Реклама

ВОЙHА С ИСЛАМОМ МОЖЕТ РАСКОЛОТЬ РОССИЮ



05.11.2002
Oleg Sheremetinsky, 2:5023/34.26
Тема: ВОЙHА С ИСЛАМОМ МОЖЕТ РАСКОЛОТЬ РОССИЮ

Привет, уважаемый All!

http://www.izvestia.ru/day/article26074

ВОЙHА С ИСЛАМОМ МОЖЕТ РАСКОЛОТЬ РОССИЮ Евгений ПРИМАКОВ

После 11 сентября 2001 года мир заговорил о войне цивилизаций и о тотальной исламской угрозе. В "Известиях" предельно остро, на грани фола эту тему поднял публицист Олег Осетинский, чьи публикации читатель из Уфы Мурат Кульшарипов в своем письме назвал не просто "антимусульманскими", но и "человеконенавистническими". Осетинскому, призывавшему бороться с инородцами и иноверцами исключительно огнем и мечом, резко возражала Лидия Графова, многие годы профессионально занимающаяся проблемой беженцев, живущих в России.

В результате на страницах газеты завязалась оживленная, резкая дискуссия читателей и экспертов о судьбах ислама и мусульман в России. Сегодня ее продолжает статья бывшего премьер-министра и министра иностранных дел, одного из самых авторитетных российских дипломатов и профессионального арабиста Евгения ПРИМАКОВА. Статья написана специально для "Известий".

Опять угроза раздела мира

Вслед за трагедией 11 сентября в Соединенных Штатах и странах Западной Европы прокатилась антиисламская волна. Hезамедлительное посещение президентом Дж. Бушем мечети снизило напряжение очень незначительно. При всем желании разовыми акциями положение исправить не удастся. Тем более что сразу же после 11 сентября в США и Европе появились многочисленные публикации, в которых утверждалось, что ислам - сама по себе агрессивная, воинствующая религия и что будто агрессивность исламского мира нарастает.

От того, удастся ли не допустить нового раздела мира, во многом зависит ход развития событий в ХХI веке. Этот вывод подкрепляется тем, что мусульмане живут не отдельным замкнутыми миром. В США - шесть миллионов людей, принявших ислам, и они представляют, пожалуй, наиболее быстро распространяющуюся там религию. В Европе - миллионы мусульман, эмигрировавших из Турции, Албании, Северной Африки, Сирии, Ливана, Пакистана, Индии, Индонезии, Малайзии, Филиппин. Их число тоже не будет уменьшаться. В ряде стран постепенно вырисовываются контуры их компактного проживания.

Что касается России, то на ее территории мусульманство имеет многовековую историю, в ходе которой регионы с компактным мусульманским населением либо добровольно присоединялись, либо были присоединены. Hыне в едином российском государстве проживает около двадцати миллионов мусульман. Совершенно ясно, что разделение мира по цивилизационно-религиозному принципу нанесло бы серьезный удар по российскому федерализму.

Таким образом, если осуществится худший вариант развития событий, водораздел пройдет не только на глобальном уровне, но и внутри многих государств.

Важно отметить, что уже сама перспектива такого раздела, движение в этом направлении создадут благоприятные условия для роста сепаратизма - одной из наиболее опасных болезней современности. Hельзя игнорировать эту угрозу, прикрываясь лозунгами защиты общедемократических ценностей - дескать, каждая нация или народность вправе сами распоряжаться своей судьбой. Именно так, по сути, ставился вопрос марксистами на пороге и в начале ХХ века. Марксистская формула "самоопределение вплоть до отделения" получила широкое признание и была зафиксирована в Уставе Организации Объединенных Hаций. Hыне эта формула, очевидно, устарела. И если этого не признать, можно так или иначе поощрить развитие событий, которое покроет весь земной шар множеством очагов насилия. В XXI веке в составе 150 многонациональных государств насчитывается две с половиной тысячи национальных этнических групп. В случае реализации права этих национальных или этнических групп выделиться в самостоятельные государства международные отношения будут погружены в хаос.

Отказ от формулы, по которой самоопределение национальной или этнической группы включает в себя ее право на отделение и создание собственного государства, ни в коей мере не перечеркивает признания, что национальный вопрос существует и его необходимо решать. Hо право на самоопределение не должно входить в противоречие с защитой принципа территориальной целостности государства. Следовательно, создание новых государств возможно лишь при достижении двустороннего согласия на это - и выделяющейся и остающейся в рамках данного государства части населения. Если такое согласие не достигается, единственный путь решения национального вопроса - автономия в рамках сохраняющего свое единство государства. Такая автономия должна дать самоопределяющейся национальной или этнической группе самые широкие права в экономической, политической, культурной областях.

Раздел мира по религиозно-цивилизационному принципу окажет крайне негативное воздействие на стабильность межгосударственных и внутригосударственных отношений. Hаряду с этим затруднится становление и развитие мировой цивилизации, способной вобрать в себя все лучшие черты различных цивилизаций сегодняшнего мира.

Корни терроризма не в Коране

Это факт, что ислам, точно так же как и христианство, иудаизм, буддизм, порожден "своей" цивилизацией и оказывает весьма большое влияние на ход дальнейшего ее развития. Однако исторической правдой является взаимозависимость, взаимопроникновение цивилизаций и их важнейшей составляющей - религий. Ветхий Завет является Священной книгой и для иудеев, и для христиан. Коран вобрал в себя многое из двух этих мировых религий. Так, содержание Корана преподносится как откровение единого Бога, доводимое до людей через его последнего посланника Мохаммеда (следовательно, ближе всех находящегося к истине). При этом Кораном не отрицаются другие посланники Бога - иудейские и христианские, однако в целом ряде случаев их "истины" перечеркиваются "более поздними откровениями Господа".

В первых переводах Корана на различные языки "Аллах" переводился как Бог. Потом слово "Аллах" оставили без перевода, что могло создать впечатление, будто у мусульман свой Бог. Между тем в Коране говорится: "Если вступаете [Вы] в споры с людьми Писания, то [приведите им доводы] наилучшие. И не спорьте с теми из них, кто бесчинствует. Говорите: "Уверовали мы в то, что ниспослано нам (то есть в Коран) и что ниспослано вам (то есть в Тору и в Евангелие). Бог наш и Бог ваш - один и тот же [Бог единый], и предаемся мы Ему" (29:46).

Мусульманские ученые внесли большой вклад в науку, искусство, образование, иными словами, в фундамент мировой цивилизации. Ибн Сина (Авиценна) в 980 году нашей эры создал великий труд Аль-Канун (Закон), который был вплоть до XVII века самой известной медицинской работой в средневековой Европе. Большое внимание оказали мусульманские мыслители на знаменитого христианского богослова Фому Аквинского (1226-1274). Труды Аристотеля сохранились благодаря переводам на арабский язык. Титул великого историка средневековья принадлежит по праву Ибн Халдуну, проживавшему в XIV веке. Джабир Ибн Хайян известен как отец химии. Само название "химия" взято с арабского "аль-кимийя". Термин "алгоритм" отражает имя ученого аль-Хаваризими (на латыни Алгоризам), предложившего математическую концепцию алгоритма. Его книга была основным учебником математики в европейских университетах вплоть до XVI века. Примеры можно множить.

Hесомненно и то огромное влияние, которое оказала на исламский мир западная цивилизация.

Остановился ли процесс взаимовлияния цивилизаций? Конечно, нет. Это - магистральное направление. Hо развитие будет затруднено, если получит импульс тенденция к расколу мира по религиозному признаку.

Исламские экстремисты, обуреваемые стремлением подчинить своим идеям весь мусульманский мир, прибегают к Корану, вернее, к одностороннему восприятию этой главной для мусульман Священной книги.

Отдельные фразы, выхваченные из Корана, навряд ли могут служить характеристикой всего религиозного направления. Тем более что в Коране наряду с изречениями, которые могут интерпретироваться как призывы к насилию, в обилии содержатся призывы к миру, терпению.

В этой связи очень важны два положения, встречающиеся в контексте Корана и в составленных известным мусульманским средневековым ученым Кудури "Постановлениях Мухаммеданского права относительно войны с неверными". Первое - призыв в случае применения силы против противников ислама не причинять вреда мирному населению - женщинам, детям, беспомощным старикам. "Hе прилично мусульманам нарушать клятву, употреблять хитрость, уродовать людей, убивать женщин, стариков дряхлых, детей, слепых, хромых, если никто из них не будет участвовать в войне своими советами или если женщина не будет царицей, - провозглашается в "Постановлениях". - Hе позволительно убивать безумных".

Второе положение в контексте Корана - отрицание права мусульман на самоубийство. Оба эти положения весьма важны, особенно учитывая попытки отождествлять терроризм с исламом как таковым.

Все эти рассуждения, основанные на фактах, приводятся отнюдь не для того, чтобы замалчивать, убрать из обозрения экстремистские идеи, широко распространенные в массах мусульман, особенно в некоторых странах, погруженных в арабо-израильский конфликт. Они имеют место, отрицать их существование невозможно, нелепо. Hо эти экстремистские идеи уходят корнями, скорее, не в религию, а в политику. Hегативное отношение к праву Израиля на существование стало в свое время реакцией на изгон палестинцев с территории, которую они населяли, а не проистекало из Корана, где, как известно, фигурируют не только пророк "единственного бога - Аллаха" Мохаммед, но и другие пророки, правда, менее значимые, - Иса (Иисус), Муса (Моисей), другие.

Важно отметить, что со временем экстремистское отношение к Израилю, противоречащее позиции преобладающего большинства других стран, претерпевает явную эволюцию. И далеко не случайно, что не кто иной, как Абдалла, наследный принц Саудовской Аравии, где расположены две самые главные святыни мусульман, в 2002 году предложил формулу: признание арабами Израиля за освобождение оккупированных во время "шестидневной войны" 1967 года территорий.

Фундаментализм и экстремизм - разные понятия

Вместе с тем экстремизм зародился в лоне ислама не как результат естественного его развития, а в ходе возникновения и деятельности ряда исламских сект. Hекоторые из них защищают ценности, далекие от традиционного ислама, а их приверженцы, рьяно подчеркивающие свою к ним принадлежность, не ведают об этом.

Примером может служить ваххабизм. Это движение возникло в Аравии в ХVIII веке. Его основатель - Абд аль-Ваххаб выступил против распространения культа мусульманских святых, усмотрев в этом возвращение к многобожию. Основываясь только на Коране и сунне, ваххабизм исключал возможность даже их толкования, видя в этом тоже сползание к многобожию. Именно эти мотивы лежали и в отрицании культа пророка, которого, как утверждали ваххабиты, нельзя считать "заступником", ибо это противоречит могуществу Аллаха. Они считали, что нельзя почитать что-то сотворенное людьми, даже могилу пророка, отвергали целование главной святыни мусульман в Мекке - Каабы, не разрешали клясться именем пророка или членов его семьи, в обыденной жизни жестко преследовали тех, кто не только потреблял спиртное, но и курил, слушал музыку, играл в любые игры.

Около 1770 года в Hеджде (Аравия) было создано государство ваххабитов, которые в начале ХIХ века разграбили шиитские святилища, затем взяли Мекку, разрушив мечети и исцарапав Каабу. После захвата Медины ваххабиты осквернили могилу пророка Мохаммеда.

Для ваххабизма были характерны призыв к возвращению к первоначальному исламскому пуританству и, как следствие, гонения на разбогатевших мусульман. За что некоторые исследователи даже назвали их "коммунистами в исламе".

Ваххабиты были остановлены и разгромлены в 1811 году египетским правителем Мохаммедом Али, но вскоре восстановили свое государство. В настоящее время ваххабизм, потерявший многие из своих черт и уж во всяком случае тягу к пуританству и иным преобразованиям в исламе, стал официальной религией в Саудовской Аравии, руководство которой сказочно разбогатело на нефтяном бизнесе.

Знают ли историю и суть ваххабизма его доморощенные последователи в Чечне и в Дагестане?

Важно отметить, что экстремистские силы, претендующие на власть в различных мусульманских странах, не получали поддержки общества. Одновременно наблюдается модернизация самого мусульманского общества. Эти процессы развиваются и в Аравии - на родине ислама. Hовое поколение мусульман значительно активнее, чем в прошлом, выступает за демократизацию, плюрализм, свободу волеизъявления.

Для понимания будущего мусульманского мира и его взаимоотношений с остальной частью человечества особенно важно различать исламский фундаментализм и исламский экстремизм. Первый, как и любой другой религиозный фундаментализм, ратует за религиозное воспитание, соблюдение религиозных традиций в быту. Второй ставит своей целью распространение - силой, в том числе и на другие страны - исламской модели государства, исламских правил поведения в обществе и в семье. Именно насильственным путем.

Тот факт, что в последнее десятилетие влияние исламского фундаментализма усилилось, имеет свое объяснение. Это, несомненно, связано с крушением колониальной системы - значительная часть колоний и зависимых территорий была населена мусульманами - и появлением на карте мира десятков суверенных мусульманских государств. В этой части фундаментализм связан с ростом национального самосознания, заторможенного при колониальном режиме.

Исламский фундаментализм усиливается с разделом современного мира на "золотой миллиард" - благополучный Север - и остальную часть, к которой относится большинство мусульманских стран. Рост влияния исламского фундаментализма связан также с реакцией традиционного общества на шокирующие проявления "массовой культуры", которая разъедает многие моральные устои.

Что касается пространства бывшего СССР, здесь тоже наблюдается рост влияния исламского фундаментализма. Это происходит в том числе и как реакция на практику советских времен: запрет строить мечети, запрет на мусульманские обряды, на проведение мусульманских праздников. Подобная политика осуществлялась в отношении всех конфессий, но затронула в большей степени мусульманское население, так как ислам больше, чем другие религии, определяет быт верующих.

Перспективы развития исламского общества напрямую зависят от соотношения между двумя течениями - фундаментализмом и экстремизмом.

Исламский фундаментализм может окончательно отторгнуть от себя экстремистское направление и перейти в исламскую демократию. Соседствующая с традиционными ценностями, такая демократия, естественно, будет отличаться от западной. Как от нее отличается, скажем, демократия индийская. Hо следует считаться с тем, что выборы, плебисциты, референдумы, парламентское законотворчество, сменяемые в пределах конституционных норм правительства, сближение в правах между --- slrn/0.9.7.4-asp (Linux) * Origin: Гусара триппером не запугаешь! (2:5030/1400.34)

назадУказатель рубрикивперед