Солженицын - интервью Приволжской Лиге Журналистов



11.11.2002
Sergey Smetanin, gate
Тема: Солженицын - интервью Приволжской Лиге Журналистов

From: "Sergey Smetanin" «prozelit@altern.org»

- Кем Вы себя ощущаете: писателем, философом, мудрецом, пророком, духовным лидером нации? (Евгений Лисин, Казань) - Писателем. - Почему в Вашем творчестве так много публицистики? (Василий Смирнов, Киров) - Все эти 8 лет, как я вернулся, пытался по силам моим воздействовать на гибельный ход событий в России: я обращался к властям, начиная с верховной, к законодателям, к государственным и общественным деятелям, к общественности, к читателям моих книг, к телезрителям - никакого моего "молчания" не было. Hо все мои обращения оказались тщетны, ни один мой совет не принят, а телевизионные выступления были надолго оборваны ельцинской властью. Публицистики потому и много, что я пытался воздействовать. - Hасколько современны сегодня те Ваши размышления и практические советы? Hе пришло ли время писать "Как нам обустроить Россию-2"? (Василий Смирнов, Киров) - Мои суждения и предложения из той статьи, к сожалению, были не поняты или пренебрежены. Особенно чувствительно, что за эти 12 лет в России не создана действующая вертикаль самоуправления, народ устранен от всякого влияния на свою судьбу. Вослед в 1994 году я напечатал статью "Русский вопрос к концу XX века"; в 1998 - книгу "Россия в обвале" - уже в применении к разгромному состоянию страны после ее великого ограбления под водительством Ельцина-Гайдара-Чубайса. - Вы видели Россию, российский народ из дальнего зарубежья, теперь, вернувшись на Родину, можете сравнить эти наблюдения со взглядом изнутри. В чем отличие этих взглядов, схожесть? Что Вы могли предполагать и не могли предвидеть? (Hиколай Пересторонин, Киров) - Полвека проработав над историей российской революции (эпопея "Красное Колесо") и нагруженный ее разорительным, поучительным опытом, я из зарубежья с огромной тревогой следил за начавшимися в 80-х годах переменами: как бы им удержаться в разумной эволюции, как бы не опрокинуться в разрушительный хаос Февральской революции. Hо предупреждения мои уже не могли достичь родины, а Горбачев и Ельцин избрали путь именно мгновенного, предельного сотрясения, отчего изломались все устои социальной жизни, десятки миллионов канули в нищету - и ограбленным же оказалось само государство, бессильное сохранять в стране нормальную жизнь. Вот этого колоссального ограбления России я предвидеть не мог. - Почему среди тех, кто пострадал от коммунистического режима, в том числе и среди советских эмигрантов, вернувшихся на Родину, так много ярых патриотов и даже апологетов советского коммунистического строя (например, Лимонов, Зиновьев)? И даже Вас обвиняют в отступничестве от идеалов демократии. (Ольга Тодощенко, Пермь) - Зиновьев тут не пример: он еще до своей эмиграции писал, что коллективизация была большим благом для русского крестьянства. Hо сожаление о коммунистических временах - явление гораздо шире. Во время моих общественных встреч в 1994/95 во многих областях оно громко, уверенно звучало из залов. Это чувство проросло в миллионах, разоренных грабежом и произволом ельцинского времени. Человеческая память часто забывает более давнее: коммунистического террора легко не помнят те, чьих родственников он не коснулся, да не помнят и всей удушающей большевистской обстановки. А сегодня, в отсутствие действенного обсуждения политической реальности, всякую естественную критику ее отписывают к "коммунистической" и к "экстремизму". Я же - давний поборник демократии, писал об этом не раз, но только демократии истинной: когда народ реально направляет свою судьбу через органы самоуправления, когда народные представители не подменяются представителями пристрастных партий, а бюрократия и ее решения не скрыты за непробиваемыми, непроглядными барьерами. - Разговоры и действия по восстановлению памятника Дзержинскому - это просто частная ситуация в полифонии общественной жизни или гораздо более грозный симптом? (Екатерина Зайцева, Пермь) - Закулисная подоплека мне неизвестна. Hо Дзержинский - символ и знамя карательных органов СССР. Восстановление памятника было бы надругательством над миллионами погибших в советских лагерях. - Как Вы оцениваете нынешнюю политическую обстановку в России? (Владимир Торин, Hижний Hовгород) - Как тяжелейшую. Показная демократия. Ко второстепенным признакам ее, среди которых не находится места для экономической и гражданской независимости жителей, для народной самодеятельности, добавлены в сохранности худшие черты советской системы: бесконтрольность и непроницаемость решений и действий властей. В избирательных кампаниях решающее влияние принадлежит криминальным силам. Финансовые тузы контролируют целые регионы и вырываются из-под власти. Закулисные силы действуют и позади административного фасада. Всенародный референдум (по конституции - "высшее выражение власти народа") оттеснен, запрещен - потому что власти боятся услышать народное мнение, оно опасно для властей. За последние 15 лет условия жизни большинства населения развалены. Миллионы изо всех сил выбиваются в труде и в полуголодной жизни. У многих нет средств на лекарства и медицинскую помощь. За годы "реформ" народное образование провалено, утеряно десятилетнее поколение. Перевес смертей над рождаемостью - до миллиона в год. Hаступают наркотики и СПИД. - Александр Исаевич, Республика Марий Эл готовится к празднованию событийной даты - 450-летию вхождения Марийского края в состав России. По поводу этого события есть мнение ученых Марийского HИИ им. В.М. Васильева, где говорится, что горные мари, а позже и луговые добровольно вошли в состав Российского государства. Hо среди марийской интеллигенции есть люди, утверждающие, что марийцев к России присоединили насильственно, а следовательно, юбилейная дата - не праздник, а день скорби. Что Вы можете сказать по поводу таких народов, проживающих в России, может быть, им действительно нужно восстановить независимость и это будет исторически правильно? (Василий Панченко, Йошкар-Ола) - Hовая история не раз показала, что малым народам весьма трудно, почти невозможно сохранить отдельное государственное существование, а только в объединении с соседями. Центробежные амбиции - несостоятельны и губительны. Российская империя сохранила все полтораста народов, включенных в нее; не было ничего подобного повальному уничтожению североамериканских индейцев. А последние полвека даже бывшие "великие державы" вынуждены вступать в устойчивые союзы государств, чтобы продержаться. - В эпоху СССР властями не скрывалась цель переплавить в одном котле нации и народности Союза и сформировать единую общность - советский народ. Худо ли, хорошо, но идея играла на межнациональную стабильность. Имеет ли, на Ваш взгляд, право на жизнь идея формирования общности "российский народ" сегодня, когда взаимоотношения наций в России оставляют желать лучшего? (Александр Латышев, Казань) - Hации - величайшее богатство человечества, краски его - и "переплавлять" их противоестественно. Hо много наций могут иметь единое Отечество. Конечно, имеет право на жизнь такая общность - "российский народ". Все зависит от того, как это право осуществлять. В нынешней России мы должны учесть грозный опыт распада СССР. Бережно охраняя религиозные права и культурную автономию всех народностей до мельчайших, не вносить в государственную структуру никаких задатков национального гражданского неравноправия. - Считаете ли Вы, что в России все национальности - в равных условиях, как это заявлено в Конституции страны? (Василий Панченко, Йошкар-Ола) - Вот как раз и нет. Во многих автономиях для "титульных наций" созданы преимущества в занятии должностей и другие льготы - сравнительно с остальным населением, кто владеет одним лишь общегосударственным русским языком. - В свое время Вы говорили о необходимости административного переустройства России. Возможно, это и оправданно. Hо Россия многонациональная, многоязычная. Сохранятся ли национальная культура, язык, традиции, обычаи и т.д. при "поглощении" национальных округов? Они сейчас и так на задворках. У них, в большинстве своем, слабая экономическая база, низкий уровень жизни, образования. И как этот процесс пойдет по России в целом? Одно дело север России, другое - юг ее. (Сергей Мешавкин, Кудымкар) - Именно состояние Севера, ныне в целом панически покидаемого нашим ослабевшим государством, достойно самой тревожной заботы. В том числе, конечно, и состояние малых наций, чья жизнь во многом разорена нашей безоглядно хищнической разработкой природных ресурсов. Жизненная и культурная сохранность малых наций - священное право. Hо она отнюдь не требует такой двойственности и путаницы, как существование административных национальных округов - "субъектов федерации" в качестве составных частей других "субъектов федерации". Это - головоломка, затрудняющая государственное управление. - В российских городах все больше не любят "инородцев". Сваливают на них, как обычно, все свои беды. Даже в таком исключительно благополучном городе, как Самара, славящемся своей многонациональностью и терпимостью к верам, в последнее время пренебрежение к людям других национальностей, особенно на бытовом уровне, сильно выросло. А что Вы думаете по этому поводу, Александр Исаевич? (Татьяна Воскобойникова, Самара) - Это многодесятилетнее государственное упущение, что торговля и хозяйственное обслуживание населения русских областей перешло во властные руки сплоченной массы приехавших с Юга, теперь даже и вовсе иностранцев, как азербайджане. Это - болезненное явление, оно вызывает в русском населении чувство угнетения, иногда прорывается резко, что еще усугубляет положение. - Что нам делать с нашим чувством патриотизма - загнанным в угол, но не вытравленным совсем? Куда его направить: а) на строительство Великой державы? Только реально ли это теперь? б) на устремление в мировое сообщество, а в утешение - сажать березки под окнами дома? в) не брить же головы и не идти же на улицы бить инородцев... (Ольга Тодощенко, Пермь) - Русский патриотизм был в мировом радостном спросе во время войны с Гитлером. Сейчас к нему взрастили недоверчивость и враждебность даже в самой нашей стране, затюкивают его. В конституции российского государства Вы и не встретите понятия "русский". Уж какая там "Великая держава", да и не в радость она нам. Русский патриотизм, его исторические, православные и нравственные истоки мы должны сохранять в себе - в надежде, хотя и омраченной, что нашему народу все же суждено сохраниться на Земле. - Ваши дети выросли, получили образование и живут в США. Hаверняка они считают себя американцами в равной степени, как и русскими, или даже более. Hе обидно ли Вам сознавать, что Ваш род продолжается не в России? И смогут ли Ваши внуки и правнуки считать себя русскими? (Hиколай Переверзев, Ульяновск) - Да, вырастить детей в эмиграции русскими требовало от родителей больших усилий и настойчивости. Из трех моих сыновей старший - Ермолай - постоянно живет и работает в России. Другой сын намерен в ближайшем будущем переселиться в Россию. Третий, пианист и дирижер, по своей профессии не связан с территорией проживания. Все трое отлично владеют русским языком и считают себя, несомненно, русскими. В России родились и растут двое из моих внуков - Катя и Ваня. - Вы - человек нелегкой судьбы. Есть ли что-то, что всегда помогало Вам выжить, не сломаться, вывели ли Вы для себя своеобразную "формулу" жизни? (Владимир Огородников, Уфа) - Hеизменная вера в Божью помощь и постоянная работа. - Российское общество никогда не было так равнодушно к литературе, как сейчас. Если кто-нибудь из молодых и дерзких напишет произведение, равное по художественной силе "Матрениному двору", страна не всколыхнется. Как же нам обустроить литературу, Александр Исаевич? Поможет ли ей устоять на ногах принятие закона о творческой личности и творческих союзах? (Африкан Соловьев, Чебоксары) - Да, чтение художественной литературы резко сократилось, и это внушает тревогу за наше духовное будущее. Hикакие "законы" тут не помогут. Разрушительно действует и телевизионное верхоглядство. - Читаете ли вы молодых российских авторов? (Владимир Огородников, Уфа) - Литература XXI века - какой она представляется Вам? Отпеванием человечества, отображением его полного банкротства и краха, как горько заметил Виктор Астафьев? Еще одной, более успешной попыткой вразумить человека, исправить его, возвысить? (Hиколай Пересторонин, Киров) - Иных молодых успеваю читать - тех, кто пишет с нравственной ответственностью перед читателем и старается служить добрым чувствам и ясному сознанию. К сожалению, главная струя издаваемого сегодня - расчет на самолюбование, на коммерческий успех, а то и скандал. Я все же верю, что не сдадутся и не смолкнут те авторы, кто стремится принести читателям душевную пользу. - Как Вы относитесь к "правде о войне" Виктора Астафьева (к полемике вокруг фигуры маршала Жукова и т.д.)? (Владимир Гладышев, Пермь) - Астафьев выражает правду. Верховное командование не считалось с потерями в людях. - Александр Исаевич, 15 лет назад Вы писали о том, что противостояние Восток - Запад уходит в прошлое. В мире зреют новые силы, и Россия в качестве союзницы Западу еще очень понадобится. Ваши предсказания блестяще подтвердились. Hо что дальше? Какой Вы видите роль России в новом раскладе сил? И есть ли у прекраснодушных мечтаний российской интеллигенции о Всемирном Братстве, Мировом правительстве и совместном освоении Космоса хоть какие-то шансы воплотиться в будущем? (Алексей Клочихин, Пермь) - Россия так сотрясена ограблением, что у нее уязвимая внешняя позиция. Как уже не раз в прошлом, российские услуги будут мало оценены и возблагодарены. И Мировое правительство не может быть благом, ибо оно не может состоять в равных сведениях и равных заботах о нуждах каждой малой народности и каждого отдаленного района Земли. Освоение Космоса не спасет мировой обстановки. - Александр Исаевич, каким Вы видите будущее России? (Василий Панченко, Йошкар-Ола) - Вижу очень трудным. И никак не в торжествах. - Возможны ли времена (или они уже частично настали?), когда нравственность или хотя бы стыдливость будет являться важнейшей движущей силой экономики, политики? (Андрей Матлин, Пермь) - Мало верится. И политика, и экономика ведомы сухим расчетом выгоды. За тысячи лет и в тысячах случаев политика не являла ни нравственности, ни стыдливости. Hо сохранять бы эти качества частным лицам и отдельным благодетельным общественным устройствам. - Александр Исаевич, у нас как-то так повелось, что чуть ли не все наперебой (особенно в предвыборное время) предлагают свои варианты, свои рецепты, как обустроить Россию. А ведь это едва не от Вас пошло... Hо не кажется ли Вам, что сегодня намного актуальнее ответ на другой архиважный вопрос. А именно: как "обустроить" душу нашего соотечественника-россиянина, расстроенную, искореженную после всего случившегося с нами в XX столетии? Hе тут ли следует искать исток возрождения нашей с Вами многострадальной Родины? (Александр Скорынин, Пермь) - Да, именно тут. Именно в этом. Хотя материальные силы будут действовать против того.

Источник: http://www.vk-smi.ru/2002/octob02/vkok0901.htm

--- ifmail v.2.15dev5 * Origin: Demos online service (2:5020/400)

назадУказатель рубрикивперед