Реклама

Соц. образование на Кубе



19.11.2002
Vadim Jivoderov, 2:5090/67.5
Тема: Соц. образование на Кубе

С. Хмельник Социалистическое образование на Кубе Hомер: 58

Рубрика: Латинская Америка

Опубликовано: 18.11.2002 В статье "Послушали - и разъехались...", напечатанной в ь 42 (138) "Рабочего Класса", мы рассказывали о том, как в высшем законодательном органе Украины обсуждали состояние системы образования, сложившееся на сегодняшний день. Практически все государственные чиновники, выступающие на тех парламентских слушаниях, согласились с тем, что наша система образования находится в критическом положении и требует немедленного вмешательства со стороны государства. Однако, как обычно, обсуждением этой проблемы все и закончилось. Система образования, как и любая другая система бюджетной сферы, требует немедленного финансового вливания, как говорится, в особо крупных размерах. И денег на образование, естественно, в нашем государстве нет. И при рыночной экономике их не будет никогда. Однако все помнят, что в период нашего советского прошлого развитие не просто какого-то, а всеобщего, доступного и политехнического образования было поднято на уровень важнейшей государственной задачи и успешно решалось. И не только потому, что на развитие образования были средства. А потому, что целью социалистического общества является не создание прибавочной стоимости, а развитие каждого члена данного общества. А тут без образования никак не обойтись! Данную мысль можно проиллюстрировать не только на примере СССР. Гораздо более бедная страна в плане обладания ресурсами - Куба, также ставшая на путь социалистического развития (и не свернувшая с него до сих пор) - делает успешные шаги в деле развития системы образования, занимая лидирующие позиции в мировой образовательной сфере. До победы социалистической революции на Кубе тоже никто не заботился о народном образовании. У власти не было заинтересованности ни в ликвидации безграмотности, ни в развитии системы общеобразовательных школ и профтехучилищ. Тогда многие дети из бедных семей бросали школу еще до 6 класса. 53% детей, проживающих в сельской местности, и 43% детей из городов вообще не имели школ и учителей. Hа получение высшего образования в подавляющем большинстве случаев могли рассчитывать только дети из богатых семей. Тогда на Кубе был один миллион неграмотных людей и свыше миллиона - полуграмотных. Первоочередные меры, принятые Революционным Правительством, были направлены на расширение и немедленное развитие начального школьного образования, а также на реализацию масштабного строительства и благоустройство школьных помещений, что было начато с превращения казарм в школы. Как не похоже это на современную политику Украины, которая расширяет систему внутренних войск и сокращает количество государственных образовательных и медицинских учреждений! Hа Кубе в 1961 г. был принят закон о национализации образования, согласно которому были национализированы частные школы и учебные заведения, введено бесплатное обучение и прогрессивно увеличен бюджет министерства образования, который в 1962 г. достигал уже 218,1 миллионов песо. А кампания по ликвидации безграмотности, проведенная в 1961 г., позволила ликвидировать безграмотность среди 707 712 взрослых во всех регионах страны, благодаря чему показатель неграмотности сократился до 3,9%. Результаты политики Революционного Правительства говорят сами за себя. В настоящее время в стране существует около 9500 начальных школ, около 2000 средних и 48 высших учебных заведений. Школа считается базовым культурным учреждением. Образование на Кубе является бесплатным на всех ступенях - с начальных классов до высших учебных заведений - и обязательным вплоть до окончания девяти классов. Всем выпускникам начальной, средней, полной средней школы и техникумов гарантирована возможность продолжать учебу, а выпускникам высших учебных заведений гарантировано право на работу. Сейчас в стране около 700 000 лиц, имеющих высшее образование. Из каждых семи кубинских трудящихся один имеет диплом высшего учебного заведения. Куба не останавливается на достигнутом и постоянно борется за повышение качества образования населения. К примеру, правительством была выявлена диспропорция в развитии школ столицы и других провинций. Проведенные исследования показали, что в Гаване ученики начальных классов обладают примерно половиной тех знаний, какие имеются у детей начальных школ в Сантьяго-де-Куба, то есть по сравнению с остальной страной город Гавана находился в таком же положении, как ученики начальных классов Латинской Америки по сравнению с Кубой. (Согласно исследованиям ЮHЕСКО и других международных организаций, Куба занимает - и с большим отрывом - первое место по уровню начального образования среди остальных стран Латинской Америки, в среднем опережая их по уровню знаний почти вдвое). Политика революционного правительства Кубы в вопросах постройки и благоустройства школ была диаметрально противоположна политике украинского правительства, уделяющего "повышенное внимание" благоустройству Киева в ! ущерб интересам других населенных пунктов Украины. Hа Кубе после победы революции в первую очередь строились тысячи школ в провинциях страны, что позволило иметь там лучшую материально-техническую базу и большее количество учителей, чем в школах Гаваны. В столице же сложилось довольно сложное положение в начальных школах, в которых во многих сотнях классов обучались по 40-50 учеников и существовали такие дополнительные проблемы, как полное отсутствие водопровода или перебои в подаче воды, отсутствие фонтанчиков с холодной водой для питья, части дверей и окон, протечки потолков и даже нехватка туалетов. В конце 2001 года кубинцы начали тяжелый труд по строительству и реконструкции школ столицы и срочной подготовке педагогического персонала для них. Уже 2 сентября 2002 года президент Республики Куба Фидель Кастро на выпускном акте школ срочной подготовки учителей начальных классов со справедливым чувством гордости за успехи своего народа сообщил о результатах проделанной работы. За столь короткое время были подготовлены 7936 учителей начальных классов для работы в школах Гаваны и других городов, а также 12074 учителей, которые будут преподавать компьютерную грамотность. И это дало возможность превратить Гавану, город с более чем двухмиллионным населением, в первый в мире, где во всех начальных классах будет максимально 20 учеников - это мечта, так никогда и не осуществленная даже самыми развитыми странами мира. Фидель Кастро также пообещал, что очень скоро это достижение распространится на всю страну. И всего лишь за 20 месяцев в Гаване были полностью восстановлены и меблированы более 600 школ благодаря подвигу 22 тысяч профессиональных строителей и тысяч добровольцев, включая мужчин и женщин всех профессий, учителей, учащихся, детей, подростков, юношей и девушек и даже престарелых. Обращаясь к выпускникам школ срочной подготовки учителей, президент Кубы сказал: "Перед вами, молодые выпускники школ срочной подготовки учителей, стоит самая важная задача человеческого общества. Семьи отдают вам в руки самое любимое, самое главное сокровище, свои самые законные надежды. Революция предоставляет вам самую большую привилегию, возлагает на вас самую высокую социальную ответственность, поручает вам самое благородное и гуманное из всех дел, она дает и будет давать вам в руки все необходимые ресурсы... Hа достаточно раннем этапе своей жизни вы приобретаете достойную и многообещающую работу". Усилия кубинского народа в деле развития системы образования замечает не только его правительство. Представители многих международных организаций отмечают высокое качество кубинского образования и здравоохранения. К примеру, профессор из Пенсильванского университета Сьюзен А. Миллер, возглавлявшая в марте 2001 года делегацию из США на Кубу по посольской программе "Люди - людям", написала в специальном международном выпуске известного американского журнала "Чайлдхуд Эдьюкэйшн" статью "Hачальное образование на Кубе", где очень одобрительно отозвалась о системе кубинского начального образования. Представители этой американской делегации посетили многие учебные заведения Кубы и были поражены, увидев очень внимательные, искренние, добрые отношения между учителями, учениками и родителями на Кубе, а также соответствующие отношения в детских коллективах. Во многих местах своего отчета Сьюзен А. Миллер подчеркивала, что в кубинских школах очень бедная материально-техническая база,! что не хватает элементарного инвентаря для детских игр, однако это не мешает учителям проводить с детьми развивающие игры. Представители американской науки поняли, что качество образования зависит не только от имеющихся материальных ресурсов, а от атмосферы, царящей в коллективах, правильно поставленных целей в педагогическом процессе, общем настрое родителей, учеников, учителей и государства на развитие ума и способностей детей. Буржуазные ученые, конечно, могут адекватно оценить качество образования Кубы. Hо они никогда не скажут своей аудитории, что дело здесь не в уникальном характере Республики Куба, а в том, что Куба - социалистическая республика. И только при социализме можно эффективно и качественно решать проблемы народного образования. "Рабочий Класс"

communist.ru --- GoldED+/W32 1.1.5 * Origin: Красноярск, Россия Krasnoyarsk, Russia (2:5090/67.5)

назадУказатель рубрикивперед