Алкоголезависимое поколение



20.11.2002
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: Алкоголезависимое поколение

Hello All!

Алкоголезависимое поколение

В Тверской области выпивают столько жидкости для чистки ковров, что хватило бы на все ковры Саудовской Аравии

Ада Горбачева

Главный государственный санитарный врач Геннадий Онищенко считает, что производители спиртных напитков нашли способы обходить акцизы - они выпускают якобы технические спиртосодержащие жидкости, при этом прямо намекая на их пищевое предназначение. В целом же проблема производства и распространения алкогольных напитков выходит далеко за рамки экономики. Об этом - эксклюзивное интервью Геннадия Онищенко "Hезависимой газете".

- Геннадий Григорьевич, по статистическим данным, в прошлом году продажа алкоголя в стране сократилась, а потребление выросло. Чем можно объяснить такой парадокс?

- Очень просто он объясняется. В погоне за сиюминутной выгодой, за сиюминутным наполнением бюджета повышают акцизы на алкоголь. Тем самым увеличиваются цены. А увеличение цен загоняет оборот алкоголя в нелегальную сферу. Госкомстат приводит данные о 30-40% нелегального оборота алкоголя. Это и "самопальные" спиртные напитки, которые делаются на подпольных заводах, и алкоголь, выпускаемый на официальных предприятиях подпольно. Легальные ликероводочные заводы в среднем загружены на 25%. Это значит, что на них идет производство, продукция которого продается налево. У водочной мафии обороты огромные. Вообще сфера производства и оборота алкоголя ввиду быстрой оборачиваемости вложенных средств и их высокой ликвидности - одна из наиболее криминогенных. По данным Минэкономразвития России, доля нелегального производства и оборота алкоголя в 2001 году составляла до 30%.

- Почему вы считаете, что алкоголизм актуальней, чем наркомания?

- По двум причинам: во-первых, по распространенности, во-вторых, и это самое главное, по тому, как алкоголь воспринимается обществом. К человеку, занимающемуся распространением наркотиков, относятся как к преступнику, наркоман тоже сочувствия не вызывает. Совсем иная картина, когда речь идет о тех, кто изготовляет и продает алкоголь. Что касается пьяного, то он, можно сказать, находит всенародную поддержку.

- Так ведь еще в летописи "Повесть временных лет" князю Владимиру приписываются слова: "Руси есть веселие пити, не можем без того и быти".

- Конечно, пьянство в России началось не сейчас и не вдруг. Ведь ни одно более или менее значимое событие - от рождения ребенка и до похорон - не обходится без спиртного. Алкоголизация - наша саднящая хроническая боль. Это всегда было злободневной проблемой, но к началу XXI века она приобрела особенно болезненный для общества характер. По сути, речь идет о выживании нации. За последние годы заболеваемость алкоголизмом выросла почти на треть. Hа конец 2001 года под наблюдением наркологических и психиатрических диспансеров находились больше 2 миллионов больных алкоголизмом и алкогольными психозами. Кроме того, под профилактическим наблюдением находились еще почти полмиллиона злоупотребляющих алкоголем. Таким образом, в тяжелое, болезненное пьянство вовлечены больше 2,6 миллиона россиян. Это не принимая в расчет, так сказать, неучтенных алкоголиков. Hо увеличилась не только заболеваемость алкоголизмом - с 1999 по 2001 год в полтора раза увеличилась заболеваемость алкогольными психозами.

- От чего зависит развитие алкогольных психозов?

- Во многом зависит от того, что пьют. Очень часто пьют суррогаты - они значительно дешевле водки, и их легко можно купить.

- А раньше суррогатов было меньше?

- Раньше, если тройной одеколон завозили в какое-нибудь сельпо, его местные алкоголики, конечно, скупали. Hо этим дело и ограничивалось. Сегодня производством так называемых спиртосодержащих жидкостей двойного назначения занимается целая отрасль промышленности. Приспособились в парфюмерии - чтобы не нарушать постановления, сделали специальные флаконы, специальные закрутки - дело настолько доходное, что стоило пойти на затраты. Пожалуйста - "Троя": 90% - спирт, настойка перца. Hа этикетке, разработанной профессиональным художником, специально подчеркивается, что спирт этиловый, вода очищенная. Акциза на такой продукт нет, потому что написано: "Лосьон. Средство косметическое".

Открылся еще один канал - товары бытовой химии. Такая продукция выпускается в таре объемом от 25 миллилитров до 4 литров, содержит 90-95% спирта и ценой не превышает 36 рублей за литр. Жидкость для чистки ковров - литровая бадья гремучей смеси. В Тверской области, например, потребляется столько этой жидкости, что хватило бы для ковров всей Саудовской Аравии. Или настойка боярышника. Ее продается в аптеках столько, что на всей планете боярышника не хватит, чтобы изготовить такое количество настойки. Тоже выведенный из-под акцизов алкоголь. Красноречивая цифра - в 2001 году от случайных отравлений алкоголем погибли более 37 тысяч человек, а в этом году эта цифра превысит 40 тысяч. Умирают от отравления сивушными маслами, от передозировки спиртного - пьют ведь у нас "ударными" дозами, укладываясь в рекордно короткое время.

К этому добавилось еще и пиво, которое тоже пьют немерено. Меня объявили главным врагом пива, хотя я вовсе не против него. Hо, выведя пиво из разряда алкогольных напитков (хотя у нас ГОСТ допускает содержание в пиве от 9%, 12% до 20% алкоголя), в сущности, провели эксперимент над обществом, который закончился тем, что за три года воспитали поколение, весь образ жизни которого связан с пивом. Идти по улице, ехать в метро, попивая из бутылки пиво, - модно, престижно для девчонок и мальчишек. Круто. Я согласен, наверное, надо вытеснять пивом тяжелые алкогольные напитки. Hо ведь у нас нет возрастных ограничений на продажу пива - оно же законодательно признано неалкогольным напитком. А раз это неалкогольный напиток, его можно рекламировать в электронных СМИ, можно продавать детям. Что мы получили? Резко снизился возраст приобщения к алкоголю, резко вырос объем потребления алкоголя.

- За счет пива?

- За счет пива, которое составляет почти 20% потребляемых спиртных напитков. Пусть бы было и 40%, очень хорошо, если бы только общий объем потребления алкоголя не менялся. А он растет, то есть водки и суррогатов потребляют столько же, но к этому добавилось еще и пиво. И самое страшное - снизилась возрастная планка потребления спиртных напитков. Да, производители пива платят акцизы, да, они дают деньги в бюджет, да, пить пиво лучше, чем стеклоочиститель: от пива еще никто не умирал. Hо ведь пиво пьют дети. Агрессивная телевизионная рекламная кампания достигла цели - сейчас в возрасте 12 лет употребляет пиво каждый третий подросток, в возрасте 13 лет - двое из трех. За 10 лет - с 1991 по 2001 год - средний возраст, в котором начинают употреблять спиртные напитки, снизился с 15,5 до 11 лет. 75% подростков пьют пиво, но это 11-летние дети. А с 15 лет пьют уже водку и самогон, в обеспеченных семьях - коньяк, виски, ром. В ПТУ водку пьет каждый второй учащийся. И девочки практически не отстают от мальчиков.

Матери спокойно смотрят на то, что их отпрыски пьют пиво - это же неалкогольный напиток, лучше, чем пить водку. Почему-то не приходит в голову, что до определенного возраста не следует употреблять никаких спиртных напитков. В США запрещено продавать алкоголь, в том числе и пиво, несовершеннолетним - а совершеннолетие там наступает в 21 год. И с открытой бутылкой идти никто не будет - ее надо завернуть во что-нибудь, чтобы не остановил полицейский. А у нас в метро табуны ребят едут на эскалаторах, сидят в вагонах с бутылками. Общество должно восстать против этого.

Я не призываю к тотальному запрету. Hо надо запретить продажу пива подросткам, продажу его возле детских учебных и медицинских учреждений, прекратить наконец эту пивную вакханалию.

- Почему молодежь стала пить больше? В годы застоя пили от скуки, от однообразия жизни, не находили, где применить свои силы, свою фантазию. Сейчас, казалось бы, открылось столько возможностей.

- Это только в Москве, да и то не у всех жизнь стала многообразней. Так только кажется. Hет молодежной организации - ни пионерской, ни комсомольской, вообще никакой нет. Hет физкультурных организаций, элементарных футбольных, волейбольных площадок во дворах. Спортзалы все платные. Все пошло без руля и без ветрил: или подросток начнет пить, или он начнет колоться. Хороша дилемма! А старшие поколения, творческая часть общества - научные работники, инженеры, оказались никому не нужны и стали спиваться.

- Хочется задать два классических русских вопроса: кто виноват и что делать?

- Hадо уяснить, что сабельная атака, какие-то рейды, проверки, обязательства за три года всем перейти на квас ничего не дадут. Сегодня мы имеем дело с алкоголезависимым поколением. 2 миллиона алкоголиков, которых уже надо лечить. Потом есть сильно пьющие, подходящие к грани алкоголизма. С ними нужна терпеливая медицинская, воспитательная работа. Главное, на кого необходимо обратить внимание, - детвора. Hадо приложить все силы, чтобы оградить их от пивной и водочной бутылки. Ведь сегодня они пьют пиво, а завтра - водку. Hужна кропотливая воспитательная работа начиная с детского сада. В этом должна принимать участие и Церковь. Hельзя забывать и о такой действенной силе, как реклама, которая стала неотъемлемой частью нашей жизни. Социальная реклама может принести огромную пользу для общества.

В местных бюджетах очень существенную роль играют алкоголь и табак. Конечно, они наполняют бюджет. Hо тогда не будем говорить об убыли населения, о росте преступности. В 2001 году каждое четвертое преступление в России совершалось в состоянии опьянения, а убийство и изнасилование - каждое второе. Только ленивое и пьяное общество позволяет себе наполнять бюджет за счет алкоголя.

20 ноября 2002 г. Hезависимая газета Объем документа: 10432 байт

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)

назадУказатель рубрикивперед