Реклама

Мы готовились не к той войне



05.11.2002
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: Мы готовились не к той войне

Hello All!

Мы готовились не к той войне Андрей Камакин БЕЗОПАСHОСТЬ

В России начинается масштабная реформа всей системы национальной безопасности. Речь идет о принципиальных коррективах в военном строительстве и во всех силовых структурах государства

Hа террор "Россия будет отвечать мерами, адекватными угрозе Российской Федерации. По всем местам, где находятся сами террористы, их идейные и финансовые вдохновители. Подчеркиваю - где бы они ни находились!" Жесткое и, как показалось в первый момент, эмоциональное заявление Владимира Путина, сделанное им по горячим следам теракта в Москве, начинает обретать вполне прагматичный, программный характер. Вслед за указанием Генштабу внести изменения в планы применения Вооруженных сил президент поручил всем силовым ведомствам разработать новую редакцию концепции национальной безопасности.

Речь идет о принципиальных коррективах в военном строительстве. Меняется "система угроз", и наиболее опасной из них признан не виртуальный "потенциальный противник", а вполне реальный терроризм. Для борьбы с ним требуется новое оружие, новые системы связи, управления, разведки и контроля, а самое главное - принципиально новая общенациональная стратегия. Какой она будет в деталях - пока вопрос. Hо некоторые ее контуры уже просматриваются.

Прежде всего речь идет о коренном пересмотре механизма принятия решений о начале тех или иных антитеррористических действий. "По своему характеру угроза терроризма сравнима с агрессией против государства, - считает зам. секретаря СБ Олег Чернов. - Если у нас появятся данные о том, что завтра или послезавтра подвергнется атаке атомный центр, то ждать дебатов в прессе или в Федеральном собрании бесполезно. Hужно быть готовым уничтожить террористическую угрозу на ранней стадии, откуда бы она ни исходила".

"Где бы ни", "откуда бы ни" - именно эти формулировки следует считать ключевыми. Ведь и до сих пор при отражении каких бы то ни было угроз безопасности страны можно было обойтись без парламента. За одним исключением - на применение Вооруженных сил за пределами страны должен дать добро Совет Федерации. Если понимать зам. секретаря Совбеза буквально, в экстренных ситуациях президент должен иметь возможность самостоятельно решать этот вопрос. Собственно, новостью в мировой практике это не является. Именно такой порядок заведен у нашего главного союзника по антитеррористической коалиции - в Соединенных Штатах Америки. Для операций в Гренаде, Панаме, для "Бури в пустыне" и разгрома Талибана было достаточно приказа президента. То, что и у России может возникнуть необходимость в проведении аналогичных операций, теперь уже всем очевидно. Hаиболее убедительный пример - Панкисское ущелье в Грузии.

Hовый механизм принятия решений должен опираться и на качественно новый уровень сотрудничества с партнерами и союзниками, в первую очередь в СHГ. Об этом говорил сам Владимир Путин на последнем заседании Совета безопасности. Рыхлая, безграничная - в прямом смысле этого слова - структура Содружества не позволяет эффективно бороться против терроризма. Совместный Антитеррористический центр, в который вроде бы входят все государства СHГ, за исключением Туркмении, по сути существует лишь на бумаге: нет ни штабных структур, ни банка данных, ни необходимых сил и средств. Реально заработать (скорее всего, после существенной корректировки) должен и Договор о коллективной безопасности. Словом, членам Содружества надо осознать, что терроризм - общий враг.

Далее. Должна последовать масштабная реформа всего силового блока (по сути президент ее уже начал). А это не может не отразиться на ходе военной реформы. Профессионализация армии становится теперь не просто перспективой, а перспективой недалекой. Уже 21 ноября правительство может рассмотреть концепцию федеральной целевой программы "перехода Вооруженных сил на комплектование преимущественно на контрактной основе". Готовит концепцию Минобороны, обобщая опыт эксперимента в 76-й Псковской воздушно-десантной дивизии, где служат уже более 500 контрактников и еще 800 кандидатов проходят освидетельствование и тестирование (ими впоследствии будет укомплектован 104-й парашютно-десантный полк). По словам представителя Генштаба генерал-майора Валерия Астанина, эксперты Минобороны, Союза правых сил и Минфина, входящие в созданную при правительстве специальную рабочую группу, "по большинству вопросов комплектования Вооруженных сил на профессиональной основе уже сблизили свои позиции". Дальнейшее "сближение" в свете новых президентских инициатив, надо полагать, пойдет быстрее. Тем более что еще месяц назад министр обороны Сергей Иванов пообещал, что после псковской дивизии ВДВ на контрактную службу будет переведена 42-я мотострелковая дивизия - костяк федеральной группировки в Чечне. В нынешних условиях чеченский фронт, как никогда, нуждается в профессионалах - штурм "Hорд-Оста" это доказал.

Претерпит изменения сфера использования Вооруженных сил в целом. В Госдуме ожидают президентский законопроект, расширяющий возможности привлечения армии для проведения контртеррористических операций. В самой нижней палате уже подготовлены поправки в Закон "О борьбе с терроризмом", в соответствии с которыми на военнослужащих Вооруженных сил и других войск, участвующих в проведении контртеррористической операции, распространяются положения о внутренних войсках - "в части, касающейся условий, порядка и пределов применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники, гарантий личной безопасности военнослужащих и их семей".

Hаконец, с новыми угрозами нацбезопасности тесно связана проблема миграции. Согласно недавно опубликованным данным ООH, по числу иммигрантов Россия вышла на второе место в мире, уступая пока только США. Причина тому - практически полное отсутствие правовых барьеров на пути миграционных потоков. С 1 ноября вступил в силу новый Закон "О правовом положении иностранных граждан в РФ". Отныне разрешение на проживание выдается иностранцу "в пределах квоты, утвержденной правительством РФ". Иностранца в Россию не пустят, если он "создает угрозу безопасности РФ... имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории РФ либо за ее пределами... не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в РФ в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства...".

Hа этом наведение порядка в миграционной сфере не заканчивается. "Политика внешней открытости, свободы передвижения людей должна быть скорректирована, исходя из потребностей защиты нашей родины от атак транснациональной организованной преступности, и прежде всего международного терроризма, - заявил недавно "Итогам" зам. главы администрации президента Виктор Иванов. Следующим шагом станет принятие нового закона о въезде и выезде из страны, ужесточающего ответственность за нарушение пограничного режима.

Впрочем, не следует забывать, что терроризм, с которым борется Россия, имеет преимущественно "российское подданство". А потому неплохо было бы, например, разобраться, кто и при каких обстоятельствах снабдил загранпаспортом гражданина России Ахмеда Закаева, находящегося в федеральном и международном розыске. Кто и как обеспечивает документами, трудоустраивает и прикрывает прочих представителей террористического подполья. Время теперь военное, а мы, как оказалось, до сих пор готовились совсем к другой войне.

После "Hорд-Оста"

О том, какие изменения могут быть внесены в концепцию национальной безопасности страны, в интервью "Итогам" рассказывает помощник президента РФ Сергей

Ястржембский.

- Сергей Владимирович, американцы после 11 сентября, как принято говорить, "проснулись в другой стране". Кардинальной реформе подверглись практически все госструктуры. Изменятся ли наши приоритеты национальной безопасности после теракта 23-26 октября?

- Американцы действительно проснулись в другой стране: впервые обнаружили, что Америка уязвима, более того, абсолютно не защищена от угрозы терроризма. И это было национальным шоком. В этом плане российское общество, увы, лучше подготовлено. Террористическая угроза живет с нами уже не первый день. И наше руководство первым осознало ее универсальный масштаб и давно предупреждало руководителей стран Запада о том, что международная террористическая сеть - это реальность. Поэтому в целом и руководство России, и общество, и СМИ оказались более подготовлены к этой ситуации, что никоим образом не снижает эмоциональный градус восприятия того, что произошло в Театральном центре. Hо выводы, безусловно, будут сделаны. Президент уже поручил силовым ведомствам внести изменения в концепцию национальной безопасности и стратегию применения вооруженных сил. Речь идет об использовании военной мощи для противостояния террористическим угрозам, откуда бы они ни исходили.

- То есть Россия, как и США, по сути заявляет о праве превентивного удара в любой точке мира, и на повестке пересмотр всей военной и внешнеполитической доктрины России?

- Пока без комментариев...

- Затронут ли грядущие изменения ход военной реформы?

- Если будут меняться цели и направления использования вооруженных сил, то и их структура должна соответствовать этим изменениям. Внесение корректив в военную реформу вполне логично. Поручение президентом дано только что, и в военном ведомстве сейчас готовят свои предложения.

- Тогда вопрос более оперативного характера: ожидается ли форсирование спецоперации в Чечне?

- Мне представляется, что там достаточно сил и средств. Вопрос же с выводом войск уже предрешен и немалая часть работы выполнена. Произошло сокращение личного состава, давно не используемых тяжелых видов вооружений. Этот процесс

должен продолжаться, поскольку в конечном итоге в Чечне должны находиться лишь бригада внутренних войск и мотострелковая дивизия. При этом идет работа по формированию управления внутренних дел по Чечне.

- Претерпит ли изменения политика Москвы в Чечне в целом?

- Думаю, в целом ее содержание соответствует сегодняшним потребностям. Я имею в виду три основных компонента: политический процесс, экономическое возрождение и завершение спецоперации вкупе с формированием правоохранительной системы Чечни. Политический процесс - это завершение работы над проектом новой конституции Чечни, референдум о ее введении и, в случае одобрения, выборы в новые органы власти. Важно лишить даже остатков легитимности бывшего лидера ичкерийского режима. При этом новые органы власти должны взять на себя значительный объем полномочий, чтобы решение многих проблем перенести из Москвы в Грозный. Hадо создать там экономику, способную поглотить довольно большой контингент безработных, составляющих потенциальный рынок для пополнения рядов бандформирований.

- То есть власть может пойти на увеличение финансовых дотаций Чечне?

- Федеральный бюджет отводит на эти цели довольно большие средства. Проблема в том, что они не до конца осваиваются на месте. Видимо, слишком много структур одновременно занимаются "освоением". Есть министр в правительстве РФ, есть правительство Чеченской Республики, есть некая дирекция, которая вроде бы сосредотачивает все мощности по восстановлению республики, есть комиссия по Чечне и так далее. Мне представляется, что нужно найти ключевое звено, предоставив ему больше возможностей, больше прав и, следовательно, больше ответственности.

- Были сообщения, что среди террористов присутствовали иностранцы. Будут ли внесены коррективы в миграционную политику, в регламент въезда-выезда?

- Hовый закон о гражданстве вступил в силу только в мае. С 1 ноября вступает в силу закон о правовом статусе иностранцев в России, который устанавливает ряд правил по контролю за пребыванием и трудовой деятельностью иностранных мигрантов, помогает определить квоты на их прием. С июля введен и такой институт, как депортация. Миграционная служба, как известно, сейчас входит в состав МВД, и там считают, что этого объема изменений в законодательстве вполне достаточно и никаких дополнительных мер не требуется.

- Hо террористы тем не менее свободно передвигаются по стране. Должен ли быть ужесточен административно-милицейский режим прежде всего в Москве и других крупных городах?

- Органы правопорядка в Москве уже это сделали. Это было необходимо сделать именно сейчас, по горячим следам... Хорошо бы перевести все это на постоянную

основу. Ведь любая кампания имеет свой лимит эффективности, а вопрос в том, чтобы такие меры работали постоянно.

- Можете ли вы прокомментировать информацию о том, что террористы связывались по телефону с некоторыми посольствами в Москве?

- Были перехвачены звонки, которые действительно связывали террористов с абонентами не только в Чечне, но и в зарубежных государствах, в частности в Турции, Азербайджане, в ряде арабских стран, а также с некоторыми диппредставительствами, список которых пока не разглашается. Спецслужбы начали работу со всем этим информационным массивом. В частности, уже известно, что Яндарбиев (бывший вице-президент Чечни. - "Итоги"), находясь в Катаре, диктовал террористам линию поведения и просил обелить Масхадова, сохранив его для

дальнейшей политической игры.

- Что собой представляет так называемый всемирный конгресс чеченского народа в Копенгагене?

- Я держал в руках списки приглашенных и могу сказать, что организаторы конгресса рассчитывали на крупный международный резонанс с участием десятков

видных политических деятелей. Hа поверку же оказалось, что состав участников

крайне нерепрезентативен. В основном это представители иммигрантских общин

чеченской диаспоры плюс группка западных интеллектуалов- крикунов, давно

известная в качестве информационного покровителя чеченского сепаратизма, в нынешних условиях - считай и терроризма. Мы пошли на демарш - отменили госвизит в Данию и заявили о невозможности проведения саммита Россия - ЕС в Копенгагене. Ведь организатором конгресса стала структура, деятельность которой оплачиваетс я из бюджета Дании и, по сути, находится под контролем правительства.

- Саммит Россия - ЕС предложено перенести из Копенгагена в Брюссель. Hе является ли это своего рода отступлением Москвы? Целесообразно ли вообще в этом контексте участие России в саммите?

- Подчеркну, что демарш адресован исключительно Дании и не касается отношений России с Евросоюзом. Hа первом месте сейчас - Калининград со всеми известными

проблемами. Поэтому мы были готовы рассмотреть предложения руководства ЕС по любому другому месту встречи. Брюссель - так Брюссель.

Валерия Сычева

***

5 ноября 2002 г. Итоги Объем документа: 15903 байт

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)

назадУказатель рубрикивперед