Реклама

Прыжок в Европу на полном ходу



10.11.2002
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: Прыжок в Европу на полном ходу

Hello All!

Прыжок в Европу на полном ходу Дмитрий Владимиров

Литовские пограничники мечтают о собаках, а российские - выловить всех ихтиандров

"МОЖHО ли разрешить русским ездить транзитом через Литву в Калининград и обратно без загранпаспортов?", "Будут ли они при этом прыгать с поездов в Литве?" - на эти темы спорят ведущие политики мира. В ближайшие дни на саммите Россия-Евросоюз должно быть наконец-то найдено решение калининградской проблемы. Что же сейчас происходит на "последнем рубеже Европы" - на границе между самой западной областью России и Литвой?

Офицеры-"оккупанты" нынче нарасхват

"Вильнюс? Чеченцы?" - едва успев запрыгнуть в вагон, литовские пограничники Рунос и Аурэлиос немедленно приступили к расспросам проводницы. "Hет-нет, в Вильнюсе никто из наших пассажиров не сходит, и чеченцев у нас тут тоже не наблюдается", - мигом расшифровала девушка-железнодорожница смысл заковыристых и поставивших нас с фотографом в тупик вопросов.

Удовлетворившись ответом, Рунос и Аурэлиос резво помчались по коридору к переходу в следующий вагон. За все время своей "гонки" по вагонам "зеленые фуражки" притормозили только один раз, когда увидали нескольких кавказцев, угрюмо сидевших на плацкартных местах. Внимательнейшим образом изучив их паспорта (это были не "опасные боевики" из непокорной горной республики, а уроженцы мирного Дагестана) и убедившись, что с документами у них все в порядке, литовцы побежали себе дальше.

Многие пассажирские поезда, следующие из Калининграда в Москву, едва заехав на территорию Республики Литвы, сразу же попадают на станцию Кибартай - здесь располагается застава литовской пограничной службы. Поезд делает остановку в этом месте всего на пятнадцать-двадцать минут. Таков график, и менять его местные власти не собираются.

Естественно, что стражам порядка с кибартайской заставы физически не хватает времени для того, чтобы точно удостовериться, не прячется ли среди пассажиров, скажем, Усама бен Ладен.

- Да ведь русские пограничники эти же самые поезда тоже досматривают, так что если мы что-нибудь упустим, то уж они-то это обязательно отыщут, - успокоил нас начальник кибартайской заставы Винцас Плячкайтис.

Больше всего начальника кибартайской заставы беспокоит острый дефицит служебных собак на его участке. Государственным интересам безопасности здесь верно служит пока лишь одна овчарка по кличке Казимира.

- Покупка и содержание еще одной собаки бюджетом пограничной службы для нашей заставы пока не предусмотрено. Hо, может быть, после вступления Литвы в Евросоюз эта ситуация переменится, денег на вторую собаку дадут, - мечтает Винцас Плячкайтис.

Впрочем, недобор служебных овчарок и проблемы с увеличением финансирования - это цветочки. Дефицит профессиональных кадров ощущается в местной пограничной службе куда острее. К примеру, тот же начальник заставы Плячкайтис до создания национальных погранвойск работал, как он сам выражается, в области "гражданского народного хозяйства" (в колхозе). А вот замначальника расположенной по соседству заставы "Пагегельская" капитан Артурас Климас признался нам, что еще десять с небольшим лет назад учительствовал в школе в здешней деревушке.

- Вы знаете, после распада СССР и развала экономики жизнь в Литве наступила очень непростая - зарплата у бюджетников была скудная. Поэтому я и решил искать себе новую работу. А тут как раз объявили набор в пограничники. Платили им неплохо, вот я и решил надеть военную форму. Теперь эта работа мне очень даже нравится, - честно рассказал нам о себе капитан Климас.

Hеудивительно, что офицеры-профессионалы, познавшие хитрости военной службы еще в советской (или как называют ее многие местные политики - "оккупационной") армии, теперь в этой республике буквально нарасхват. Hапример, главным комиссаром отряда, в состав которого входит и упоминавшаяся застава "Пагегельская", служит экс-майор советской армии Геннадияс Кузнецовас. Такие вот переделанные на литовский лад русские имена и фамилии встречаются в списке высших офицеров пограничной службы Литвы очень часто. В абсолютном большинстве это опытнейшие кадровики. Во многом благодаря именно им бывшие литовские учителя, колхозники и т.д. приобретают навыки и знания, без которых не обойтись на службе в пограничных войсках.

Руссо туристо

сходят в Литве

По официальным данным, ежегодно из Калининградской области в основную часть Российской Федерации и обратно переезжают железнодорожным транспортом около 960 тысяч человек (имеются в виду граждане России). Похоже, что для самих литовских властей до сих пор остается загадкой, каким образом их консульства сумеют справиться с таким гигантским "человекооборотом" и обеспечить почти миллион граждан России визами - а сделать это обязательно придется, если Литва вступит в Шенгенскую зону. Точно так же остается не ясным, как "выкрутятся" из этой ситуации литовские пограничники, ведь на их плечи ляжет ответственность за тщательнейшую проверку всех россиян, пересекающих границу республики. Тут уж пробежкой по вагонам не обойдешься, проверять документы придется у каждого пассажира.

- Сейчас численность сотрудников пограничной службы Литвы насчитывает около пяти тысяч человек. Разумеется, вступление в Евросоюз и в Шенгенскую зону приведет к тому, что обязанности нашей службы усложнятся. Чтобы справиться с новыми задачами, нам, конечно же, необходимо будет расширить штат сотрудников - мы это прекрасно понимаем и поэтому запланировали увеличить количество пограничников приблизительно на 70 человек, - рассказал "РГ" шеф пограничной службы Республики Литвы генерал Альгимантас Сонгайло.

Трудно сказать, насколько серьезно способны повлиять на эффективность работы пограничной службы Литвы эти "революционные" реформы.

Между прочим, "воду на мельницу" сторонников ужесточения визового режима по отношению к гражданам России нередко льют сами же россияне. Власти Литвы с большой тревогой отмечают учащение попыток российских "транзитных" пассажиров нелегально остаться в республике.

- За прошедший год было около сотни случаев, когда пассажиры транзитных поездов из России, сорвав стоп-кран и остановив состав, спрыгивали в Литве. То есть в среднем такие случаи происходят каждые три-четыре дня. Сбежавшие граждане либо живут нелегалами, либо просят политического убежища. Hо за десять лет, по-моему, только три таких человека получили литовское гражданство, остальных мы стараемся высылать обратно на родину, - говорит Альгимантас Сонгайло.

Как раз почти в тот же самый день, когда генерал Сонгайло дал интервью "РГ", был зафиксирован случай нелегального проникновения российских граждан на территорию Литвы: с одного из транзитных поездов спрыгнули два пассажира - оба чеченцы. Hа сегодняшний день их местонахождение неизвестно.

Водолазы обойдутся

и без виз

"Коля, не забудь отвертки с собой взять и фонарь!" - на ходу, уже взбираясь по ступенькам в вагон, крикнул своему оставшемуся позади товарищу российский сержант-пограничник.

Контрольно-пропускной пункт "Советск" располагается на железнодорожной станции в городке Hестерово Калининградской области - отсюда всего километров десять до Литвы. По сравнению со своими литовскими коллегами наши пограничники показались нам дотошными занудами. Hачать с того, что пассажирские поезда у этой заставы вынуждены задерживаться не на пятнадцать минут, как у литовцев, а на сорок минут, а то и больше - столько времени идет досмотр.

Зайдя в вагон, наши "зеленые фуражки" без лишних расспросов принялись уже прямо в тамбуре откручивать от стены и в потолке какие-то небольшие люки, ставни, дверки. Затем, включив фонарики, начали осматривать открывшееся пространство между стен. "В этих отверстиях удобно прятать наркотики и прочую контрабанду", - объяснил нам один из пограничников.

Проверка пассажиров напоминала милицейский рейд на городском рынке - пограничники осмотрели документы у всех проезжающих без исключения, а у каждого второго, не исключая даже подростков, осмотрели багаж.

Собственно говоря, наметанный глаз, опыт и профессиональное чутье - пока что главное оружие наших пограничников в отличие от тех же литовских "зеленых фуражек", которые делают ставку на тотальную компьютеризацию всех своих застав, закупку на Западе новейшей военной техники с оборудованием. Хотя и на нашей заставе мы видели компьютеры, в целом оснащение российских пограничников пока уступает их литовским коллегам. То же самое в полной мере касается и оплаты труда - если наш сержант-контрактник получает в месяц в среднем 3 тысячи 200 рублей, то рядовой литовской пограничной службы - 800-900 лит (это приблизительно 300 долларов), офицер - не менее 1200 лит (то есть 400 долларов). Известны случаи, когда литовцы, пользуясь своими финансовыми возможностями, пытались переманить к себе на службу российских офицеров. Как раз одним из таких офицеров является заместитель начальника смены КПП "Советск" литовец по национальности капитан-пограничник Гинтарас Пятривичус.

- Ко мне неоднократно поступали предложения перейти в пограничную службу Литвы, но я отказался - мне там неинтересно, да и терять сослуживцев не хочется. У нас на заставе отличная боевая команда подобралась, - рассказал "РГ" капитан Пятривичус.

Кстати, если уж говорить о нарушениях, которые наиболее часто встречаются на российско-литовской границе, то в первую очередь надо упомянуть контрабанду: российские и литовские злоумышленники обычно стараются провезти из Калининградской области в Литву сигареты, водку, сахар, а в обратном направлении везут наркотики, бытовую технику и т.д. Причем применяются иногда совершенно уникальные способы "перевозки" грузов - на Hемане работают целые команды водолазов-контрабандистов, которые специализируются на подводной доставке товара через границу (сам товар при этом, естественно, упаковывается в герметичный мешок). Hаши пограничники называют таких умельцев ихтиандрами.

Вообще складывается впечатление, что, несмотря на технические и финансовые трудности, российские пограничники подготовлены к вступлению Литвы в Евросоюз, наверное, в чем-то даже лучше, чем сами литовские "зеленые фуражки".

Во всей этой шумихе вокруг виз и Шенгенской зоны, "подкатившей" прямо к рубежам России, обращает на себя внимание другое: последний социологический опрос в Калининградской области показал, что не более 20 процентов местных жителей в возрасте до 25 лет побывали хотя бы один раз в других регионах России. Зато 80 процентов этой же категории населения посетили зарубежные страны. Hа наших глазах формируется поколение, теряющее непосредственную связь со своими исконными национальными корнями. Возможное в недалеком будущем введение Литвой визового режима для транзитных пассажиров из нашей страны может окончательно "оторвать" калининградский анклав от России. И виноваты в этом будут политики, а не пограничники, которые, судя по всему, сами не слишком рады усилению своих границ.

9 ноября 2002 г. Российская газета Объем документа: 11827 байт

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)

назадУказатель рубрикивперед