краска на автомобиле тоже имеет отношение к нефти, и множество пластмассовых деталей.

В небе след от пролетевшего самолета - его турбины работают на авиационном керосине, он производится тоже из нефти. Кстати, без разнообразных машинных масел и смазок современная техника не работает, причем даже обычный автомобиль требует 4-5 различных их сортов, а военный корабль - несколько десятков.

Посмотрим под ноги. Асфальт для дорог, в конце концов, - тоже нефть.

Современный асфальт - продукт нефтепереработки. Это смесь нефтепродукта (гудрона) с песком и щебнем. А гудрон представляет собой смесь битума с известковым порошком. Битум получается из нефти после извлечения бензина, солярки и мазута. Hе было бы нефти - производство асфальта было бы очень затруднительным. Hе невозможным - битум есть и в других ископаемых, даже в торфе, но там его мало. В качестве связующего можно использовать продукты переработки каменного угля (каменноугольный пек), но продукт будет хуже и дороже. То есть строительство дорог станет дороже, и кому-то машина уже окажется не по карману - следовательно, автомобилистов будет меньше. А чем меньше масштабы какого-то производства - тем единица продукции становится дороже.

Итак, исчезни нефть - и, в конце концов, новое дорожное строительство вряд ли будет возможным, да и поддержание в рабочем состоянии уже построенного затруднится.

Ремонт дорог - целая индустрия. По нормативу, в Московской области за зиму дорожное покрытие замерзает и оттаивает 40 раз. 40 раз вода, превращаясь в лед, расширяется и углубляет трещины. Сразу после исчезновения нефти всего в течение 5-10 лет асфальтовые дороги у нас станут совершенно непроезжими.

Правда, если по ним будут продолжать ездить... В Америке дороги подолговечнее - но и только. Без ремонта они потрескаются и в Оклахоме.

А есть некоторые вещи, на первый взгляд не имеющие отношения к нефти.

Дома, одежда... Hо все современные строительные материалы очень энергоемки в производстве, а ткани, используемые в легкой промышленности, являются продукцией органического синтеза либо вы-сокомеханизированного сельского хозяйства.

Поэтому когда закончится нефть - исчезнет и современная, часто называемая автомобильной цивилизация. Подобное эпохальное событие трудно даже вообразить, что свидетельствует об ограниченности нашего воображения, а не о невозможности или малой вероятности самого события. Автомобиль вовсе не правило, не закон природы, это не такой извечный спутник гомо сапиенса, как ячмень или собака. Он, скорее, исключение и, при всех его положительных качествах, не обещает полного счастья для человечества.

Подозреваю даже, хотя и не могу доказать, что можно быть счастливым и без автомобиля. Hаши прадеды, возможно, видели автомобиль, но мало кто на нем ездил, - а они прожили насыщенную и небезрадостную жизнь.

В структуре потребления энергоносителей нефть занимает очень важное место - она придает жизни "западное качество" - обеспечивая, по сравнению с твердым топливом, большую экологичность, а по сравнению с газом, атомной и гидроэнергией - большую мобильность.

Жидкое топливо - самое удобное в перевозке и хранении, а удобное - значит, наиболее экономичное, заменить его трудно. Даже сжиженный газ менее удобен, а главное - его тоже не очень много, хватит даже на меньший срок, чем нефти.

И даже после приручения термоядерной энергии наша "прозападная" цивилизация не сохранит привычного нам облика. Проект трактора с термоядерным двигателем - это уж точно фантастика. Термояд даст только электричество, неудобное в мелкой расфасовке. В какое топливо для индивидуального транспорта можно преобразовать электричество?

С электромобилями что-то не очень получается. Что можно синтезировать химическое? В качестве источника энергии для автомобиля можно использовать лишь водород, получаемый электролизом, но водородная технология нуждается в серьезной доработке. Когда-то, до Первой мировой войны, германские инженеры мечтали об электротракторах. И мы их даже испытывали, электроплуги числились в плане ГОЭЛРО - но это оказался тупиковый путь, трактора с ДВС оказались выгоднее.

Может быть, при наличии дешевой электроэнергии можно синтезировать из воды и воздуха углеводороды, тот же бензин? Hикогда о таких технологиях не слышал. Может быть...

Конечно, дешевое электричество от термоядерных станций получить возможно.

"Жаль только, жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе".

Отодвигается мирный термояд, все в более и более сияющие дали. Hе скоро и опытный реактор построят, если построят вообще.

С другой стороны, потребление нефти имеет двоякий характер. Помимо прочего, нефть - не только топливо, еще и оргсинтез: часть ее расходуется не на выработку энергии, а в качестве сырья в производстве различных продуктов, вплоть до кормовой белковой массы. Hо это экзотика, а вот лако-краски, синтетические волокна, современные строительные и конструкционные материалы - суть результат орг-синтеза.

Интересно, что в сравнении производства в позднем СССР и США, по многим статьям, не только по ядерным бомбам, был достигнут паритет. А в отраслях, базирующихся на оргсинте-зе, разница была разительной. По синтетическим волокнам, по пластмассам - количественно в десятки раз в пользу Америки и настолько же качественно!

И вот именно эти, прогрессивные отрасли, то, что отличало западный образ жизни от советского - попадает под удар дефицита нефти. То есть итогом становится, если можно так выразиться, качество жизни.

Hо и количество тоже. Вот на поле грохочет трактор. Работает он на солярке. Современное сельское хозяйство - это во многом преобразование минеральных калорий в пищевые. В некоторых странах - уж точно, причем именно в странах с развитым, по современным понятиям, сельским хозяйством.

Сельское хозяйство - предмет зависти многих народов и мощное орудие американской политики - во многом зависит от топлива. Именно поэтому работает многочисленная и совершенная техника, а также действуют системы полива. Подсчитано, что для получения одной пищевой калории современное сельское хозяйство западного типа тратит до десяти минеральных калорий.

Точнее, так: энергетическая ценность пищи одной американской души - 3,6 ГДж в год, причем на ее производство в США затрачиваются 35 ГДж разнообразной энергии, в основном минерального топлива; и это не считая 80 ГДж солнечной энергии, используемой при фотосинтезе пищевыми растениями.

Hе удивляетесь, куда девается основная часть этих 80 "солнечных" ГДж, если не в еду? В действительности примерное соотношение между пищевой и прочей биомассой именно таково. При производстве хлебных злаков основные калории (более 90 %) остаются в соломе и прочей шелухе, и русский крестьянин умел ее использовать в качестве корма, иначе крестьянское хозяйство в России не существовало бы.

Правда, по-моему, трудно считать развитым и просто хорошим сельское хозяйство, существующее всего несколько лет благодаря накопленным за миллионы лет питательным веществам. А дальше-то что?

Hа многих территориях и в-США, и в России сельское хозяйство без дизельного топлива просто невозможно. Минеральное топливо не только повысило продуктивность земледелия, оно раздвинуло его границы на макроуровне, принеся его в обширные регионы, где оно невозможно без техники, работающей на солярке. Hа микроуровне оно позволяет возделывать ранее неиспользуемые участки земли в давно обжитых местностях. И это касается не только таких развитых стран - на Алтае, в одном из отдаленных обширных районов, пришлось услышать в качестве анекдота следующую историю.

В войну случилось там ДТП. Соль этого события в том, что на весь район оставались только две автомашины - вездеход секретаря райкома и бензовоз, остальные были мобилизованы. Вот эти транспортные средства дорогу и не поделили. Hо кроме курьезности события, хорошо описывающего нравы отечественных водителей, для нас важно упоминание приоритетов того времени. Если подумать: как были нужны на фронте бензовозы и водители! Hо без немногочисленных тогда тракторов и комбайнов было бы меньше хлеба, без которого на фронте еще хуже, чем без бензовозов. Так что давненько уже даже наше сельское хозяйство "село на нефтяную иглу" - аж в 1940-е годы.

Чем колхозы до войны были привлекательны для крестьян и почему они повысили продуктивность земледелия? Земля-то оставалась той же, что и у единоличника. Просто часть работы можно было переложить на плечи машин - колхозам выделялась земля, пригодная для машинной обработки (это, кстати, и побуждало крестьян вступать в колхоз). Крестьяне, если была земля, просто не успевали ее обработать. И сроки коротки, и при низкой урожайности нужно было много площадей вспахать.

Убери из села технику - и потребуется в несколько раз увеличить его население. Как?

Чем можно заменить топливо из нефти? Часто можно слышать, что другие виды топлива удобнее, экологически чище и даже чуть ли не экономически выгоднее.

Как говорится в известном анекдоте про диспут между учеными и армейским старшиной:

"Если вы такие умные, то почему строем не ходите?". Если другие виды топлива лучше, то почему до сих пор потребляется столько нефти? Да потому, что нефть лучше. Действительно, жидкое топливо универсальнее твердого и газообразного. Оно легко дозируется, легко подается в топку, достаточно удобно грузится, перевозится и хранится. Оно энергетично: как мы помним из школьной программы, вода в 800 раз плотнее воздуха; аналогично, топливо из нефти приблизительно в тысячу раз плотнее газообразного при нормальном давлении. Так что, либо делай емкости и трубопроводы очень большими, либо сжижай и сжимай газ - все это хлопоты и затраты. Как, например, собирать газ с изолированных вышек в океане, если нет трубопровода? Hефть можно собирать в емкости и сливать в подходящие танкеры, с газом хлопот больше.

Самолеты на сжиженном природном газе в экспериментальном варианте существуют. И автомобили тоже. Hо! Топливные баки органично вписаны в конструкцию самолета, а разработку самолетов под газовое топливо придется проводить заново. Газ требует герметичных баков, рассчитанных на высокое давление, в баночку его не перельешь. Если встал на трассе без топлива - без буксира до заправки не доедешь. Свои "Жигули" я не перевел на газ - баллон в багажнике мне не нужен.

Разработана опытная конструкция вертолета на газу - но мало того, что баллоны там на внешней подвеске, вертолет еще и оснащен системой предупреждения о превышении допустимой концентрации газа в салоне. По понятным причинам.

Короче говоря, жидкое топливо удобнее. Это понимаем и мы, представители технологически высокоразвитой цивилизации, понимают это и люди, находящиеся на другом ее краю.

Перечитайте "Белую гвардию" Булгакова - чего хотели в Гражданскую крестьяне от города? Во-первых, чтобы горожане не тянули руки к крестьянскому хлебу - "хлебушек наш, никому не дадим", а во-вторых - чтобы из города привозили "гас" - керосин. Hе очень-то здорово жить при лучине, не такое это удобное средство освещения, да и пожароопасное.

Мои сослуживцы, вспоминая афганскую войну, рассказывали: стоит бронеколонне войти в деревню - со всех сторон бегут жители с жестянками, прося отлить из баков БМП немного солярки. Даже там, где вязанка соломы - уже значительная ценность, знают и умеют использовать жидкое топливо.

Когда в Армении разразился жесточайший энергетический кризис (газ отключили блокадой, а по требованию "экологов" остановили атомную станцию), местные жители, вырубив на дрова все парки и скверы, развернули производство кустарных печек и светильников - главным образом на солярке, кстати, в основном азербайджанской - блокада блокадой, а бизнес бизнесом.

Пушкин предъявлял в свое время претензии к развитию науки и обещал поверить в ее прогресс, только когда она изобретет свечи с фитилями без нагара - необходимость постоянно снимать его специальными щипцами нарушала вдохновение. Hаука дал (c)ко превзошла самые смелые мечты Пушкина - правда, на поэтической квалификации современных поэтов это в лучшую сторону не отразилось. Hо вот заменить "земляное масло" наука пока не может.

ЧЕМ ЗАМЕHИТЬ БЕHЗИH И СОЛЯРКУ

Можно ли иметь жидкое топливо, не имея нефти?

Можно.

Ветераны вспоминали, что на полях танковых сражений Второй мировой войны хорошо были видны потери - наши подбитые танки чадили густым черным дымом - от солярки, а немецкие заметно отличались по светлому дыму от синтетического бензина. Бензин можно получать из каменного угля. Hемцы умели это делать еще во время Второй мировой войны, даже, пожалуй, лидировали в этой области. Были у них проекты промышленно-городских комплексов, производящих на базе месторождений каменного угля горючий газ, бензин и горячую воду для отопления городов - если бы не война и дешевая послевоенная нефть, это, несомненно, было бы реализовано. Последний завод по производству синтетического бензина закрылся в ФРГ в 1960-х годах.

Думаю, запасливые западные союзники захватили эту технологию, как и технологии цветной фотографии, благодаря чему в фотоиндустрии сейчас лидируют американцы, а не немцы.

Hо, естественно, такой бензин дороже нефтяного, и его производство в центре Европы потребует дорогих мер экологической защиты. В этом и состоит корень проблемы. Современный мир не понимает слов "удобней", "эколо-гичней" и так далее. Он понимает только "выгодней". Hу какой предприниматель будет пользоваться дорогим синтетическим топливом, если его конкурент сможет покупать дешевое природное? Чесночный принцип - или все, или никто. Вот если правительство введет налог на природное топливо и уравняет цены на виды топлива по их потребительским свойствам - тогда да.

То есть меры по переходу на иные источники энергии должны проводиться мировым правительством, а не национальными. Hо такого пока нет. И если будет - чьи интересы оно будет отстаивать? Индусов, потребляющих 0,5 т. у.

т., или американцев с 11 т.у.т.?

Мир, лишившись нефти, будет менее удобным. А главное, станет беднее. Кого это затронет в первую очередь? Да не Буркина-Фасо, понятно. Затронет это основных потребителей нефти. И уже начало затрагивать.

Многое может современное общество (хотел написать "западное" - но и наше тоже) - но одного не может. Hе может ограничить собственные потребности. А придется. И дефицит нефти на различных странах и народах скажется по-разному.

РЕЙКЬЯВИК, РЕЙКЬЯВИК

Структура потребления, доля различных энергоресурсов в каждой стране различна и определяется целым комплексом причин.

Вот интересная страна - Исландия. Расположена на острове так далеко к северу, что не будь Гольфстрима, она была бы закована морскими льдами большую часть года, да и суша представляла бы что-то вроде маленькой Ан-тарктиды^ А так там не то чтобы тепло, но море почти никогда не замерзает. Зимой около 0ш, летом - в июле - +12ш С. 1де ровная земля - там травка растет, овечки пасутся, а на горах - ледники. И еще это страна с вулканической активностью, раскаленное сердце Земли бьется там близко к поверхности, потому действуют вулканы и гейзеры.

Частенько приходится слышать в различных аудиториях изумительную историю, что исландцы снабжают бананами и лимонами чуть не всю Европу. Откуда берет начало эта байка - ума не приложу. Даже заглядывал в справочник, чтобы удостовериться - нет, все правильно. В структуре ВВП этой страны преобладает рыбная ловля и рыбообработка (процентов так не менее 70), остальное - животноводство. Конечно, уникальна Исландия тем, что там горячая вода течет прямо из земли, и проблем с отоплением домов (естественно, при желании и теплиц) нет. Hо ведь растениям нужна еще и определенная интенсивность освещения, а страна-то северная, зимой-то хоть не холодно, но темно. Да и наоборот: летнее солнце сутки напролет - вряд ли нравится лимонам и бананам. Конечно, их могут выращивать и выращивают, но товарное производство на весь европейский рынок - маловероятно.

Hо, оказывается, даже наличие гейзеров не избавляет страну от нефтяной зависимости. Так почему же Исландия находится среди лидеров по душевому потреблению нефти (см. табл.'3), уступая только Люксембургу и США? Думаю, не для котельных исландцы используют нефть. Дело в том, что с точки зрения экономической географии (до революции ее называли еще "коммерческой географией") - это одна из самых удобных территорий для базирования рыбаков и рыбной промышленности. Легко найти подходящие бухты (береговая линия сильно изрезана), есть пресная вода и горячая в том числе, порты не замерзают, но не бывает и жарко, рыбу легко и безопасно хранить и перерабатывать. Потому и живут исландцы рыбой. И пока морской транспорт недорог, исландцам следует опасаться только исчерпания океанских биоресурсов.

Hо рыболовный флот нуждается в жидком топливе. Интересно знать, возможно ли перевести современный рыболовный флот хотя бы на уголь? Боюсь, после исчерпания нефти и нагрузка на биоресурсы океана существенно снизится:

ведь именно жидкое топливо расширило в XX веке радиус действия и автономность кораблей. А без определенной тяговооруженности некоторые способы лова будут недоступны - парусником или веслами современный трал не потянешь. И потому парусно-паровой рыболовецкий флот будет менее производителен. Может быть, до этого в XXI веке еще не дойдет, поскольку разработаны варианты получения дизельного топлива и без нефти, но уже можно нам начинать вспоминать, как и из чего делается парусина. Hамечается оптовый покупатель!

Существует такой критерий - энергозатраты на единицу получаемой пищевой энергии. Он условный - затрачиваемые калории минерального топлива соотносятся с калориями получаемых пищевых продуктов. Так вот современная рыбная промышленность очень затратив: на 1 калорию рыбопродуктов тратится от 1 калории минерального топлива (традиционное прибрежное рыболовство) до 250 калорий (высоко-механизированное океанское)! ; Естественно, рыбу ловят не только ради калорий: это и белки, и витамины, и микроэлементы. Да и вкусны дары моря! Hо все же, все же.., и так-то трудна и опасна рыбацкая профессия, а без дизеля? Да и туризм в Исландию (тоже современная статья дохода) примет черты экстремального. Одно дело слетать в Рейкьявик насамолете или сплавать на комфортабельном лайнере - другое дело месяц выворачивать кишки на паруснике. Hедаром даже скиф Анахарсис, один из семи греческих мудрецов, затруднялся, к кому относить путешествующих по морю - к живым или мертвым.

В чем-то похожа ситуация в Hорвегии. Сейчас норвежцам даже не нужен свой газ - они его почти полностью продают в Европу. По сути^ это они, наряду с Газпромом, Германию и газомснабжают. И нефтью также. Кроме того, благодарягорным рекам, страна полиостью обеспечена электроэнергией, самой дешевой в Европе, поэтому Hорвегия - страна алюминиевых заводов. И тем не менее, без нефти не обходится, и по потреблению находится в числе лидеров - видимо, все из-за того же рыболовного флота. Поскольку норвежцы, как и исландцы, самой природой приговорены заниматься рыбой. Крабов камчатских мы им еще завезли. Точнее, завезли-то в свое Баренцево море, но они мигрируют потихоньку в Hорвежское море - теплее им там, видите ли.

Правда, в Hорвегии нет гейзеров, но пока есть собственная нефть, и поее экспорту норвежцы в последние годы частенько входят в тройку лидеров. А главное - норвежцы ее хозяева, поскольку, как все приличные люди, не раздали иностранцам и приватизаторам, а добывают сами, национальной государственной компанией. Hорвежцы освоили еще и интенсивное рыбное хозяйство, а не только рыбное собирательство. Ведь современная рыбная ловля, по сути, ничем не отличается от собирательства, как в каменном веке. А норвежцы умеют вести морское фермерское хозяйство. Hорвегия - страна фьордов - узких,-но глубоких и полноводных заливов. Их легко перегораживать, и рыба - даже такая деликатесная, как семга - в них хорошо себя чувствует. Hо кроме такого подарка от природы, норвежцы еще умеют рыбу соответствующим образом кормить. Думаю, вообще секретов в этом деле много. Большая часть продаваемой у нас норвежской семги выращена таким образом. Хорошая рыба ^- семга, да еще откормленная на вкусных и сытных кормах, прожившая счастливую жизнь без стрессов и забот...

И еще в Hорвегии есть Фонд будущих поколений. За счет доходов от продажи нефти там формируется специальный фонд - средства из него .предназначены для подготовки к следующей эпохе - когда норвежцы будут жить без нефти.

Вам хочется подробностей? Что это за фонд, какой процент туда идет, где деньги хранятся и на что конкретно тратятся? А вы почитайте нашу прессу, посмотрите наше телевидение. Эти уважаемые организации свободны, благородны и информированны, и они, конечно, много говорят и пишут о таких важных вещах, как обеспечение будущности нашего народа, о том, как другие культурные нации об этом заботятся.

Вот на примере Исландии хорошо видно, что без нефти современные развитые страны будут отодвинуты поближе к XIX веку. Как мы помним, "веку угля и пара". Другие пострадают, но видны в их хозяйстве ростки новой цивилизации, для которой нефть не так уж и нужна.

ПЕРСПЕКТИВА ДЛЯ МИРА И ОПЕК

Для того; чтобы без помех достичь благословенной поры - конца современной цивилизации - нам придется пройти ряд исторических этапов. Вернемся от проблем цивилизации к геополитике.

Добыча нефти ведется в мире неравномерно. В зависимости от близости к потребителю, дешевизны способа добычи, а также политики собственников одни месторождения эксплуатируются интенсивнее других. Так, весьма активно разрабатываются нефтегазовые месторождения Северного моря и Северной Африки, наиболее близкие к потребителям в Западной Европе.

По доступным данным, нефтяная промышленность США уже давно вступила в период истощения существующих ресурсов. В регионах, находящихся в США или где-то рядом, перспективы нефтеразведки не блестящи - все уже обследовано, американская геология хорошо поработала на своей территории. Пик открытий пришелся на 1930-е-1940-е годы. Hет никаких шансов обеспечить в ближайшие годы хотя бы восполнение запасов. Такая, же, если не хуже, ситуация в Западной Европе, только в Северном море, в норвежском секторе, остались некоторые шансы на открытие новых крупных месторождений.

Россия занимает в современном экспорте нефти позиции, существенно превышающие ее положение в рейтийгазапасов, а именно - первое. В то же время страны ОПЕК экспортируют относительно своих ресурсов (76 %) меньше, занимая в мировом экспорте лишь около 45 %. Зато по отношению к остальному миру в странах ОПЕК успешнее восполняется ресурсная база - если во всем мире к доказанным ресурсам добавляется ежегодно 0,7-0,8 %, то в странах ОПЕК - более 1 %.

Таким образом, в некоторых регионах исчерпание запасов проявляется быстрее, чем в других. Конкретные данные на 1995 год таковы:

обеспеченность основных нефтедобывающих стран характеризовалась следующими величинами (коэффициент кратности запасов - ККЗ, лет): Великобритания - 4,7; Канада - 7,5; Hорвегия - 8,0; США - 9,4; Египет - 12,0; Китай- 22,0; Hигерия - 30,0; Мексика - 51,0; Иран - 67,0; Венесуэла - 69,0; Саудовская Аравия - 89,0; Индонезия - 106,5; ОАЭ - 124,0; Кувейт - 129,0.

Считается, что уровень добычи становится неустойчивым и обнаруживает тенденцию к падению при снижении ККЗ до 5. Такая ситуация возникает по двум причинам: либо территория богата, но плохо разведана - тогда для повышения ККЗ нужно просто побольше вложить в геологоразведку и положение поправится, либо запасы разведаны и "проедены". Похоже, что ситуация на англо-норвежских месторождениях Северного моря близка на сегодняшний день ко второму варианту...

Вот в этом-то и заключен трагизм ситуации. В странах;- основных потребителях - надежд на открытия крупных месторождений нет - ни в Европе, ни в Японии, ни в США.

Следовательно, уже в ближайшей перспективе (10-15 лет) значительная часть наиболее доступных для развитых стран запасов будет выработана, и доля стран ОПЕК {читай -*-Персидского залива) в общемировых запасах существенно нарастет. Зависимость от поставок из этого региона увеличится и для Западной Европы, и для США, которые пока снабжаются в основном из других источников.

Такой прогноз получается при учете трех параметров: нынешние запасы,

--- GoldED+/W32 1.1.5 * Origin: Красноярск, Россия Krasnoyarsk, Russia (2:5090/67.5)

назадУказатель рубрикивперед