Предупреждение



30.10.2002
Oleg Sheremetinsky, 2:5030/1400.34
Тема: Предупреждение

Привет, уважаемый All!

http://www.russ.ru/politics/20021029-bir.html

Русский Журнал. Политика Все дискуссии "Политики"

Сергей В. Бирюков Предупреждение

Итак, казавшийся фатальным узел "Hорд-оста" оказался развязан. Благодаря профессионализму спецслужб удалось спасти большинство заложников, захваченных боевиками М.Бараева в театральном центре.

Момент оказался действительно переломным, ибо Россия, помимо угрозы непоправимой человеческой трагедии, в эти двое суток балансировала на грани крушения политического режима и самого государства. Собственно, таких форс-мажорных ситуаций в новейшей истории России было уже несколько - достаточно вспомнить "черный октябрь" 1993 года, трагический и чудом не провалившийся штурм Грозного 31 декабря 1994 - 1 января 1995 года, захват боевиками Грозного в августе 1996 г. и последовавший за ним Хасавюрт, августовский дефолт 1998 г. и вторжение чеченских боевиков в Дагестан в августе 1999 г. Практически во всех этих случаях (исключая "черный октябрь" и хасавюртовскую капитуляцию), как и во время последних событий в Москве, российские государство и власть устояли за счет колоссального напряжения сил и призвания профессионалов, воспитанных еще в прежней, советской системе. Однако все эти весьма относительные успехи вовсе не дают российским властям и обществу повода для ликования и самообольщения. И прежде всего, потому что остается без принципиального ответа вопрос о том, почему стали возможны воспроизводящиеся с такой частотой "пограничные ситуации", ставящие под угрозу само существование государства.

Ведь и в последних событиях в Москве можно говорить о профессионализме чудом сохранившегося в годы потрясений "элитного слоя" ФСБ, и уже опосредованно - политического руководства России и членов штаба по освобождению заложников. Общая же оценка правоохранительных структур, допустивших подобные события, скорее негативная. И вполне резонно задаться вопросом, как выглядят на фоне разыгравшейся драмы профилактические мероприятия столичного ГУВД (операции "Сигнал" и "Вихрь-антитеррор"), контроль паспортного режима (регистрация) и практически отсутствующий контроль за миграционными процессами? Где эффективное международное сотрудничество в рамках "общей борьбы с терроризмом"? Где профилактика самого террора? И как смотрятся в свете "Hохч-оста" реляции российских военных об "усмирении" Чечни? Все это - принципиальные вопросы, ибо в случае вполне вероятного уничтожения террористами большой массы людей были бы обрушены не только рейтинг действующего президента и весьма условная общественная стабильность - но также разрушена поддержка гражданами собственного государства. Ибо для чего нужно государство, неспособное обеспечить безопасность мирных граждан в самом центре страны?

Все произошедшие события следует рассматривать как своеобразное предупреждение российским властям и обществу. Причем предупреждение едва ли не последнее - ибо в условиях накладывающихся друг на друга кризисов (социально-экономического, техногенного, демографического, морально-психологического) очередной подобный "инцидент" может привести к "обваливанию" самого Российского государства.

Первое предупреждение адресовано ко всем лицам, ответственным за ситуацию в Чечне. Произошедшее в Москве лишь подтверждает факт отсутствия необходимого контроля за ситуацией в республике, которая продолжает оставаться источником дестабилизации теперь уже в масштабах всей России. Впрочем, последнее неудивительно в свете отсутствия у федеральных властей сколько-нибудь существенного продвижения по следующим направлениям:

1) Hе создана полноценная система управления - способная стабилизировать республику военно-полицейская система управления так и не была создана, а поспешно созданная местная администрация не имеет необходимого веса и авторитета.

2) Hе нейтрализованы внешние источники поддержки боевиков и дестабилизации Чечни - и прежде всего, в лице международных террористических центров, а также собственно российских структур, разыгрывающих в своих интересах "чеченскую карту".

3) Hе ликвидирована инфраструктура боевиков, позволяющая им функционировать в качестве полноценной и эффективной армии.

4) Hе начат полноценный диалог с неформальными структурами власти и влияния внутри чеченского социума, которые сформировались в течение последнего десятилетия и способны оказывать существенное влияние на ситуацию в республике.

5) Hе решается проблема адаптации к условиям мирного существования выросшего на войне и входящего в активную жизнь молодого поколения чеченцев, к которому относились большинство захватчиков театрального центра в Москве, - как, впрочем, и проблема полноценной интеграции Чечни в российское экономическое, политическое и правовое пространство.

При этом многие действия федеральных властей на территории республики - поспешное сокращение военной группировки, отмена "боевых", уменьшение числа блокпостов, обязывание армейских и милицейских подразделений делать официальные предупреждения перед зачистками - видятся и вовсе сомнительными. В свете нерешенности вышеназванных проблем и при отсутствии ясной стратегии действий никакая интенсификация спецопераций "по горячим следам" не принесет сколько-нибудь ощутимого результата. Попытки же решить "чеченский вопрос" административно-правовыми мерами - путем перехода республики от якобы "колониального статуса" на статус "субъекта федерации с особыми правами" - и вовсе иллюзорны. Ибо полноценный политический субъект может образоваться только там, где уже присутствует более-менее консолидированный и цивилизованный субъект социальный. Расколотый, атомизированный и в значительной степени десоциализированный чеченский социум таковым субъектом не является - и поэтому никакой "корсиканский" либо "уэльский" вариант автономии в Чечне в нынешних условиях просто не сработает.

Второе предупреждение, связанное с "Hохч-остом", обращено к российской политической элите. Ибо приход во власть многочисленных "силовиков", усиление их личного и корпоративного влияния еще не означают ни повышения эффективности силовых структур, ни восстановления в нормальном объеме функций государства. И пока последнее будет представлять из себя раздробленное и приватизированное различными "группами интересов" аморфное и малоуправляемое образование, граждане России будут оставаться потенциальными заложниками басаевых, радуевых и бараевых. Патриотический пиар и высокий рейтинг президента, равно как и упования на "международную антитеррористическую солидарность", проблему в данном случае не решают. И поэтому отказ от "виртуальной политики", преодоление коррупции, а также влияния теневой экономики и криминала - единственная возможность выживания для российского "правящего класса".

Третье предупреждение адресовано уже самому российскому обществу, представители которого - рядовые граждане - оказались в заложниках у чеченских боевиков в помещении театрального центра на Дубровке. Трагедия показала, насколько обманчива и опасна распространенная сегодня в российском обществе идея "автономного" существования граждан по отношению к государству. Идея, принятая на веру как преуспевшими (условный "средний класс"), так и опустившимися на социальное дно. Основа этой идеи - твердая убежденность многих в том, что можно не платить налоги, не служить в армии, не выплачивать полноценные взносы в Пенсионный фонд, и т.д. - и при этом сравнительно комфортно существовать в некоем условном социальном пространстве, основанном на "неформальных связях и отношениях". Однако нужно помнить, что такие "неформальные" (или "короткие" - в терминологии Р.Патнэма) связи обеспечивают выживание в "микросреде", но не способны создать то, что обеспечивает выживание государства и общества в целом - полноценной финансовой и налоговой системы, развитой социальной сферы, системы образования и здравоохранения, и что особенно важно - силовых структур. Поэтому, помимо существующих отношений конкуренции между государством и обществом, между ними должна существовать определенная степень партнерства, доверия и взаимного влияния - в интересах общего выживания; государство должно перестать быть пасынком у квазигражданского общества. Соответственно, "этика коммерции", преобладающая сегодня во всех "срезах" российского общества, должна быть дополнена "этикой долга" - иначе эффективное государство просто невозможно.

Все это заставляет нас обратиться к политическому руководству России, заметно повысившему после последних событий свой рейтинг. Способно ли оно использовать данный ему обстоятельствами и обществом (и возможно - последний) "кредит доверия", чтобы перейти от функционирования в режиме "dеus ex machina" и опоры на "субъективный фактор" к реализации продуманной политической стратегии, понятой и поддержанной большинством сограждан? Думается, что ответ на этот вопрос мы получим уже в скором времени.

-- С уважением, Шереметинский Олег «Wed Oct 30 20:24:09 2002» mail-to: sheremetinsky@kaluga.ru (г. Калуга) --- slrn/0.9.7.4-asp (Linux) * Origin: Гусара триппером не запугаешь! (2:5030/1400.34)

назадУказатель рубрикивперед