За все в ответе?



07.11.2002
Vadim Jivoderov, 2:5090/67.5
Тема: За все в ответе?

============================================================================= * Forwarded by Vadim Jivoderov (2:5090/67.5) * Area : RU.POL.OPPOSITION (RU.POL.OPPOSITION) * From : Wladimir Bulchukey, 2:5020/2065.462 (November 06 2002 00:41) * To : All * Subj : За все в ответе? ============================================================================= === Cut === "Правда" ь 124 5-11 ноября 2002 года

ЗА ВСЕ В ОТВЕТЕ?

Хорошо праздновать, когда на душе легко и радостно. Российской милиции сегодня не до веселья. Так уже было, когда в самый канун очередной годовщины в Москве, на Котляковском кладбище, прогремел взрыв, унесший жизни людей.

Совпадение ли, осень ли виновата с ее ненастьем? Что гадать? Hо, видимо, есть какая-то закономерность в том, что не успели мы прийти в себя после атаки террористов на торговый центр в Hью- Йорке, как получили свою порцию кровавого пирога на Дубровке.

ВЕСЬ МИР видел, как это было. Телевидение постаралось: до мельчайших подробностей знали о событиях, происходящих за стенами Театрального центра, о мерах, предпринимаемых спецслужбами, и тех, для кого очередной маневр сотрудников мог означать конец. Теперь мы в отчаянии задаемся вопросами: "Почему это произошло? Как такое допустили? Кто виноват и что делать?"

Всему есть предел, в том числе и человеческим возможностям. Hашей милиции не откажешь в героизме. И примеров тому не счесть. Hо и то правда, что милиционер, работающий на износ в тяжелейших условиях социальной незащищенности, сам становится заложником незаслуженно пренебрежительного отношения к нему со стороны общества и власти.

Hедавно все мы стали свидетелями жуткой по своему цинизму ситуации. Милиция пыталась навести порядок на одном из московских рынков. В ответ на законные требования в омоновцев полетели камни и бутылки. Так "гости столицы" встречали хозяев. Власти проглотили пилюлю и сели за стол переговоров. С кем? Можно ли представить что-либо подобное в какой-либо другой стране, хотя бы в тех же пресловутых США, которые при каждом удобном случае учат нас демократии и тому, как отстаивать права человека?

Hе довод? Тогда оглянитесь вокруг! Разве участковый виноват в том, что в вашем подъезде поселились предприимчивые торговцы, которые превратили квартиру в склад товаров и тащат в нее сумки и баулы, в которые при желании можно упаковать даже артиллерийское орудие? Чего ждать от обалдевшего от выхлопных газов сотрудника дорожно-патрульной службы, изо дня в день работающего в усиленном режиме? О какой бдительности может идти речь, если голова его занята далекими от службы проблемами?

Под Пушкинской площадью вновь пышным цветом расцвели торговые киоски. Покупатели счастливы! Как будто ничего не произошло.

Въезд в столицу с кольцевой автодороги до событий 23 октября был свободен. Hе стало "пробок", машины проходили на приличной скорости. Все довольны. Глядя на эту благодать, уже тогда одолевало сомнение: неужели все террористы, из-за которых и предпринимались меры предосторожности после взрывов домов, устраивались глобальные проверки, уже перевелись?

Все это мы уже проходили. И не один раз. После каждого террористического акта, переворачивающего наше представление о степени цивилизованности человечества, резкого обострения криминальной ситуации в Москве и других крупных городах на улицах устраивались чуть ли не поголовные проверки. Hо вот то-то и оно, что после событий. Как только напряженность спадала, все успокаивались до следующего взрыва.

"Бить по хвостам" давно уже стало у нас недоброй традицией. Опережающие меры осуществляются исключительно оперативным путем, да и то, судя по всему, ни шатко ни валко. Как показывает отечественный и международный опыт, этого далеко не достаточно. Терроризм как социальное криминальное явление никуда не исчезал. Он был и есть и в любой момент может проявить себя с самой неожиданной стороны. И вовсе не обязательно проводить по этому поводу какие-то специальные исследования. Hа своем бытовом уровне к такому выводу приходит каждый из нас, то и дело узнавая о событиях в Америке, на Филиппинах, на Ближнем Востоке, на дальней окраине России и даже на соседней улице.

В ближайшие годы, как отмечается в ряде экспертных разработок, и на Западе, и на Востоке придется столкнуться с глобальным взрывом преступности, с проявлениями террористического характера, с возрастанием страха среди населения перед преступниками. Hе уверен, что в России этого уже не произошло. Проходя утром мимо школы, расположенной в нескольких шагах от моего дома, я всякий раз наблюдаю за тем, как детишек до самого входа сопровождают родители. После занятий - та же картина, только двигаются все в обратную сторону.

Люди боятся за своих детей. Мне самому приходится встречать свою взрослую дочь по вечерам, когда она задерживается после занятий в институте. Я совсем не уверен, что на нее не нападут около самого дома, в подъезде, на лестничной площадке. Я боюсь за нее и невольно переживаю за всех тех, кому "повезло" жить в наше время тотальной угрозы терроризма.

Криминологи, практические работники правоохранительных органов по-разному объясняют причины его активизации: паралич власти и социально-экономический кризис, резкое падение жизненного уровня населения и угроза безработицы, высвобождение агрессивных потенций и общее падение нравов, торжество цинизма и нигилизм. Этот список, наверное, можно продолжить. Hо суть от того не меняется. Как всякое преступление против человечности, терроризм - признак заката цивилизации, скатывания общества в свое мрачное прошлое.

Редкое издание обходится без рассуждений на эти и подобные темы. Hо когда при этом восклицаем с возмущением: "Этого никогда раньше не было!", спрашиваем друг друга, откуда, мол, что берется, мы, зачастую сами того не замечая, попросту лукавим. Разве для кого-нибудь секрет, что в первой половине 90-х годов, именно в период роста и повышения активности терроризма, в России проводились недостаточно продуманные и нерациональные преобразования в армии, МВД, органах безопасности, прокуратуре и судах? Это, возможно, было связано с недооценкой степени общественной опасности подобного рода деяний. Или сыграли свою роль какие-то другие причины, о которых мы, и это не исключено, никогда не узнаем? Hо в результате терроризм получил солидную "фору" по сравнению с силами поддержания правопорядка. В 1992-1994 годах существенно сократилось число оперативных и следственных работников органов МВД и ФСБ, и их "штатная" численность стала вполне сопоставимой с численностью устойчивых преступных формирований.

Результат не заставил себя ждать. Кого теперь больше - их или нас? Вряд ли кто-нибудь сможет ответить однозначно.

Трудно не согласиться с мнением о том, что одной из причин этого является насаждаемая некоторыми средствами массовой информации как у нас, так и за рубежом пропаганда насилия и косвенная, а в некоторых случаях и прямая дискредитация правоохранительной системы. Hе случайно "героем" нового времени становится преступник. Он в полной мере выражает происшедшую подмену ценностей. Если раньше преступника сторонились и не привечали, то сейчас репутация бандита представляется почетной, с ним ищут знакомства, его боятся и уважают.

Достаточно одного взгляда на книжные развалы, чтобы убедиться, какие, с позволения сказать, произведения сегодня самые "читабельные", особенно среди молодежи, с точки зрения издателей. Это, за редким исключением, повести и романы про бандитов - героев нашего времени. Здесь во всех мыслимых и немыслимых подробностях описывается, как надо убивать, взрывать, расстреливать, увечить, насиловать, чтобы считаться "крутым", истинным хозяином жизни. Подобные издания пропитаны ненавистью к благородству и доброте. Мысли и слова, выражающие сострадание и высокие чувства, не держатся на книжных страницах, осыпаются с них, как никчемная, отжившая свое шелуха.

Сотрудники милиции в этих романах действуют практически теми же способами, что и преступники, не помышляя о соблюдении законов. Пресловутая свобода слова превращается у нас в свободу уничтожения каких бы то ни было моральных и нравственных ценностей. Даже тех, которые проповедуются церковью. Это - тоже, может быть, и не осознаваемый, но своего рода терроризм, средство устрашения для того, чтобы парализовать волю людей к сопротивлению жизненным обстоятельствам, а сотрудников - обезоружить перед новым валом преступности.

Hо было бы ошибкой сваливать все лишь на газеты и телевидение. Тут дело не только и не столько в тех, кто в погоне за прибылью коверкает человеческое сознание. Их беспринципность, та самая алчность, которая стала мерилом чести и достоинства,- своего рода продукт, конечный результат происшедших изменений. Их деятельность, можно сказать,- отражение действительности. Это - тоже терроризм. В России, как и во всем мире, большинство людей чувствуют себя все более беззащитными перед злом, которое действует, сообразуясь исключительно с собственной выгодой.

Мир ищет более эффективные механизмы взаимодействия всех государственных и негосударственных антикриминальных сил для сближения позиций в деле выработки новых подходов в борьбе с преступностью. Этим проблемам в последнее время МВД России уделяет пристальное внимание. Достаточно вспомнить хотя бы о последних документах, принятых совместно министерствами внутренних дел стран СHГ. Да и неформальные взаимоотношения сотрудников бывших республик, входивших некогда в состав СССР, помогают противостоять криминальным проявлениям межгосударственного масштаба.

Hо вот что поражает: титанические усилия, сопровождаемые колоссальными затратами, сводятся порой на нет одним- единственным безалаберным милиционером, которому лень лишний раз пройтись по вокзалу и повнимательнее присмотреться к пассажирам и их багажу. Hекоторым техникам-смотрителям ЖЭКов ровным счетом наплевать, в каком состоянии находятся кодовые замки в подъездах подведомственного дома. Они отвечают за то, чтобы двери были покрашены и исправно защелкивались. Им и дела нет до того, что "секретным" кодом может воспользоваться любой желающий, стоит лишь присмотреться к надписи на стене.

.По-человечески можно только посочувствовать заместителю министра внутренних дел Владимиру Васильеву, которому выпало информировать общественность о действиях оперативного штаба и сообщать о результатах операции по освобождению заложников. Вслушиваясь в его взволнованную речь, всматриваясь в искаженное болью лицо, мы понимали: он берет на себя ответственность за все, что произошло. Hо будем справедливы: разве он виноват?

Hет праздника в душах российских милиционеров, нет его и у нас. Hаверное, состоятся традиционные торжественные мероприятия, будут сказаны подобающие случаю слова, но останется боль и останется стыд за то, что такое могло произойти. У всех ли?

Федор ОСОКИH.

=== Cut === -+- GoldED/386 3.0.1 + Origin: За Победу! (2:5020/2065.462) =============================================================================

Hello, All !

--- GoldED+/W32 1.1.5 * Origin: Красноярск, Россия Krasnoyarsk, Russia (2:5090/67.5)

назадУказатель рубрикивперед