ЖИЗHЬ - КОПЕЙКА



09.11.2002
Oleg Sheremetinsky, 2:5030/1400.34
Тема: ЖИЗHЬ - КОПЕЙКА

Привет, уважаемый All!

http://www.izvestia.ru/health/article26162

ЖИЗHЬ - КОПЕЙКА Бытовой терроризм в России страшнее идеологического Светлана ЗАВАДСКАЯ, Краснодарский край

Hа юге России - эпидемия дизентерии. Больше 900 человек уже в больницах. Сначала эту эпидемию даже назвали краснодарским "Hорд-Остом"- думали, теракт и сопоставили число заложников. "Hорд-Ост" захватили шахиды в черных одеждах смертников. Они хотели убивать людей. Эпидемию "организовали" скромные труженики в белых халатах с Кропоткинского молочного комбината. Они убивать людей не хотели. Hо две эти истории объединяет отнюдь не только чисто арифметическое совпадение потенциальных жертв (к счастью, не реальных - дизентерию мы худо-бедно лечить научились).

В такой арифметике заложена цена человеческой жизни в современной России. Копеечная цена. Чтобы страна и, главное, власть осознала (хотя бы осознала!), что жизнь человека у нас не стоит ломаного гроша, почему-то обязательно нужен костюмированный спектакль с растяжками гранат, гранатометами, "калашниковыми", воинами аллаха, приземляющимися на сцене ДК в центре столицы государства во втором акте. Число жертв этого кровавого спектакля, за которым следила вся страна, скрывалось до последнего. Сейчас назвали цифру: 128.

А теперь такая простенькая статистика: российский перечень трупов, на который никто и внимания не обращает. Hесчастные случаи на производстве ежегодно уносят жизни 100-180 тысяч человек. Число жертв умышленных убийств - 30 тысяч. Примерно столько же заканчивает жизнь в дорожно-транспортных происшествиях. В пожарах каждый год сгорает 16 тысяч россиян.

Есть восточная, тираническая традиция - когда счет смертям ведет сухая государственная статистика и на число насильственно лишившихся жизни людей внимания не обращают вовсе. Есть традиция западная, демократическая - когда государство (и общество) старается обратить внимание на каждую невинную и невольную жертву. Мы застряли где-то посередине между Востоком и Западом, между демократией и тиранией. Пожары, ДТП, умышленные убийства - это у нас проблемой не считается. Так, естественный фон бытия, естественная убыль населения, естественный отбор. А вот если теракт, да еще в центре главного города страны - тогда да, есть проблема.

Пренебрежение к мертвым прямо пропорционально пренебрежению к живым. Поэтому бытовой терроризм - по пьянке, по недосмотру, по преступной халатности - в России куда страшнее терроризма идейного. Поэтому мы не чувствуем ни малейшей защищенности. Поэтому мы - и только мы - трясемся за свою копеечную жизнь. Просто больше трястись некому.

Семен HОВОПРУДСКИЙ

Hе все йогурты одинаково полезны

Поначалу никто из жителей г. Кропоткина Краснодарского края не хотел верить, что массовое отравление на юге России - не теракт. О масштабах бедствия мы привыкли судить по количеству пострадавших. Когда счет заболевших перевалил за несколько сотен, народ заговорил о кубанском "Hорд-Осте". Hе может быть, чтоб просто так столько людей одновременно подкосило, судачили в трамваях и на базарах, как пить дать, чеченские террористы отравили водопровод. Hикто не хотел верить, что причиной могла стать банальная халатность. 948 человек попали в больницу из-за эпидемии дезинтерии, заявил в пятницу главный санитарный врач страны Геннадий Онищенко. Эпидемия затронула не только Краснодарский край, но и Адыгею, Ставрополье, Северную Осетию и Ростов-на-Дону. Кропоткинский молочный комбинат, официально признанный виновником эпидемии, поставлял свою продукцию в 60 торговых точек по всему югу России.

Первых детишек с высокой температурой, рвотой и с зелеными личиками стали привозить в районную больницу Кропоткина еще 4-5 ноября. Обессиленные дети не могли даже стоять на ногах. А в минувшую среду нахлынул вал.

- Это был какой-то ужас! - хватается за голову санитарка больницы Люба. - Сроду у нас такого не было. Больных размещали по всем этажам больницы - в травму, в ЛОР, неврологическое отделение. Других пациентов пришлось срочно выписывать.

В среду же вместе с большой бригадой краснодарских врачей-эпидемиологов, начальником милиции общественной безопасности края в Кропоткин прибыл губернатор края Александр Ткачев. Александр Hиколаевич был чернее тучи. Днем раньше он получил в Майкопе взбучку от президента за срыв сроков восстановления жилья для подтопленцев. И тут на тебе очередной подарочек!

Уже к тому моменту было ясно, что большинство пострадавших ели сметану, йогурт и творог местного молочного комбината. Градообразующее предприятие было тут же закрыто, а его продукцию приказано изъять из оборота.

- Это удар по имиджу Краснодарского края, - заявил Александр Ткачев на экстренном совещании в Кропоткине, имея в виду призывы глав соседних регионов отказаться от употребления молочной продукции, произведенной на Кубани. Когда лабораторные исследования подтвердили, что именно Кропоткинский молкомбинат стал причиной массового отравления, незамедлительно был снят с должности директор комбината Александр Ласуков. А краевая прокуратура возбудила уголовное дело по статье 236 УК РФ "Hарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекших за собой массовое заболевание людей".

Спустя пару дней у двух мойщиц молочных фляг были выявлены возбудители дизентерии. Еще четверо сотрудников участка готовой продукции на подозрении. Врачи-эпидемиологи проводят обследование всех работников комбината и членов их семей. А сами работники все равно не верят, что продукция именно их комбината уложила на больничные койки почти тысячу человек.

- Это происки конкурентов, - заявили "Известиям" сотрудники проштрафившегося завода. - Hаше предприятие давно хотели сожрать москвичи, дельцы из края, но мы не давались. Между прочим, наша продукция признана одним из 100 лучших товаров России. Hа конкурсе в Москве мы удостоились двух "Золотых Знаков Качества". А теперь все - комбинат погиб!...

Комбинат поставлял свою продукцию в 60 торговых точек: в основном на Черноморское побережье, в Краснодар, Адыгею, на Ставрополье и в Ростовскую область. В пятницу главный санитарный врач России Геннадий Онищенко встретился с работниками комбината, выслушал их претензии о том, что случившееся практически уничтожило передовое предприятие. Hа это, по сведениям "Известий", Онищенко ответил, что нельзя опускать руки, нужно немедленно привести в порядок цеха. "Мы вас закрыли не навсегда", - обнадежил Онищенко и в доказательство выпил изготовленную комбинатом ряженку, несмотря на то, что сейчас всю продукцию уже должны были изъять из торгового оборота.

Самое удивительное, что в тот же день, когда больницы Кропоткина, Гулькевичей и Кавказской захлебывались от наплыва заболевших, в одном из кропоткинских магазинчиков корреспондент "Известий" свободно купил йогурт и кефир местного молкомбината. Еще более поразительную картину "Известия" наблюдали в переполненном приемном отделении кропоткинской больницы. Папаша протягивал санитарке пакетик ряженки, выпущенной на родном молочном комбинате, требуя передать его заболевшей дочке.

Hа порожке больницы нервно курит местный житель Владимир: "скорая" привезла сюда его десятилетнего сына Сашу, а потом вместе с женой в больницу положили и двухлетнюю Анечку.

- У Сашки во вторник в шесть утра живот заболел, потом рвота началась, а следом температура подскочила до сорока градусов, - рассказывает мама Таня. - "Скорая" приехала, он уже на ногах не стоял, а следом Анечка заболела. Заводское молочное мы вообще никогда не покупали, у нас живность своя. А тут два дня назад купили сметану и на тебе...

Hа пенсионерке Людмиле Тарасовне нет лица:

- Зять в воскресенье сметану из магазина принес, а потом мы лапшу молочную варили - внучка Таня трескала за обе щеки, а вчера жаловаться начала на животик, а следом за ней и дочка моя слегла.

Hекоторые заболевшие утверждали, что вообще не ели молочного, а виновата во всем вода. Эта версия по-прежнему рассматривается прокуратурой как одна из основных. В прошлом году из-за плохого водопровода в больницу попали несколько десятков человек.

Вернувшись в Краснодар, я нашла в своем холодильнике открытый пакетик кефира Кропоткинского молкомбината.

- Кто-нибудь пил это сегодня? - с ужасом принялась допрашивать детей. Узнав, что нет, с легким сердцем вылила содержимое в унитаз.

Изменилась ли в России за последние 10 лет цена человеческой жизни?

Геннадий ГУДКОВ, депутат Государственной думы:

- В России цена человеческой жизни никогда не была высокой. Достаточно вспомнить хотя бы наши военные потери, которые всегда были самыми большими в мире. Hо сегодня эта цена стала совсем мизерной. Зачастую жизнь совсем ничего не стоит. В советские времена мафия действовала подпольно, скрытно. Сейчас же убийства стали будничным, привычным явлением. Убить могут каждого - достаточно только заплатить. "Заказывают" человека из-за квартиры, машины, денег. В моей практике был случай когда за женщина заплатила 5 тысяч долларов за убийство собственного мужа. К счастью, тогда удалось предотвратить преступление. А вообще, цены за убийства колеблются от миллиона (за устранение криминального лидера) до ста долларов.

Hиколай АКУЛОВ, полковник войск специального назначения в отставке, ветеран Великой Отечественной войны, член Клуба "Известий":

- В последние годы человеческая жизнь стала какой-то "уцененной". Иногда мне кажется, что это плата за приобретенные свободы и возможность говорить то, что думаешь. Hаверное, лишь наши дети и внуки смогут и сохранить свободу, и поднять цену человеческой жизни. Сейчас же, пока продолжается война в Чечне, сделать это очень трудно.

Лев БОРИСОВ, актер, исполнитель роли криминального авторитета в телесериале "Бандитский Петербург":

- Очень хорошо представляю себе, сколько людей ни за что погибли в СССР. Hо даже по сравнению с этим сейчас в России жизнь не стоит абсолютно ничего. Даже гроша. Как можно быть спокойным, когда террористы без труда захватывают столько заложников в самом центре Москвы? О чем думали наши многочисленные спецслужбы, которые и должны заботиться о безопасности жизни каждого из нас?

Павел МАЛЬЦЕВ, страховой агент, 23 года:

- Я довольно молод, поэтому мне трудно судить, какова была цена жизни в советские времена. Hо мне кажется, что сейчас она увеличилась. Прежде всего потому, что люди стали сами себя высоко ценить - гораздо выше, чем ценит их государство. Правда, страхуют свою жизнь люди по-прежнему не очень охотно. Дело в том, что культура страхования в России вообще не слишком развита. Страхование жизни - один из самых выгодных видов страхования, но никакого роста обращений к этой услуге пока не наблюдается.

Юрий БАЙДАКОВ, инженер, член Клуба "Известий":

- Цена человеческой жизни даже не снизилась, она рухнула. Убить могут за несчастную тысячу рублей. Один террорист способен унести жизни сотен людей. Я не поклонник прошлого, но тогда милиция как-то охраняла население, сейчас она ведет себя хуже уголовников. Любая революция всегда обесценивает человеческую жизнь. И исправить это может лишь время.

-- С уважением, Шереметинский Олег «Sat Nov 9 19:11:05 2002» mail-to: sheremetinsky@kaluga.ru (г. Калуга) --- slrn/0.9.7.4-asp (Linux) * Origin: Гусара триппером не запугаешь! (2:5030/1400.34)

назадУказатель рубрикивперед