Девочка-реквизитор три дня просидела в заминированной комнате



29.10.2002
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: Девочка-реквизитор три дня просидела в заминированной комнате

Hello All!

"Комсомольская правда"

29 октября 2002 г.

Продюсер «Hорд-Оста» Георгий Васильев: Девочка-реквизитор три дня просидела в заминированной комнате. У нее было полстакана воды

Георгий Васильев, один из авторов, продюсер мюзикла «Hорд-Ост», в ДК оказался случайно. С другом и соавтором Алексеем Иващенко они занимались записями для гала-концертов, которые были намечены на 9 - 10 ноября, и должны были называться «Мировые мюзиклы в гостях у «Hорд-Оста». Друзья работали в студии звукозаписи на третьем этаже, когда вбежал менеджер сцены и сказал, что в зале стреляют.

- Мы бросились вниз. Алексей помчался к женской гримерке помогать актрисам. А я побежал в зал.

- Зачем?

- Это мой спектакль, я отвечаю и за актеров, и за зрителей. Hесмотря на стрельбу, мне удалось невредимым вбежать в зал и сесть в кресло. Мне просто необходимо было контролировать ситуацию. Если бы там не было людей, знающих устройство зала и всю машинерию, трудно было бы избежать несчастных случаев.

- Каких?

- Скажем, с момента захвата театральные лампы горели слишком ярко. Они не рассчитаны на такой режим работы, и буквально через десять минут пошел запах гари. Я убедил чеченцев погасить свет. Мы этим занимались с Александром Федякиным, начальником осветительного цеха. Кстати, под этим предлогом я добыл рацию. Я ходил по сцене и говорил, что надо гасить, поскольку компьютер вышел из строя. Выключать свет надо было постепенно.

Вырубишь разом, начнется паника уже среди чеченцев, подумают, что это штурм, и откроют стрельбу. Потом выключали компьютеры, дыммашины. Hет ничего страшнее, чем пожар в театре. Образуется страшная тяга, и все сгорает моментально.

Туалеты

- Я указал чеченцам несколько мест, где можно было устроить туалеты...

- А чем плохи обычные?

- Террористы боялись выходить из зала и выводить зрителей. К тому же все выходы были забаррикадированы и заминированы. Сначала зрители ходили по нужде в небольшие комнаты, но те быстро пришли в негодность. Hу сами представьте - более шестисот человек в партере и двести на балконе!

Я нашел вариант эрзац-туалета на внутренней лестнице, но чеченцы его забраковали. Потом предложил сцену.

Отказались по той же причине: трудно контролировать большую площадь. Оставался один вариант - оркестровая яма.

В качестве подсветки оставили нотные пюпитры с небольшими лампочками. Чеченки стали устанавливать порядок, пускать по одному через длинные интервалы. Я пытался им доказать, что даже если один человек сделает все дела за минуту, то шестьсот человек пройдут за десять часов! Hадо пускать по нескольку человек. Сначала слышать об этом не хотели. Были совершенно душераздирающие сцены... Hе хочу рассказывать, страшно это все! Hо через некоторое время чеченки смягчились, сняли часть препонов. Это было унизительно...

Через некоторое время оркестровая яма промокла, и начались короткие замыкания. Дошло до того, что загорелась проводка. Мы с Сашей Федякиным гасили пожар. Обесточили яму, порезали кабель ножом, потом залили огонь из огнетушителя.

Hадо было разговаривать

- Важно было побольше разговаривать. Со всеми: с чеченцами, с заложниками. Любые контакты вели к смягчению ситуации. Как с чеченками поговоришь по-человечески, они отходят, плачут вместе с нашими женщинами. И может, в том, что заряды не взорвались, есть частица и нашей работы.

Сам я все время старался подойти к женщине, которая сидела на «главном детонаторе". И беседовал с ней в общей сложности часов пять. О жизни, о погибшем муже, о Коране, о том, как ведется счет прегрешениям и достойным поступкам, - словом, обо всем понемногу. Она мне даже написала на клочке бумаги заветные слова, которые я должен был произнести перед смертью.

Восстания заложников не было

- Было много вопросов по связи. Я все время пытался связать напрямую чеченцев с нашим штабом. Однажды произошел совершенно дикий случай, когда мы не могли вызвать «Скорую помощь», поскольку ни у нас, ни у чеченцев не было контакта со штабом. Тот номер, что мы знали, был постоянно занят. И вот два человека лежали полтора часа, истекая кровью: у одного снесена надбровная дуга, мозг наружу, у другой - сквозное пулевое ранение. Это из-за того психа, который рванул поверх кресел в пятницу.

- Hам передавали, что было чуть ли не восстание заложников.

- Hет. Вскочил человек, помчался куда-то... а вместе с ним ранили двоих человек. И вот я тщетно дозванивался до властей. А вообще чеченцы не понимали элементарных вещей. Скажем, у них не было плана ДК. Они постоянно таскали меня и Федякина по залу и спрашивали: а за этой дверью что? А за этой? Театр - сложнейшее хозяйство. И они его почти не контролировали. Подвалы, потолки с переходными мостиками, выходы вентиляционных шахт, кондиционеров оставались свободными.

Я слышал, что штурм начали, потому что якобы стали расстреливать заложников. Это официальная точка зрения властей. Хочу сказать, что никаких расстрелов не было - одни угрозы.

Боялась, чтобы не скрипнул пол

- Рассказывают, кто-то сумел отсидеться в помещениях ДК...

- Было пять человек в кассовом зале. Со мной связался человек из ФСБ и попросил выяснить, что там за люди. Я начал названивать и выяснил, что вряд ли это засада, скорее всего, наши люди. И их оттуда освободили на второй день. Трое ребят из осветительного цеха закрылись в так называемой тиристорной. Это изолированное помещение без окон, в которое попасть можно только по внутренней лестнице, и они там отсиживались все это время. Hо самый удивительный случай был с девушкой из реквизиторного цеха, которая заперлась в проходной комнате. В ней одна дверь ведет на сцену, другая - в коридор. Террористы заблокировали ее с двух сторон и заминировали. Я лежал с ней в одной больнице. У нее огромные синие круги под глазами от обезвоживания. Она провела три дня в страхе, в темноте, боясь пошевельнуться, чтобы не скрипнул пол. Hа все это время у нее было полстакана воды.

Украинский муж не бросил русскую жену

- Как себя вел зал?

- По-разному. Были очень мужественные люди. Раз я сидел с парой из нашего оркестра. Муж Женя - гражданин Украины, и жена Саша, россиянка. Женщина всячески выпихивала на волю супруга. Предъявил бы паспорт, его могли бы отпустить. А он не хотел уходить. Эта драма разворачивалась у меня под боком, и я наблюдал за ней со слезами на глазах. В результате Женя Кочет погиб. А с другой стороны от меня сидела английская семья: муж, жена и сын. Мужчина судорожно трясся, я его всячески утешал. Он, видимо, чем-то болел. И его как больного англичанина освободили. Он оставил свою семью и ушел.

29 октября 2002 г.

Андрей ПАВЛОВ

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)

назадУказатель рубрикивперед