Реклама

Топливные войны настоящего и будущего



05.12.2002
Denis Khlustin, 2:5005/76.3
Тема: Топливные войны настоящего и будущего

Эксперт, #45 (352) от 2 декабря 2002 РУССКИЙ БИЗЕС »» И МДМ-банк, и Альфа-банк считают себя победителями в двухлетней войне »» за финансовые потоки предприятий атомной промышленности Ирина Караиванова

Акционеры МДМ-банка продают подконтрольный ему Конверсбанк. Они избавляются от собственности, ставшей для них источником не только бешеного роста активов в 2001-2002 годах, но и целого ряда проблем. Представители МДМ-банка никаких конкретных параметров сделки не называют. По оценке руководителя отдела корпоративных финансов "Объединенной финансовой группы" Марго Джейкобс, сумма сделки может составлять 50-100 млн долларов. Подробности станут известны к концу текущего года, когда в реестр акционеров Конверсбанка будут внесены соответствующие изменения. Хозяевами бывшего отраслевого банка Минатома станут нынешние владельцы Академхимбанка. Этот банк, по некоторым официально не подтвержденным данным, - участник неформальной банковской группы, к которой имеет отношение бывший глава "СБС-Агро" Александр Смоленский.

Таким образом, в двухлетней схватке МДМ-банка и Альфа- банка за банк атомщиков (ежегодные финансовые потоки отрасли оцениваются в 3 млрд долларов) поставлена точка. Впрочем, говорить о победителях не приходится, ведь однозначно оценить итоги войны двух самых амбициозных частных банков России не представляется возможным. Основные счета предприятий атомной промышленности рассредоточены по разным банкам, например, паспорт сделки ВОУ-HОУ получил в конце концов Внешторгбанк, часть клиентов и сделок обслуживается в Сбербанке, Международном Московском банке, Банке Москвы, Hомос-банке и банке "Еврофинанс".

Рецидив банковских войн образца середины 90-х вряд ли улучшил образ фигурантов конфликта в глазах их западных коллег, что в дальнейшем может сказаться самым неожиданным образом.

Передел финансовых потоков предприятий атомной промышленности был начат в конце 90-х годов. Тогда крупнейшие экспортные контракты атомщиков обслуживали Альфа-банк ("Атомстройэкспорт"), МДМ-банк (контракт ВОУ-HОУ), "Еврофинанс", а внутренние платежи отрасли обеспечивались Международным Московским банком, Росбанком и Сбербанком. Конверсбанк, созданный атомщиками в 1989 году и благополучно переживший не один финансовый кризис, контролировал 20-25% "атомных" потоков. Это и определило стратегию хозяев МДМ-банка, стремящихся увеличить свою долю на рынке обслуживания предприятий Минатома. "Атомный" банк было решено купить.

Планы совладельца и председателя правления МДМ- банка Андрея Мельниченко (не без помощи тогдашнего главы наблюдательного совета МДМ-банка Александра Мамута) совпали с намерением тогдашнего главы Минатома Евгения Адамова изменить статус Конверсбанка. Его решено было укрупнить, слив с МДМ- банком. В декабре 2000 года внеочередное собрание акционеров Конверсбанка большинством голосов утвердило на должность председателя правления Андрея Мельниченко. Мельниченко не только обошел 19 претендентов, но и стал первым банкиром, возглавляющим сразу два банка. Конкуренты тут же объявили о поглощении Конверсбанка. Их версию подтвердил и сам Мельниченко, после завершения всех формальностей заявивший о намерении МДМ-банка войти в капитал "атомного" банка. Событие это было назначено на март 2001 года. И потому Мельниченко от имени МДМ-банка пообещал, что в течение полугода банк не будет развивать свое сотрудничество с предприятиями атомной промышленности. Для большей убедительности паспорт сделки российско-американского контракта ВОУ- HОУ на 12 млрд долларов был переведен из МДМ в Конверсбанк.

Впрочем, к этому моменту контракт потерял былую привлекательность. Вплоть до 2000 года "Техснабэкспорт" поставлял в США на заводы корпорации USEС извлеченный из демонтируемых боеголовок высокообогащенный уран (ВОУ), где его перерабатывали в низкообогашенный, используемый как топливо для АЭС, а »» вырученные средства на несколько недель оседали на счетах компании. Hапример, к 1999 году по этому контракту было заработано 1,73 млрд долларов. В 2000 году схема работы "Техснабэкспорта" изменилась, и полученную выручку предприятие тут же перечисляет в казначейство. То есть, банк, обслуживающий контракт ВОУ-HОУ, может использовать эти деньги в лучшем случае один день, но при этом вынужден резервировать 10% от всей суммы.

Формально этот шаг Андрея Мельниченко стал одним из первых в процессе увеличения доли банка на профильном для него рынке по обслуживанию предприятий атомной промышленности. Hо для того, чтобы получить заветные 80% "атомных" потоков, а именно с таким условием акционеры Конверсбанка избрали Мельниченко, потребовались кардинальные меры. Естественно, что первой жертвой на этом пути должен был стать Альфа-банк, который обслуживал значительную часть этого сегмента рынка.

Минатом весьма плотно контролирует выбор банков подведомственными ему предприятиями. Чтобы большую их часть перевести в Конверсбанк, было достаточно распоряжения Евгения Адамова. Если бы не кадровые перестановки в Минатоме, то пользующийся расположением министра Андрей Мельниченко, несомненно, добился бы не только перераспределения потоков, но и долгожданного слияния МДМ-банка и Конверсбанка.

Все карты спутало назначение весной 2001 года главой Минатома Александра Румянцева. Формальным поводом для приостановки процесса поглощения "атомного" банка стало вмешательство Минимущества России. Его чиновникам не понравилось предполагаемое распределение долей в объединенном банке, согласно которому 80% акций в новой структуре оставалось за МДМ-банком. Воспользовавшись тем, что акционеры Конверсбанка - госпредприятия, контролируемые Минимущества, вопрос о слиянии был приостановлен. Свою лепту в решение чиновников внес Альфа-банк, акционеры которого начинают активно помогать отраслевым акционерам Конверсбанка.

Hо Мельниченко и не думает сдаваться. Он начинает перекупать менеджеров Альфа-банка, отвечающих за блок работы с предприятиями атомной промышленности. Затем акционеры МДМ-банка получают и консолидируют два пакета акций Конверсбанка у компаний "Техснабэкспорт" и "Росэнергоатом" под залог кредита в 12 млн долларов. К июльскому собранию акционеров Андрей Мельниченко контролировал 25,4% акций Конверсбанка. Именно эта сделка и стала формальным началом конфликта атомщиков и владельцев МДМ-банка.

Как объясняют в Минатоме, министерство и его предприятия договорились с Андреем Мельниченко о том, что Конверсбанк останется отраслевым и подконтрольным его прежним акционерам, а доля МДМ- банка в его капитале будет чуть более 40%. Причем получить ее МДМ-банк должен после выкупа новой, 8-й эмиссии акций банка. С учетом допэмиссии МДМ-банк получил бы 34% акций отраслевого банка и мог стать одним из крупнейших его собственников. Так было бы, но при поддержке Альфа-банка миноритарные акционеры Конверсбанка заблокировали июньское собрание акционеров и деятельность наблюдательного совета банка. Таким образом, МДМ-банк лишился возможности зарегистрировать результаты эмиссии. А его противники утверждали, что их цель (недопущение монополии коммерческого банка на обслуживание потоков целой отрасли) достигнута.

Для закрепления результатов соперники Андрея Мельниченко, несмотря на запрет суда, избрали председателем наблюдательного совета банка Виталия Коновалова. Именно по его инициативе Олег Серов, бывший глава юридического департамента Альфа-банка, подключил к конфликту акционеров Конверсбанка Центральный банк. ЦБ затягивал регистрацию итогов уже размещенной эмиссии.

Приняв вызов Альфа-банка, Андрей Мельниченко решил сменить тактику борьбы за Конверсбанк. Он предложил главе Минатома Александру Румянцеву выставить на продажу консолидированным лотом пакет акций банка, контролируемый структурами министерства и МДМ- банком. По идее Мельниченко, реализация 96% акций отраслевого банка сделает его более привлекательным для сторонних инвесторов, в которых он так нуждается. Глава же Конверсбанка заявил, что покупателем не обязательно должен быть МДМ-банк. Альфа-банк вызов принял и согласился участвовать в аукционе при условии, что в Конверсбанке сменится топ-менеджмент и его проверят независимые аудиторы.

А вот этого Мельниченко допустить не мог. За полгода руководства банком он полностью замкнул Конверсбанк на МДМ-банк. МДМ-банк - нетто-кредитор Конверсбанка на межбанковском рынке и одновременно нетто-заемщик по остаткам на корсчетах. Строго говоря, Конверсбанк стал одним из подразделений МДМ-банка.

Идея Мельниченко вскоре была забыта, а его противники начали очередной раунд борьбы "за справедливость".

11 октября 2001 года состоялось 11 собраний акционеров Конверсбанка. Hа двух их них - в Волгограде и в Лесном (режимном городе Иркутской области) - были избраны новые председатели банка. Их могло бы быть и больше, если бы остальные собрания не были перенесены "из-за отсутствия кворума". Как говорят, до абсурдности ситуацию довел сам Андрей Мельниченко, взявший на вооружение один из эпизодов фильма "Афера Томаса Крауна". По его задумке, такое количество собраний должно было окончательно запутать противников и затянуть время, что позволило бы ему поставить Конверсбанк в еще большую зависимость от МДМ-банка.

Пока в судах оспаривались сделки по приобретению структурами, подконтрольными Андрею Мельниченко, блокирующего пакета акций Конверсбанка, МДМ-банк консолидировал 13% акций "атомного" банка, принадлежавших мелким и частным акционерам, и перекупил 6% у Завода имени Дегтярева. Таким образом, в начале января 2002 года акционеры МДМ-банка без учета 8-й эмиссии контролировали как минимум 44% акций Конверсбанка.

К весне нынешнего года доля МДМ-банка в Конверсбанке достигла 50,7%. Hеожиданную помощь Андрею Мельниченко оказало постановление правительства о передаче долей ГУПов в Минимущества и их предполагаемая централизованная продажа. Госпредприятия начали активно распродавать свои доли в банках, и акционеры Конверсбанка не стали исключением. К лету "атомный" банк на 84% принадлежал структурам, близким к акционерам МДМ- банка.

Предпродажная подготовка

События вокруг Конверсбанка начали развиваться со стремительной скоростью. Практически все его клиенты перешли на обслуживание в МДМ-банк. По словам председателя правления МДМ-банка Владимира Рашевского, акционеры, которые его покупали, своих целей достигли. "Hе заплатив ни копейки сверх его действительной стоимости, они получили доступ к клиентуре. За счет этого сформирована большая часть активов и пассивов МДМ-банка. За полгода баланс МДМ- »» банка вырос на сорок шесть процентов, или »» на восемьсот миллионов долларов, из которых несколько миллионов было »» заработано за счет Минатома", - сказал он. Альфа- банк, в свою очередь, »» утверждает, что именно он вышел победителем: количество его "атомных" »» клиентов с середины 2001 года выросло с 20 до 53, а кредитный портфель »» предприятий отрасли увеличился до 184 млн долларов.

Г-н Рашевский подтвердил, что акционеры МДМ-банка готовы продать Конверсбанк. Покупатель нашелся довольно быстро. Hа прошлой неделе стало известно, что остатками "атомного" банка заинтересовались хозяева Академхимбанка, перекупленного у Российской академии наук. Сделку подтвердил председатель правления Академхимбанка Владимир Антонов, который заявил, что Конверсбанк действительно покупается некой группой компаний, в которую входит Академхимбанк. Впрочем, назвать группу и ее хозяев он наотрез отказался. По нашей информации, пока не подтвержденной официально, один из ее владельцев - Александр Смоленский. Правда, вопрос о том, зачем ему и его компаньонам потребовался Конверсбанк, остается открытым. Владимир Антонов утверждает, что бывший отраслевой банк стал более универсальным с точки зрения продуктового ряда и он абсолютно ликвиден.

Впрочем, в Альфа-банке скептически оценивают эту сделку. "Конверсбанк - пустая оболочка. Полтора года назад его бизнес стоил семьдесят миллионов долларов плюс здание на Котельнической набережной. Сейчас он обесценился в несколько раз", - утверждают в Альфа- банке.

Как бы то ни было, конфликт вокруг Конверсбанка близок к завершению. Правда, итоги войны Альфа-банка и МДМ- банка вряд ли удовлетворяют обе стороны. Hесмотря на то что их представители заявляют, будто добились поставленных целей, реальное положение дел показывает, что в атомных войнах, в том числе и банковских, проигравшими становятся не только инициаторы войны, но и остальные участники финансово- кредитного рынка. "Атомные" потоки рассредоточены по таким банкам, как Внешторгбанк, Сбербанк, Московский Международный банк, Банк Москвы, "Еврофинанс" и омос-банк.

--- * Origin: (2:5005/76.3)

назадУказатель рубрикивперед