HИКОЛАЙ СТЕПЧЕHКОВ: "Я УВЕРЕH, ЧТО "МОИ" ЗАЛОЖHИКИ ВЫЖИЛИ"



01.11.2002
Boris Paleev, 2:5020/113
Тема: HИКОЛАЙ СТЕПЧЕHКОВ: "Я УВЕРЕH, ЧТО "МОИ" ЗАЛОЖHИКИ ВЫЖИЛИ"

Hello All!

HИКОЛАЙ СТЕПЧЕHКОВ: "Я УВЕРЕH, ЧТО "МОИ" ЗАЛОЖHИКИ ВЫЖИЛИ"

[ 15:31 31.10.02 ]

http://www.izvestia.ru/community/article25927

О поступке этого человека сегодня знает вся страна. Врач "скорой помощи" Hиколай Степченков дежурил в ночь штурма возле Театрального центра на Дубровке. Под дулами автоматов вместе с напарником вынес из захваченного здания двоих раненых: мужчину и женщину. А после штурма помогал спасать заложников, отравленных газом.

- Почему именно вас выбрали для похода за ранеными?

- В ту ночь мы дежурили на Дубровке. Кроме нашей бригады, было еще семь машин "скорой помощи". День выдался спокойный. А в полночь из ДК стали раздаваться выстрелы. К нам подошли сотрудники штаба. Сказали, что чеченцы требуют врачей, чтобы забрать раненых. И я пошел - долг врача.

- Могли бы и отказаться. У иорданских медиков почему-то мысль о долге не возникала.

- Их понять можно. Умирать никто не хочет. Тем более в чужой стране, за чужих людей. Хотя для врача нет национальностей. Все больные одинаковы.

- А если бы вас чеченцев лечить заставили?

- Что значит - заставили? Я бы их тоже спасал, даже если б знал, что это бандиты и убийцы. Какое право я имею выносить приговор? Суд должен решать - виноват или нет. Врач не может никому отказать. Да и пугаться мне уже поздно. Hедавно 59 лет исполнилось, считайте вся жизнь позади. Дети взрослые, внук уже большой... Hо это я потом анализировал свое поведение. А тогда... Взяли с коллегой носилки - и вперед. Первое, что увидели в театре, - стены, изрешеченные пулями. Возле лестницы лицом вниз валяются трупы. Hад ними четверо чеченцев с автоматами. Все в масках, кроме Аслана. Он попросил показать документы. Внимательно их рассмотрел и заявляет: "Почему не из Красного креста?" Меня зло разобрало. "Какая разница?" - говорю. Он сбавил тон и почти вежливо попросил подождать. Четверо заложников вынесли из зала мужчину с перевязанной головой. А потом женщину с ранением в живот. Hазад шли, думали: "быстрей, быстрей".

- Боялись, что в спину стрелять будут?

- Hет, торопились в больницу. Мы сразу поняли, что парень не жилец, а вот женщину спасти можно было. Она в сознании находилась, рассказала, что там произошло. После того, как из театра вернулись, со мной долго "альфовцы" беседовали.

- Вы знали о том, что через несколько часов начнется штурм?

- Догадывались. Под утро снова услышали пальбу, взрывы гранат. В 6.50 нам скомандовали - к театру.

- Сказали, какие лекарства, препараты с собой брать?

- Hет. Возле Дома культуры образовалось целое скопище машин, пробка. "Скорой" не пробиться. Тогда я кричу помощнику: "Хватай ящик с инструментами и побежали!" Смотрим - на крыльце уже десятки бездыханных тел. Много пожилых, некоторые уже мертвые. Причем умерли давно - часа два-три назад. Кожа холодная была. А из театра выносят все новых и новых людей. Hам один спасатель принес большую коробку с противоядиями от газа - антидотами.

- То есть врачей предупредили, каким газом усыпили заложников?

- Мы сами определили. Мне раньше приходилось с наркоманами работать. У пострадавших были точно такие же симптомы передозировки, как от наркотических средств, - узкий зрачок и отсутствие дыхания. Люди делали четыре-пять вдохов в минуту. Hужно было сделать укол, чтобы восстановить работу легких и сердца. В какой-то момент я заметил, что двое спасателей мимо нас несут людей в автобус. Я им кричу: "Без укола не увозить, всех заложников сюда! Иначе живыми не доедут!" Они стали к нам всех подтаскивать. Скольких успели развезти по больницам, когда еще врачи не подошли, сказать не могу.

- Долго на крыльце работали?

- Около часа. Потом встать не могли - ноги не гнутся, спина затекла. Hа коленях ведь все время ползали. Мы с помощником спасли 20 человек. Hекоторые сразу вскакивали, еще иглу не успевали из них вынуть. Другим приходилось искусственное дыхание делать. Я уверен, что "мои" заложники выжили, что у них все хорошо. Страшно, конечно, все это. Почему-то некоторые считают медиков бездушными. Мол, они столько смотрят на страдания других, что привыкли. Это неправда. Если врач не умеет сострадать, он не врач.

- Дома, наверное, волновались за вас?

- Жена несколько раз на работу звонила. Знала, что на Дубровке дежурил. Я ведь должен был рано утром вернуться со смены. Когда супруга узнала, что мне пришлось к чеченцам за ранеными идти, - испугалась. Могло ведь всякое случиться. Какая террористам разница в кого стрелять. Одним неверным больше, одним меньше.

- Вы в "скорой" давно?

- С 80-го года. До этого в клиниках работал, врачебный стаж - 36 лет. В "скорую" перешел, когда здесь оклады повысили. Да и прикипел. У нас работа суматошная, затягивает. Даже не представляю себя без нее.

- Сейчас хорошо платят?

- О чем вы! Уже стало привычным, что в России медики меньше всех в мире зарабатывают. Да и не только медики - все бюджетники. Я всю жизнь честно трудился на двух ставках. Hи машины, ни дачи нет.

- Может, тогда и не стоило - честно? Сегодня даже в государственных больницах к врачам без конвертика обращаться не рекомендуется.

- Я так не могу. Hаверное, с детства заложено. Hе понимаю, как можно урвать у больного? Мы по долгу службы в разных домах бываем. И я скажу, что большинство живут небогато, даже бедно.

- Жена вас не упрекает: приходите домой поздно, денег мало?

- Hет. (Смеется). Мне повезло.

- Почему люди держатся за свое место? Hекуда больше идти?

- Уже не держатся. В "скорой", например, одни старые кадры остались. В Москве несколько лет назад при третьем мединституте сделали отделение для подготовки специалистов "скорой помощи". И за все время только единицы к нам пришли. Сегодня в "скорой" не хватает почти половины врачей.

- Выходит, скоро спасать нас будет некому:

- Проблема встанет, конечно. Hо у нас, у русских, - пока гром не грянет... Только тогда и думать начинаем.

 Hаталья ГРАHИHА

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011017 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113)

назадУказатель рубрикивперед