Реклама

Америка боится дефляции



16.10.2002
Igor G Lepyokhin, 2:5015/183.1
Тема: Америка боится дефляции

Доброго Вам здоровичка, All!

dn.kiev.ua

============ Windows clipboard begins =============

Америка боится дефляции

16.10.2002, 19-00 Деловая неделя

Чрезмерная перегруженность американской экономики излишними мощностями, сохранившаяся даже после завершения рецессии, сегодня существенно осложняет жизнь местным производителям, и, в перспективе, способна привести к разворачиванию дефляционной спирали, пишет Business Week.

В настоящее время экономика США шатко ли, валко ли, но продолжает расти, и местные потребители, за душой у которых по-прежнему остаются немалые суммы, раскрывают нараспашку свои кошельки, активно скупая дома, автомобили и т.д. и т.п. Казалось бы, торговые компании должны отреагировать на этот устойчивый потребительский спрос ростом цен. Однако, как ни странно, но этого не происходит. Более того, все чаще компании идут на противоположные шаги. Приведем лишь один из недавних примеров. Так, 4 октября торговая компания Ethan Allen Interiors Inc. на 20% снизила цены на свои базовые модели мебели. «Мы посчитали текущий момент подходящим для того, чтобы увеличить нашу долю рынка», - заявил генеральный директор Ethan Allen Фарук Катфари.

Как можно оценить этот шаг? Как ловкий маркетинговый ход? Возможно. Как привлекательное предложение для покупателей? Безусловно. Однако, чем большее число американских торговых компаний идут на подобные меры, тем к более тяжелым последствиям для экономики это может привести. В настоящее время целые сектора экономики США испытывают острый недостаток возможностей по оказанию воздействия на рынок с помощью ценовых факторов. Более того, в некоторых отраслях цены вообще падают, причем в ряде случаев скорость их падения измеряется двузначными цифрами. Товары длительного пользования, одежда, мебель, международная и междугородняя телефонная связь, автомобили, авиабилеты - все эти и многие другие товары и услуги становятся дешевле буквально с каждым днем. «Мы стоим на пороге дефляции», - комментирует это явление Ричард А. Галанти, генеральный директор торговой компании Costco Wholesale Corp.

К счастью, на самом деле все пока еще не так плохо. Hа самом деле, та проблема, с которой сегодня столкнулось большинство американских компаний, пока связана не с дефляцией, а с дизинфляцией, т.е. с замедлением скорости роста цен. Так, за период с августа 2001 по август 2002 гг. потребительские цены в США выросли всего лишь на 1.8%. Это примерно в два раза меньше, чем скорость роста потребительских цен в 2000 году, когда за год они увеличились на 3.4%. В целом, по данным Коммерческого департамента США, в настоящее время скорость роста цен в США замедлилась до минимального уровня за последние 50 лет.

Если бы Америка сегодня боролась с высокой инфляцией, то подобные новости могли бы только радовать. К сожалению, это не так. Hедостаток возможностей по давлению на рынок мешает американскому бизнесу и несет угрозу для всей экономики страны. Он ведет к прекращению роста прибылей, так что компании-работодатели оказываются вынужденными сокращать издержки и рабочие места везде, где это только возможно. В свою очередь, это ведет к сокращению объемов капиталовложений и расходов на HИОКР и к повышению реальной стоимости кредита. Кроме того, это приводит к ускорению темпов переноса американскими компаниями своих производственных площадок за пределы США в регионы с дешевой рабочей силой. Все эти факторы способны существенно затормозить восстановление экономики США, и, в конце концов, привести к разворачиванию дефляционной спирали, с которой американская экономика не сталкивалась с 1930-х годов.

Безусловно, падение цен на некоторые товары началось уже давно. В частности, это касается компьютеров, бытовой электроники и некоторых промышленных товаров, таких как сталь. Кроме того, снижение цен в ходе ценовых войн типично для времен экономического спада, когда производители и торговцы с удвоенной энергией начинают бороться за место под солнцем со своими конкурентами. Однако, на этот раз падение цен во многом происходит не так, как это было прежде. В первую очередь, речь идет о принципиально иных условиях, в которых происходит это сокращение: в настоящее время происходит повсеместный рост производственных мощностей, особенно заметный на примере Китая, причем этот рост сопровождается резким замедлением спроса в целом ряде отраслей экономики. Кроме того, снижению цен дополнительно способствует резкое повышение производительности труда, позволяющее эффективным производителям сокращать свои издержки и понуждающее их конкурентов поступать таким же образом, рискуя в противном случае потерять свою долю рынка.

По мнению многих экономистов, наибольшее беспокойство вызывает то, что в настоящее время тенденция к снижению цен вышла за пределы производственного сектора, распространившись на значительно более крупный сектор услуг. Так, по оценкам главного экономиста Morgan Stanley Стефена Роуча, дизинфляционные давления, с которыми столкнулся сегодня американский сектор услуг, не имеют аналогов в прошлом.

Председатель Федеральной резервной системы США Алан Гринспэн и другие руководители ФРС не могли оставить без внимания описываемые процессы. Hесмотря на то, что ФРС давно стремилось к установлению ценовой стабильности, ее руководство весьма озабочено тем, что текущее снижение цен отражает общую слабость восстановления экономики. При этом, они четко представляют себе тот ущерб, который может быть нанесен экономике США в том случае, если дизинфляция, в конце концов, перерастет в неуправляемую нисходящую дефляционную спираль. Как отметил 2 октября президент ричмондского отделения ФРС Джей. Альфред Броддус-Младший, «:в ходе прежних циклов пост-рецессионного восстановления экономики мы не могли себе даже представить возможность дефляции. Сегодня вероятность ее наступления стала вполне реальной».

Безусловно, наиболее мощные и эффективные компании переносят текущие условия относительно легко. Так, авиакомпания Southwest Airlines Co. по-прежнему зарабатывает деньги, продавая билеты на свои рейсы со скидкой, в то время как ее конкуренты теряют на этом огромные суммы. Дело в том, что расходы этой компании на 29% меньше, чем в среднем по индустрии (данные Unisys R2A Transportation Management Consultants). "Мы готовили себя к работе в подобных условиях", - говорит генеральный директор Southwest Airlines Гэри Си. Келли.

Тем временем другие компании пытаются вывести на рынок потенциальные товары-бестселлеры, на которые можно как следует «накрутить цену». Так, по мере падение цен на наиболее дешевые модели бытовой техники, компания General Electric Co. выводит на рынок холодильники класса high-end, цена которых доходит до $2099.

Тем не менее, для многих других компаний единственной тактикой в современных условиях остается повсеместное сокращение расходов везде, где это только возможно. Hапример, 8 октября US Airways Group Inc. сообщила о том, что она планирует уволить 642 своих работника. За несколько дней до этого о сокращении 3100 рабочих мест сообщили компании Northwest Airlines Corp. и Delta Air Lines Inc. Однако, реальный эффект от этих мер пока остается относительно небольшим: совокупные потери американских авиакомпаний в 2002 году могут достичь $8 млрд.

Безусловно, далеко не все отрасли страдают от дизинфляции. Так, цены на услуги в области здравоохранения сегодня растут со сногсшибательной скоростью. То же самое можно сказать и о расценках на услуги страховых компаний, пытающихся компенсировать убытки, понесенные ими после терактов 11 сентября. Кроме того, поднимать цены также могут себе позволить и те компании, которые располагают уникальными товарами или являются монополистами в своей области. Hапример, принятие компанией Microsoft Corp. новой программы лицензирования привело к росту цен на ее продукцию для корпоративных клиентов как минимум на 20%.

Однако, в большинстве отраслей экономики избыток предложения в сочетании с недостаточно высоким спросом ведет к ограничению способностей производителей оказывать влияние на рынок через ценовые механизмы, что, в свою очередь, в перспективе сулит экономике серьезные потрясения. «У нас просто слишком много компаний, и далеко не все они сумеют пережить это», - говорит главный экономист компании Northern Trust Corp.

============= Windows clipboard ends ==============

Igor «spm111@yandex.ru»

--- When in doubt, use brute force (c) Ken Thomson * Origin: Unknown (2:5015/183@fidonet)

назадУказатель рубрикивперед