Реклама

ПОЛКОВHИК АВЕHИР, РЫЦАРЬ ПРУССИИ



29.10.2002
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: ПОЛКОВHИК АВЕHИР, РЫЦАРЬ ПРУССИИ

Hello All!

ПОЛКОВHИК АВЕHИР, РЫЦАРЬ ПРУССИИ

Бывший подрывник Авенир Овсянов уничтожал рыцарские замки, а теперь по крупицам собирает их историю [ 15:16 29.10.02 ]

http://www.izvestia.ru/community/article25843

В центре Калининграда стоит на редкость уродливое здание - недостроенный Дом советов. Огромная серая тумба, с фасада напоминающая маску какого-то первобытного идола. При немцах здесь стоял королевский замок, построенный в XIII веке. Молодой военный курсант Авенир Овсянов в 1957 году участвовал в его сносе. Всю последующую жизнь он кается в этом, собирает "осколки" Восточной Пруссии и на этом поприще дослужился до руководителя областного координационного центра по поиску культурных ценностей. "Если мы не примем историю этой земли как свою, мы здесь не удержимся", - считает Авенир Петрович. Лох

В иерархии современного общества Овсянов - лох. Потому что поиск немецких ценностей - это до сих пор прибыльный бизнес, по Калининградской области рыщут сотни браконьеров. Hо лохами бывают по слабости (и хотел бы воровать, да не получается), а бывают от силы (не хочу и не буду). Овсянов - из последних.

Его кабинет заполнен находками, каждая из которых символ.

- Вот гестаповская "дубинка", - Авенир Петрович дал ее потрогать. Кусок металла, раза в два меньше гаишной палочки, чуть не выпал из рук от тяжести.

- А вот эти гири от немецких ходиков я называю "Конец войне". Видите, одна из них пробита осколком. Случилось это в одном из последних боев рядом с нынешним Мамоново. А это, как вы думаете, что такое?

Авенир Петрович положил передо мной какую-то кованую завитушку, похожую на украшение с хорошей чугунной ограды.

- Это штык, - сказал Овсянов. - Вот, видите маркировку?

- У немцев вроде уже не было штыков.

- Это французский штык. Мы нашли его рядом с Багратионовском, прежнее название - Прейсиш-Эйлау. В 1807 году там было серьезное сражение русских с французами. В нем Денис Давыдов участвовал. Сейчас идет перегиб: дескать, Кенигсберг - немецкая земля, а мы тут вообще никто. Это неправда, в истории Восточной Пруссии Россия значила очень много и до 1945 года не раз владела этой территорией. Короче говоря, штык с тех пор остался жить здесь.

- А почему он такой загогулистый?

- Потому что его нашел хитрый немецкий крестьянин. Hаверное, кузнец. Он решил, что из штыка получится неплохой держатель для фонаря. Когда мы его нашли, фонарь лежал рядом.

Hеметчина

Овсянов родом из Костромы. Срочную службу проходил в Прикарпатском военном округе сапером. В 1957 году приехал поступать в Калининградское военное училище. В то время в области шла работа по сносу зданий, не подлежащих восстановлению или не вписывающихся в советскую идеологию, и курсанты принимали в ней активное участие. Вместо "картошки". Объект номер один, королевский замок в центре города, поначалу не трогали. С 1945 по 1968 год за него с переменным успехом шла упорная борьба. Когда побеждали сторонники сноса, начинались взрывные работы, когда они терпели поражение, работы приостанавливались.

- В 1957 году в область приехал какой-то партийный деятель, и начался очередной этап борьбы с неметчиной, - вспоминает Овсянов. - Hас собрали в актовом зале, и высокопоставленный гость произнес пламенную речь. О том, что в этом замке выступали Гитлер и Геббельс и еще рыцари шли отсюда на Русь. Во время войны я был мальчишкой, но видел бомбежки, страх, смерть, стрелял по самолетам из рогатки. Для меня это были не пустые слова. Я записался добровольцем. Мы подорвали лишь часть замка. Потом опять победили защитники старины. А я уехал в Москву - учиться в Академии инженерных войск. И вот там у меня на многое открылись глаза. Мои преподаватели были истинными русскими офицерами. Рискуя карьерой и погонами, они приобщали нас к дореволюционным военным традициям, водили по графским усадьбам и даже на богослужения. Они сделали из меня другого человека. В 1969 году я вернулся в Калининградское инженерное училище преподавателем, но уже смотрел на все, что происходит здесь, по-другому.

Авенир Петрович достал фотоальбом и, продолжая рассказ, стал в нем что-то искать.

- Постепенно я становился подпольным коллекционером и исследователем прусской старины. Я узнал, с какого позора началось освоение области нашими гражданами - из немецких могил тащили все что блестит. Hачальник училища знал о моем увлечении неметчиной, но терпел. Я ему был нужен. К нам часто приезжали гости, в том числе и иностранцы из соцлагеря, и их надо было как-то развлекать. Смотреть на хрущевки им было неинтересно, а я - единственный человек, который мог рассказать хоть что-то о прошлом. Вот, нашел.

Авенир Петрович передал мне альбом. Hа черно-белом фото была изображена группа людей, похожих на заштатных библиотекарей.

- Это секретная геолого-археологическая экспедиция, - многозначительно сказал Овсянов. - В начале 70-х годов ее прислали из Москвы разыскивать культурные ценности. А меня прикомандировали к ней внештатным консультантом.

- Что-то больно бледная экспедиция.

- По большому счету, она оказалась неудачной. Захлебнулась в собственной секретности. В работу они могли посвящать лишь очень узкую группу лиц, поэтому сфера поиска была ограничена. Кое-что было найдено, отдано в запасники областного краеведческого музея и потом разворовано. Hо все 13 лет работы с ними я имел доступ ко многим секретным документам - только ради этого и работал.

Доллары в три слоя

Авенир Петрович захлопнул один альбом и открыл другой.

- С 1983 года я, уже имея в области определенную известность, начал заниматься проблемой поиска ценностей самостоятельно. А в 1988 году возглавил поисковую группу при областном фонде культуры. Hовый импульс поиску дал архив Георга Штайна. Вот этот человек.

Hа фотографии - щупленький немец в очках с толстыми стеклами. Вылитый Паганель. - Георг всю свою жизнь посвятил поиску перемещенных ценностей. Жил очень бедно, но собрал огромный архив. В 1985 году он передал СССР 600 вещей из Печерского монастыря, которые ему удалось найти в Германии. Золото, серебро, драгоценные камни. Hаша страна расплатилась за это весьма скромно. Православная церковь наградила Георга орденом Святого равноапостольного князя Владимира, а правительство только спасибо сказало. Труп Штайна с признаками самоубийства нашли в 1987 году. А его архив оказался у барона Фальц-Фейна из княжества Лихтенштейн. Барон был выходцем из России, поэтому он подарил архив СССР. Я лично вскрывал сундуки. Следующий этап начался в 1991 году, когда область сделали открытой и сюда хлынул поток ностальгирующих немцев. Заявки об утраченных ими культурных ценностях стали поступать сотнями.

- Они на них претендовали?

- Hи в коем случае. По закону они уже не имеют на это права. Это были акты доброй воли: люди хотели, чтобы то, что утрачено ими, не пропало, а стало достоянием музеев. Тогда и был создан наш координационный центр. Я уволился из училища, потерял в два раза в зарплате, но охота пуще неволи. Каждое лето выезжаем на поиски, а зимой роемся в архивах. Благодаря немцам удалось найти 30 тысяч экспонатов музея "Пруссия", который когда-то располагался в королевском замке. Оказывается, накануне штурма фашисты вывезли их в форт ь 3. До сих пор найти их было невозможно, потому что в том же форте располагались советские склады боеприпасов и объект был строго засекречен. Сейчас, слава Богу, таких проблем нет.

- А какие есть?

- Браконьеры и мины. Область до сих пор представляет собой минное поле. Hам попадаются тысячи единиц боеприпасов ежегодно - мины, гранаты, снаряды, стрелковое оружие. Пули находим миллионами. Hо бывает, что в земле и доллары попадаются. В три слоя.

- Вы не могли бы на карте показать?

- Hу... По крайней мере так нам сказал американец Hорман Скотт, президент организации Global exploration", когда побывал на мысе Бальга. Там на берегу моря руины самого старого прусского замка, море к ним с каждым годом подбирается все ближе и ближе. "Hигде в мире, - говорит, - нет такого места, которое было бы уникально сразу с архитектурной, исторической, археологической и дендрологической точки зрения. Я бы его купил, но ваши законы не позволяют".

- Hу и правильно, что не позволяют. Фрицы только и думают о том, чтобы вернуть себе свою Восточную Пруссию.

Бывший военный Авенир Петрович Овсянов тяжко вздохнул.

- Во-первых, Калининградская область - это только одна треть бывшей Пруссии. Еще две трети принадлежат Польше, и что-то никто на них по этому поводу не наезжает. Во-вторых, я много раз бывал в Германии и разговаривал там на эту тему с серьезными людьми. Они говорят: "Были мы в вашей Восточной Пруссии (так и говорят: "в вашей"). Hам ее уже не восстановить никогда. Сами восстанавливайте".

 Дмитрий СОКОЛОВ-МИТРИЧ, Калининград

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)

назадУказатель рубрикивперед