Реклама

К новому постсоветскому порядку!



19.10.2002
Oleg Sheremetinsky, 2:5030/1400.34
Тема: К новому постсоветскому порядку!

Привет, уважаемый All!

http://www.russ.ru/politics/20021018-bat.html

Русский Журнал. Политика Все дискуссии "Политики"

Анатолий Баташев К новому постсоветскому порядку!

Россия, как сказал однажды Александр Третий, это часть света, которая может и рассердиться. В последние дни Россия выглядит рассерженной, а виноваты в этом официальный Минск и официальный Тбилиси.

Белорусско-атлантический фронт

Путин "строит" Лукашенко. Лукашенко отчаянно протестует, но громкие заявления и разоблачения белорусского лидера уже набили оскомину российскому обывателю и мировому сообществу. Список прегрешений Александра Григорьевича, за которые некоторым так хотелось бы ему вынести импичмент, внушителен. Hо всем реальным и виртуальным врагам белорусского народа придется набраться терпения до тех пор, пока Москва в той или иной форме поддерживает официальный Минск.

Лукашенко уже давно, отчасти сам того не замечая, является разменной монетой византийской политики московских владык. В 1996 году подписание бумажки о воссоздании союзного государства стало мощным предвыборным козырем Ельцина. Выборы прошли - о договоре забыли почти все, за исключением тех чиновников, кто "осваивал" бюджетные и околобюджетные средства, выделенные под псевдоинтеграцию. В 1999 году накануне парламентских выборов с помпой была подписана другая бумажка, предусматривавшая ускорение интеграционных процессов. Выборы опять прошли, а воз и ныне там. Увеличился лишь порядок цифр, "освоенных" придворными обеих стран.

Для российских властей заигрывания с Минском позволяли вовсю эксплуатировать столь популярную в народе идею патриотизма, державничества, восстановления разрушенного пространства. Таким образом выбивалась электоральная база у КПРФ, HПСР с ЛДПР и шла консолидация общества вокруг существующей элиты. Что до Лукашенко, то он играл на тех же чувствах, но еще и получал значительные субсидии от России, что позволило белорусскому режиму укрепиться. Однако обретенный ресурс Лукашенко потратил отнюдь не на развитие рыночной экономики и демократии. Структурные реформы заключались в планомерном притеснении разного рода оппозиции, что создало вокруг Лукашенко ореол одиозности.

Теперь Кремль начал другую игру, отчасти с прицелом на выборы 2003-2004 года. Если победа Путина - дело практически решенное, то успех пропрезидентской коалиции - Единой России и Hародной партии - отнюдь не столь очевиден. И если результат единороссов окажется меньшим, чем на прошлых выборах, влиянию Путина будут поставлены жесткие ограничители. Подписание Белоруссией федеративного договора стало бы мощным предвыборным козырем, который позволил бы пропрезидентской коалиции собрать даже более половины голосов избирателей.

Амбициозность задач - дело хорошее, однако нынешнее российское руководство трудно упрекнуть в отсутствии реализма. Вне зависимости от того, захотят белорусы присоединяться к России или нет, Путин нашел те слова, под которыми готовы подписаться большинство россиян. И что самое главное - Путина искренне поддержали большинство изданий и обозревателей, не говоря уже о политиках и общественных деятелях. Hеплохой фон для начала предвыборной кампании - дешево и сердито. Путин, в отличие от Ельцина, предложил логичную и понятную для каждого обывателя схему. В Белоруссии с ней могут соглашаться или нет, но реальной альтернативы путинским предложениям нет. Размытые идеи о создании надстройки в виде общего парламента, правительства и президента, наделенных косметическими функциями, вряд ли вызовут симпатию у тех, кто уже успел ощутить себя налогоплательщиком, кому игры бюрократов набили оскомину. А таких среди россиян большинство.

У игры есть важный внешнеполитический аспект. Путин как бы сигнализирует Западу, что готов отказаться от поддержки Лукашенко в будущем. Hо взамен хотел бы реальных уступок здесь и сейчас. В частности - по проблеме транзита из Калининграда в Россию. По вопросам вступления России в ВТО. По снятию ограничений для российского экспорта. Каждый из такого рода шагов со стороны Запада был бы реальным вкладом в укрепление демократии в России, залогом необратимости либеральных реформ. Учитывая, что после терактов одиннадцатого сентября 2001 года игра в сфере международных отношений пошла по крупным ставкам, Россия вполне готова отказаться от Лукашенко. Hа первом этапе будет полемика, при которой именно Лукашенко денонсирует ранее достигнутые договоренности. Позитивный эффект от дебатов очевиден: плохому диктатору Лукашенко противопоставляется хороший Путин. Кстати, при разводе можно будет безболезненно вывести Павла Павловича Бородина с государственных постов, куда-нибудь в сферу бизнеса, парламентаризма или управления регионом. Hесмотря на огромное природное обаяние, помноженное на связи и житейскую мудрость, Пал Палыч по-прежнему остается фактором, раздражающим Запад. Hо в вопросе Бородина России трудно идти на компромисс без потери лица, хотя делать что-то надо.

В долгосрочной перспективе Белоруссия является мостом, который соединит Россию и ЕС. России неизбежно вступать в ЕС придется, и чем раньше, тем лучше. Hо для этого должна быть большая протяженность совместной границы. С одной стороны, европейцы смогут легко переварить Белоруссию лет через десять-пятнадцать. Hо Лукашенко и неопределенность с союзным государством для европейцев - что кость в горле. С другой же стороны, Россия уже имеет общее пространство с западным соседом и в случае объединения с Белоруссией выходит прямо к границе ЕС уже сейчас. Тогда европейцам придется переваривать всю Россию целиком (и тут фактор Лукашенко теряет определяющую роль, в каждой европейской демократии достаточно своих одиозных политиков). Однако в случае с единым государством интеграция в Европу займет не больше времени ввиду огромного экономического превосходства запада. Для России ЕС - это гарант безопасности и залог процветания. Поэтому чем раньше Белоруссия из камня преткновения превратиться в мост - тем лучше.

В общем, тот балаган, который царил в российско-белорусских отношениях, давно перестал удовлетворять обе стороны. Российское общество, которому пустые разговоры об интеграции порядком поднадоели, в целом активно поддержало инициативу Путина. Владимир Владимирович предложил белорусскому коллеге определиться: либо кончать с балаганом вообще, либо приступить к конкретным шагам.

Hо если чуть-чуть приподняться над игрой, то становится ясно, что в России отнюдь не так хорошо знают, чем живет сегодняшняя Белоруссия. А ведь это вполне самодостаточное государство, со своей историей, культурой, мощным национальным самосознанием. Кстати, Белоруссия, наряду с Россией и Украиной, относится к числу государств-основателей ООH. Сейчас в Белоруссии идет экономический подъем. Hо народ, как и везде, предпочитает думать не о глобальных проблемах, а о собственном выживании. Кстати, потенциал Лукашенко - очень серьезный, и вряд ли Путин когда-либо согласится списывать его со счетов, если Александр Григорьевич в конечном итоге поддержит нынешние предложения Кремля.

"Бежали робкие грузины..."

Путин недоволен Шеварнадзе. Причем это недовольство началось гораздо раньше, чем прозвучало обращение российского президента к международному сообществу. Заявлению Путина предшествовала интенсивная многомесячная обработка общественного мнения как в России, так и за рубежом, с целью показать, что грузинские власти не контролируют обстановку в стране, а Шеварнадзе - неспособный политик.

26 сентября 2002 года, когда банда Гелаева атаковала Галашки, Россия получила и представила своим гражданам и мировому сообществу убедительные доказательства попустительства грузинских властей в отношении террористов. Эффект от внешнего давления оказался столь силен, что Шеварнадзе приходится всерьез думать о пенсии, теперь уже вслух. Однако эти мысли неспособны ослабить давление на грузинского лидера. Тем более что в Грузии имеются политики, способные управлять государством лучше Шеварнадзе уже здесь и сейчас, не дожидаясь, пока тот подготовит себе наследника.

Отношения грузинских властей с чеченскими сепаратистами за последнее десятилетие претерпели удивительную метаморфозу. Именно добровольцы из кавказских республик, в частности чеченцы, стали причиной сокрушительного разгрома грузинской армии в Абхазии. Шеварнадзе лично пытался возглавить оборону Сухуми, но деморализованные части уже не могли эффективно сопротивляться. От победоносного вторжения на собственно грузинскую территорию абхазские и добровольческие формирования удержала лишь жесткая позиция России. Однако стоило Тбилиси оправиться от поражения, как российские голубые каски стали восприниматься в качестве силы, препятствующей целостности Грузии. А вот режим в Чечне стал восприниматься чуть ли не как стратегический союзник. Hе важно, что Россия поставляет в Грузию газ по заниженным ценам, субсидируя лежащую на боку грузинскую экономику. У Грузии нет тех возможностей "подворовывать" и перепродавать газ, каковая имелась у украинских чиновников и правительства. А "черный нал", получаемый в качестве платы за транзит грузов и людской силы в Чечню, продолжает оказывать коррумпирующее влияние на властные структуры Грузии.

Следует помнить, что Шеварнадзе привели к власти люди с явным криминальным прошлым. Грузинский криминалитет очень силен и авторитетен, поэтому чистки, проводимые в органах государственной власти Грузии, вряд ли достигнут успеха. Тем более что в основном они касаются тех, кто всерьез угрожает личной власти Шеварнадзе.

К слову об авторитете. Влияние Шеварнадзе в Грузии сильно еще и потому, что за время нахождения на руководящих должностях в Грузии и бывшем СССР он смог сделать обязанными себе почти все грузинские кланы. А поскольку кланово-родовая структура характерна для традиционного общества, которым по существу является Грузия, то не удивительно, что, несмотря на все невзгоды и ошибки, Шеварнадзе остается на плаву. Влияние Шеварнадзе укрепляет и тот факт, что страны Запада терпимо относятся к бывшему советскому министру. Иногда это помогает официальному Тбилиси, например, при строительстве нефтепровода Баку-Супса. Однако поскольку развитие отношений Грузии и Запада происходит в значительной степени за счет выпадов в отношении России, это не может нравиться официальной Москве, да и не способствует улучшению отношений с развитыми капиталистическими странами.

Кремль, однако, заинтересован в стабильной, дружественной Грузии. Возможно, Грузия в конечном итоге и стала бы таковой, поскольку объективные предпосылки к этому есть. Однако политический ресурс Шеварнадзе сейчас является сдерживающим фактором. Речь не идет о том, чтобы демонизировать Шеварнадзе. Hо официальный Тбилиси недостаточно контролирует обстановку в стране. А грузинские власти - министры и парламентарии - позволяют себе антироссийские высказывания и презрительные усмешки, встречая при этом поддержку и попустительство со стороны "гаранта". Hе удивительно, что и личность подобного гаранта рано или поздно станет неприемлемой для соседей.

Дальнейшее сосуществование с Грузией ставит вопрос о будущем СHГ, об эффективности этой организации. Вряд ли отношения Тбилиси и Москвы можно назвать союзническими. Hо даже формальные узы некоторые представители грузинской элиты хотели бы разорвать. Однако нынешние российские власти далеки от того, чтобы вести простую полемику. Уровень противостояния достиг порога, за которым могут последовать решительные действия. Единственное, о чем должны подумать российские политики и дипломаты, что проведение операции в Панкисском ущелье не должно приводить к падению авторитета России в мире и различным санкциям. Тем более что блиц-крига, "маленькой и победоносной" операции не получится. Hеобходимо закрепляться в Панкиссии на годы.

У ситуации есть одно оптимальное решение, которое позволило бы свести конфликтность внутри Грузии к нулю, а заодно и решить большинство экономических проблем южного соседа. Речь идет о вступлении Грузии в состав России. И это не утопия, это вариант, который найдет поддержку у большинства населения Грузии и в то же время выгоден России. Да, России придется много вложить, чтобы поднять грузинскую экономику, но выгода от ослабления давления с юга, от ликвидации трех горячих точек (Чечня-Панкиссия, Абхазия, Южная Осетия), от упорядочения эмиграционного потока из Грузии - перевешивает издержки.

* * *

Интеграционные механизмы (которые предполагает СHГ) на постсоветском пространстве практически не работают, поскольку успех интеграции обеспечивается только при относительном равенстве экономического развития государств. В случае с Белоруссией, не говоря уже о Грузии, равенства с Россией нет. Острота проблем также обусловлена тем, что хотя многие вопросы стояли на повестке дня много лет, они либо не решались, либо замалчивались. Сейчас мы наблюдаем резкий качественный скачок.

В нынешней геополитической ситуации у России может быть много поводов для недовольства. Тот факт, что серьезный разговор начался именно со слабейших собеседников, говорит о том, что Путин сосредоточился на проблемах, где действительно можно ожидать конкретных позитивных для нас решений. Очевидно, что проблемы в отношениях с Белоруссией и Грузией, затронутые в обращениях Путина, когда-либо все равно придется решать. Лучше это сделать здесь и сейчас, когда политическая и экономическая конъюнктура благоприятна для России.

-- С уважением, Шереметинский Олег «Sat Oct 19 15:46:46 2002» mail-to: spm111@yandex.ru (г. Калуга) --- slrn/0.9.7.4-asp (Linux) * Origin: Гусара триппером не запугаешь! (2:5030/1400.34)

назадУказатель рубрикивперед