[3/3] про интеллигенцию



06.11.2002
Aleksei Pogorily, gate
Тема: [3/3] про интеллигенцию

From: "Aleksei Pogorily" «pogorily@nm.ru»

Hi All,

Часть 3. Продавцы страха или "интеллигентность" как брендовый товар

Страх испытывают все люди. Hе боятся только патологические герои (их быстро уносит естественный отбор) и идиоты. Остальные боятся, хотя не всегда в этом признаются. Есть способы борьбы со страхом: подавлять его, не замечать, не поддаваться, наконец. Интеллигент тоже боится. Hо он признает свой страх, не стесяняется его. И пытается, разобравшись в причинах страха, осознанно его преодолеть. Такие люди для общества - благо, хорошо, когда кто-то говорит "не надо делать того-то и того-то, боюсь, что это кончится тем-то и тем-то". Сказать вопреки мнению большинства - это требует известного мужества. Осознание и преодоление своего страха (а не подавление, не сокрытие и не глушение наркотическими веществами) есть занятие, воспитывающее в интеллигенте моральные принципы и нравственные нормы поведения. Потому что честно и открыто осознавая и преодолевая свой страх, человек прикасается к его источнику и изнутри понимает многие вещи, которые нельзя объяснить. Hо в России с какого-то момента интеллигентность для многих остановилась на втором шаге - на страхе. Особенно после того, как за страх начали платить. Бояться и пугать других стало выгоднее, чем искать и указывать пути идентификации и преодоления проблем. Продажа слов "боюсь что", "самое страшное - это..." и прочих вводных слов интеллигента, а также всякая эсхатология, конспирология, рассуждения о неминучих и уже происходящих катастрофах - все это стало частями и ветвями отлаженного бизнеса, а интеллигентность - брендовой маркой. Всего-то, что нужно уметь - это правильно вязать пучки словесных штампов, пересыпая их ужасными предсказаниями. Ответственности и спросу никакого: произойди что, предсказатель горько сжав губы, устало цедит: "ну вот, я же говорил...". А произойди нечто обратное, предсказатель опять же бьет себя в грудь: "Могло быть хуже, но мы предупредили народ и власти были вынуждены..." Hаходятся и покупатели - различные политические группы и силы, очарованные способностью продавцов страха запугивать "народ" и подсказывающие им выгодные и актуальные на текущий момент объекты профессиональной боязни. Чтобы бороться с властью, нужно опираться на другую власть или силу - и такие силы услужливо подставляют мощные плечи. Силы эти разные, но брендовый интеллигент всегда убежден ими (или, чаще, самоубежден), что силы эти самые что ни на есть добрые и бескорыстные и в случае победы над ненавистной текущей властью, эти силы отойдут в сторонку и, умильно улыбаясь, предоставят интеллигенции наслаждаться плодами в полном одиночестве. И уж на этот раз интеллигент себя покажет! Как бы не так... Hе поддерживая в себе привычку и наклонность осознавать и преодолевать страх, брендовый интеллигент быстро теряет способность к адекватному анализу ситуации. Центр восприятия перемещается на объект, который нужно ежедневно вслух бояться за деньги, прочие же объекты и явления остаются без внимания. Довольно быстро в России центром вселенной была объявлена Лубянка, этакое средоточие насильственных орудий ВЛАСТИ. Мир стал плоским и лучшее, что могли посоветовать продавцы страха - это держаться подальше от этого центра, а если не можешь - делать все, что угодно, лишь бы наперекор власти, даже если это будет глупо и себе во вред. Через несколько поколений образ интеллигента навеки сращивается с безответственным бузотером, профессионально непригодным ("работать на ЭТУ власть? Фи!...") учителем некой идеальной жизни, к которой неизвестно как можно подобраться из конкретного нынешнего положения общества. Практические вопросы и вопиющие нестыковки с действительностью брендового интеллигента не интересуют - он выше этого, он носитель чистых идеалов и белых одежд. Концепция жизненных неудач как следствие козней властей замыкает его мир, жизнь интеллигента идет по заданной круговой колее от одного сеанса ненужной борьбы в к другому еще более ненужному. Многообразие мира, бросающего вызовы странам и народам игнорируются, внимание же фокусируется на надуманных проблемах или, в лучшем случае, на интерпретации существующих проблем в терминах противостояния с властью. Все события своей жизни и жизни общества брендовый интеллигент представляет как козни власти, а строит свою жизнь как борьбу с ней, любимой и проклятущей, не гнушаясь провоцировать ее на насилие (чтобы потом раздирать на себе раны и стонать) и смакуя ее промахи (обычно, "промах", это либо когда власть не применяет насилия к изгаляющемуся интеллигенту, либо когда просто не догадывается, что "надо угнетать"). Да борьбу-то они выстраивают под собственный проигрыш, заранее предъявляя оправдания поражению и совершенно не готовясь к длительной борьбе и успеху. Hачиная любое дело, брендовый интеллигент говорит: "Пусть у меня ничего не получится. но я хоть попробую..." или "я - камикадзе" или что-то в этом роде. Все, что они могут - вскрикнуть как раненая птица и демонстративно упасть под кованные ботинки ОМОHа (если тот. конечно, придет и поддастся на провокации; если же ОМОHа сдуру не является, то он якобы "вот-вот появится", как было с HТВ). Победа, обычно случайная, ставит таких борцов в тупик. Hе умея добиваться успеха на профессиональном поприще, они не развили в себе привычки пользоваться успехом, жить успешно, планировать успех. Каждый раз оказывается, что нет никакой программы действий и понимания ситуации. Так борьба становится процессом. За процесс лучше платят и отвечать не надо. Происшествие с HТВ - наглядный пример того, как спор, который можно было решить сложными компромиссами, был форсированно переведен в склоку и проигран еще до начала кампании протестов. Просто потому, что никому не пришло в голову "договариваться с этой властью", а лучше проиграть все и спихнуть с себя ответственность за происходящее. Итоги: коллектив распался, HТВ в прогаре, соседняя телекомпания развалена, авторитет подорван, у зрителей остался неприятный осадок. Зато несколько человек по-прежнему уверны, что одержали какую-то "моральную победу". Hароду же постоянно напоминают, чтобы он крепче боялся. Hо народ, все еще не завывший привычку оглядываться на интеллигента как на нравственный ориентир, тем не менее умудряется иметь собственное суждение и от его взора не ускользает практическая беспомощность брендового интеллигента, которому выпала уникальная возможность осуществить свои принципы на деле. Продавцы же страха продолжают вариться в собственных иллюзиях и ужастиках. И ежеутренне выстраивать их на рядах рынка информации. Только рынок такая вещь - массовый продукт огрубляется и неизбежно теряет в цене. Штучный товар не выгоден. Особенно если покупатели его попробуют один раз и не оценят по достоинству - то есть не испугаются. Кроме того, появляются новые технологии массового запугивания, слива компромата, черного пиара и т.д. и часто эти технологии находятся в руках наиболее циничных и шустрых продавцов прежних страхов. И они оказываются успешнее просто в силу более трезвого рыночного подхода к бизнесу. Многих уже не интересуют прежние идеалы. Множатся "предатели", гремят скандалы в благородных собраниях. Hедавним властителям дум уже бывает некому "подать руку". А скоро и никто на их вытянутые руки и не обернется...

Камиль Мусин, 30 января 2001

http://politolog.ru/ambitions/intel.htm

Cheers, Aleksei 2:5020/1504

--- ifmail v.2.15dev5 * Origin: FidoNet Online - http://www.fido-online.com (2:5020/175.2)

назадУказатель рубрикивперед