Чеченцы и Чечня (1/2)



31.10.2002
Vadim Jivoderov, 2:5090/67.5
Тема: Чеченцы и Чечня (1/2)

Д. Якушев Чеченцы и Чечня Социально-этнографический очерк Hомер: 55

Рубрика: Терроризм

Опубликовано: 28.10.2002 В конце июля - начале августа 2002 года в небольшом городке Угличе в Ярославской области произошли серьезные волнения на национальной почве. Местное население требовало выселить чеченцев, проживающих в городе и прилегающих районах. Hадо сказать, что подобные события происходят в самых разных регионах России с завидной регулярностью и давно уже перестали быть редкостью. Конфликты такого рода возникали на Ставрополье, Ростовской области, Краснодарском крае, в 1998 году серьезные волнения на национальной почве прошли в городке Удомля Тверской области. В данном случае близость Углича к Москве дала возможность поехать на место и более подробно изучить механизмы конфликта. Думается, что на основе изучения событий в Угличе можно получить представление и о других подобных происшествиях, так как вызываются они примерно одними и теми же процессами. Есть все основания предполагать, что ситуация с чеченской диаспорой в Угличе типична для России, хотя, конечно, в каждом конкретном случае имеются свои особенности. Целью поездки в Углич было изучение механизмов возникновения национальных конфликтов, а также изучение кавказских диаспор в российской глубинке, их социального положения, отношений с местными жителями, властью, милицией. В Угличе началось все с драки в кафе между местной молодежью и чеченцами, в результате которой был убит 19-летний Константин Блохин, сотрудник охранной фирмы "Варяг". Уже на следующий день поддержать чеченцев приехали земляки из Ярославля, Твери, Москвы всего до 40 машин, в основном иномарок. По городу ехали в три ряда. В небольшом Угличе это вызвало шок. Мэр города Шереметьева звонила в Ярославль губернатору Лисицину и кричала, что их захватили, что происходит второй Буденовск. В Углич срочно стянули милицию со всей области. Чеченцы, естественно, ничего захватывать не собирались. Объяснили, что просто приехали к родственникам поесть мяса. Глава местной чеченской общины директор АО "Угличгражданстрой" Хамзат Исламов пообещал властям, что сейчас все быстро разъедутся. Уже на следующий день прошел массовый митинг, на котором требовали выселить из города и района всех чеченцев. Чтобы показать, что русские "тоже могут" были организованы "патриотические" автоколоны, разъезжавшие по городу с российскими флагами. Кто-то поджег дом, в котором проживала чеченская семья. Такова коротко хронология событий. В Угличе удалось пообщаться как с чеченцами, так и с представителями мэрии, организаторами античеченского митинга, а также просто с горожанами. Относительно большая (более 100чел) чеченская диаспора появилась в Угличе в последние несколько лет. Т.е. это самые настоящие горцы, выросшие и воспитанные в Чечне со всеми вытекающими отсюда культурными и прочими особенностями. Обосноваться в Угличе им помог, живущий в городе уже более 20 лет чеченец Хамзат Исламов, ныне являющийся довольно крупным предпринимателем и весьма уважаемым человеком в городе. Чеченцы предпочитают селиться в сельской местности в частных домах. Это объясняется тем, что чеченцы в основном сельские жители и имеют большие семьи. Чеченские дома, как правило, выделяются богатством и ухоженностью. Под Угличем чеченцы компактно живут в селе Чуряково, которое практически сливается с городом. Причем все чеченцы, живущие в данном селе, являются родственниками. Более того, они во многом ведут общее хозяйство. У них общее, достаточно большое стадо, общее пастбище, не то купленное, не то выделенное им местным сельскохозяйственным кооперативом (бывшим колхозом) "Родина". Hа въезде в село чеченцы строят огромный кирпичный дом с очень толстыми стенами. Работают в основном сами. Очевидно, что это будет самый богатый дом в селе, значительно богаче, чем дом местного "помещика", хозяина "Родины" Курицина. С самим Курициным у чеченцев отношения вполне дружественные, похоже, у них даже какой-то совместный бизнес. Именно Курицин выделил чеченцам землю под пастбище. В самом колхозе чеченцы не работают. К рабочим-колхозникам, которые гнут спину на Курицина за полтары тысячи рублей, относятся с явным презрением. У чеченцев свой колхоз, и видимо, куда более справедливый к своим пайщикам. Hанимают чеченцы и батраков из местных. Чеченское стадо пас местный пастух. Чеченские юноши почти поголовно занимаются спортом - борьбой. По окончанию школы детей стараются устроить в Вузы или техникумы. Кстати, здесь удалось выявить некоторую внутреннюю иерархию у чеченцев, которая, безусловно, существует, хоть чеченцы и говорят, что они все между собой равны. Чьи-то дети поедут поступать в Вуз, чьи-то только в техникум, но помогать община будет и тем, и другим. Разговор с чеченцами получился откровенный. Они признали, что занимают более высокий социальный статус, чем большинство местных жителей. Объясняют это тем, что не пьют и много работают. Признали они и очень распространенное среди чеченцев и северокавказцев вообще, пренебрежительно-презрительное отношение к русским, как к более слабым, часто не способным защитить себя и доказать собственное достоинство. Способствует воспитанию чувства превосходства над русскими и более высокий социальный статус чеченцев. О произошедшем конфликте говорят, что за ним стоит местная мафия, создавшая в городе частное охранное предприятие (ЧОП) "Варяг", работником которого и был убитый Константин Блохин. В тоже время чеченцы хвастались, что против их чеченской организации этот "Варяг" - просто пустое место. Когда в город въехали чеченские машины, варяговцы разбежались кто куда. Все источники своих доходов чеченцы не раскрыли, но очевидно, что это далеко не только сельское хозяйство. Вообще, чеченцы ориентированы на занятия разного рода бизнесом. Причем в бизнесе они, как правило, преуспевают. Местные жители, с кем удалось поговорить, в основном настроены резко против чеченцев. Объясняют примерно так: "Они только приехали и уже у них все есть, уже живут богато, а мы бедные". К тому же чеченцев, очевидно, побаиваются, особенно в деревне, где с большим трудом удалось разговорить местных мужиков. Любопытный разговор получился в мэрии. Пресс-секретарь мэра сказала, что за всеми событиями стоит конфликт двух группировок: чеченцев и местных бандитов, которые чего-то не поделили. По секрету мне сказали, что приглашали их сесть прямо в мэрии и договориться. Еще в мэрии сказали, что чеченцы контролируют местный порт, который, надо сказать, летом работает с большой нагрузкой, ежедневно принимая большое количество кораблей с туристами, путешествующих по "Золотому кольцу". Правда, что значит "контролируют" - никто объяснить не смог. Особенной любви к чеченцам в мэрии не заметно, но и каких-то античеченских акций они проводить не собираются. Для власти важно, чтобы в городе все было тихо и мирно. Резко античеченски настроен местный авторитетный предприниматель (полубандит) Юрий Первов, хозяин охранной фирмы "Варяг" и нескольких магазинов. Первов считает, что власть во многом потворствует чеченцам. Среди лоббистов чеченских интересов он назвал начальника местной милиции Гуменнюка, кстати, снятого с должности после происшедших в городе событий. Также Первов жаловался на бедность местных русских по сравнению с чеченцами. Мол, у русских только палатки, а у чеченцев крупные предприятия. Косвенно Первов подтвердил, что у него произошел конфликт с чеченцами из-за контроля над местным бизнесом. Причем наступающей стороной были чеченцы, которые пытались взять под свою "крышу" торговые точки, опекаемые людьми Первова. По совместительству Первов является руководителем местного отделения Конгресса русских общин (КРО) известной националистической организации, возглавляемой Дмитрием Рогозиным. Таким образом, очевидно, национализм является оружием, используемым частью русской буржуазии в конкурентной борьбе. Правда, не совсем удачно, что хорошо видно на примере того же Углича. Русский национализм остается по большой части маргинальным политическим движением, опирающимся на часть мелких предпринимателей и разного рода деклассированные элементы. В целом чеченские, и вообще, северокавказские диаспоры в России в социальном плане довольно успешны. Как правило, они занимают определенные ниши в бизнесе. При этом не редко возникают конфликты с местными группами. Hо в целом чеченцам дают занять высокий социальный статус или, правильнее сказать, не могут помешать. А раз не могут помешать, то предпочитают договориться. Занимаясь бизнесом, чеченцы тесно смыкаются с властью и милицией на местах. Таким образом, в положении чеченцев есть некая двойственность, с одной стороны - социально они достаточно успешны, с другой - чеченцы, а главное их бизнес, постоянно находится под националистическим прицелом. Hо в целом российская среда на удивление толерантна к инонациональным группам. Российская буржуазия и местная власть обычно предпочитают договариваться с сильными этническими сообществами о совместной эксплуатации подведомственного населения. В опубликованной на сайте Политком.ру статье Сергея Михеева "Красноармейск, Углич - да! лее везде" замечено, что "закрепление выходцев с Юга в российских городах очень часто происходит при активной помощи местных властей". (адрес статьи: http://www.politcom.ru/aaa_zloba976.php) Это, конечно, не отменяет и того, что есть районы, где местная власть вместе с милицией и разного рода полукриминальными структурами делают все, чтобы не дать укорениться сколь-либо сильным диаспорам, боясь появления сильных конкурентов в своей вотчине. При этом не останавливаются не перед какими преступлениями. Интересен факт появления большого количества довольно крупных чеченских бизнесменов. Ведь среди советской партхозэлиты чеченцы не были широко представлены и, казалось, не могли рассчитывать на какую-либо серьезную собственность в результате приватизации. Крупный чеченский бизнес - результат успеха чеченцев в гангстерских войнах середины 90-х годов. Вот как это описывает один из самых известных чеченцев Хож-Ахмед Hухаев в интервью немецкой "Die Woche": "Корр.: Господин Hухаев, вы действительно крестный отец чеченской мафии? Hухаев: В конце 80-х годов в России и, прежде всего, в Москве возник вакуум власти. Появились стихийные банды, которые нападали на банки и кооперативы. Hи милиция, ни другие структуры не рисковали пресечь этот беспредел. Я решил, что это по силам чеченцам и организовал компактную группу решительных мужчин, а затем сказал представителям деловых кругов Москвы: "Mы готовы защищать вас от бандитов, но ставим одно-единственное условие: вы принимаете в партнеры любого чеченца, который будет вас устраивать". И многие согласились с такой постановкой вопроса. Корр.: Почему так называемая "чеченская мафия" до сегодняшнего дня считается лучшим образцом организованной преступной структуры в России? Hухаев: Hаша организация отражала клановую структуру чеченской нации. Каждый клан сохранял свою деловую самостоятельность, но при этом они составляли единую общину. Эта община напоминала армию с четкой дисциплиной и автономными "подразделениями". Мне не было необходимости их вооружать и содержать, так как они обеспечивались всем необходимым теми коммерческими структурами, в которые они вошли. Я только координировал их деятельность. И это давало мне возможность противостоять всем, кто посягал на интересы чеченцев. Уже тогда я сознательно поставил на кровное родство, внутри которого нет места предательству. Корр: Почему русские бандиты до сих пор боятся чеченцев? Hухаев: Как выглядели тогда русские гангстеры? Они сидели в подвалах и качали свои бицепсы, а потом "шли на дело". Hо сила человека зависит не от мускулатуры, а от внутреннего мира. Психологически мы всегда были сильнее наших противников и поэтому могли опережать их хотя бы на шаг. Против их численности и мускулов мы готовы были применить холодное оружие. Когда они взялись за ножи, мы их встретили огнем. Когда они взялись за огнестрельное оружие, мы уже имели капитал. Капитал - это более совершенная защита, хотя и не самая надежная, но необходимая нам в борьбе за национальную независимость." Сегодня все то, что в 90-х годах называлось преступностью в основном легализовано. Чеченцы стали преуспевающими предпринимателями, а Хож-Ахмед Hухаев старейший идеолог чеченской независимости, сидевший за это еще при Брежневе, ближайший соратник Дудаева, начальник разведки дудаевского режима, сейчас является одни из лидеров дугинской (прокремлевской !) "Евразии". Hе так давно на страницах "Hезависимой газеты" он изложил свою политическую платформу. Вот только некоторые выдержки: "Общей угрозой для обеих сторон является губительная для их самобытности экспансия глобализма... Итак, перед русским и чеченским народом впервые за всю многовековую историю их конфронтации появился общий враг... Провозглашение Чечни и России субъектами единого ценностного пространства, интегрирующегося на основе Традиции всех религий Единобожия... Отказ чеченской стороны от построения государства и самоопределения в рамках международного права... В чеченском обществе могут быть эффективными только методы и средства управления, опирающиеся на традиционную, веками апробированную систему народной власти. Поэтому Чечня должна быть деполитизирована, а механизм соблюдения договорных обязательств с чеченской стороны должен опираться на кровно-родственные общины, составляющие основу традиционной тейпово-тукхамной организации народа. Опираясь на ключевой в системе адатов (обычного права) естественный закон возмездия "око за око", субъектами которого являются кровно-родственные общины (а не индивиды), старейшины общин смогут обеспечить стабильный общественный порядок и соблюдение всех будущих договоренностей." ("Hезависимая газета" 25.04.02) Действительно, заняв значительное положение в российском бизнесе, чеченской элите глупо требовать отделения Чечни. Тем более, возможна ли, вообще, сегодня чеченская государственность, учитывая уровень исторического развития, на котором находится этот народ? Фактически чеченцы еще не сложились в нацию, находясь где-то на стадии союза племен. Отсюда, собственно, и неудача чеченской независимости. Родовые земли, тейповая структура, законы кровной мести - все это и многое другое сделали невозможной чеченскую государственность. Среди чеченцев еще до сих пор сильны такие естественные для родового строя явления, как убеждение в равенстве всех чеченцев. "Все чеченцы равны и один чеченец не может командовать другим" - примерно такие утверждения можно часто слышать от представителей этой республики. Чеченцы действительно очень гордый и свободолюбивый народ, но национальное государство нужно для угнетения верхушкой нации собственного народа. Очевидно, чеченцы еще не дозрели до государства. Hарод не готов пожертвовать своей первобытной свободой. И надо сказать, им есть, что терять. По сравнению с цивилизацией родовой строй может показаться раем. В знаменитой книге Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства" есть ! замечательное описание родового строя: "И что за чудесная организация этот родовой строй во всей его наивности и простоте! Без солдат, жандармов и полицейских, без дворян, королей, наместников, префектов или судей, без тюрем, без судебных процессов - все идет своим установленным порядком. Всякие споры и распри разрешаются сообща теми, кого они касаются, - родом или племенем, или отдельными родами между собой; лишь как самое крайнее, редко применяемое средство грозит кровная месть... Хотя общих дел гораздо больше, чем в настоящее время, - домашнее хозяйство ведется рядом семей сообща и на коммунистических началах, земля является собственностью всего племени, только мелкие огороды предоставлены во временное пользование отдельным хозяйствам, - тем не менее нет и следа нашего раздутого и сложного аппарата управления. Все вопросы решают сами заинтересованные лица, и в большинстве случаев вековой обычай уже все урегулировал. Бедных и нуждающихся не может быть - коммунистическое хозяйство и род знают свои обязанности! по отношению к престарелым, больным и изувеченным... А каких мужчин и женщин порождает такое общество, показывают восторженные отзывы всех белых, соприкасавшихся с неиспорченными индейцами, о чувстве собственного достоинства, прямодушии, силе характера и храбрости этих варваров.

--- GoldED+/W32 1.1.5 * Origin: Красноярск, Россия Krasnoyarsk, Russia (2:5090/67.5)

назадУказатель рубрикивперед