[3/20] "Советия": Глава 5



09.12.2002
Andrei Jadrentsev, gate
Тема: [3/20] "Советия": Глава 5

From: "Andrei Jadrentsev" «andrei_jadrentsev@ep.minsk.by»

Движение в сторону фашизма продолжалось до самой кончины Сталина. Во многом помогла этому начавшаяся после второй мировой войны "холодная война", которая послужила оправданием для создания атмосферы ксенофобии (печально известна компания борьбы с "безродными космополитами"). Казалось, гуманистический идеал интернационализма в СССР был окончательно забыт. Тем удивительнее, сколь быстро произошло возвращение к гуманистическим идеалам после смерти тирана. Объяснить эту скорость можно лишь тем, что советская цивилизация наконец достигла зрелости. Однако прежде чем переходить к рассмотрению периода, последовавшего за периодом попыток реставрации царизма, рассмотрим еще одну характерную особенность этой реставрации:

5.3.2.3 Возрождение традиционных религий и превращение коммунизма в религию.

Удивительной особенностью сталинской реставрации царизма было то, что помимо попыток возродить традиционные дореволюционные религии, в первую очередь православную, (что вполне понятно в свете поворота в сторону русского национал- шовинизма), была предпринята совершенно невероятная попытка превратить в религию коммунистическое учение, которое по самой своей сути является учением анти-религиозным и материалистическим. Если бы Ленин каким то образом смог узнать что после его смерти его тело превратят в объект религиозного поклонения, своего рода "святые мощи" новой религии, то этот убежденный атеист наверное крепко бы выразился по этому поводу, и самым мягким из его выражений было бы слово "архиглупость". История того, как тело Ленина было превращено в "святые мощи", является, пожалуй, самым наглядным примером искажающего и разлагающего влияния средневековой русской культуры на только нарождавшуюся советскую цивилизацию. Когда Ленин умер, было слишком много желающих с ним проститься. Люди ехали из дальних "медвежьих углов". Дело было зимой, погода была холодная, тело хорошо сохранялось в холоде, и решено было немного отложить похороны, чтобы все желающие смогли успеть проститься. Желающие все прибывали и прибывали. Решено было попросить докторов, сделать что-нибудь с телом, чтобы оно смогло продержаться еще пару неделек, до похорон. Затем еще пару неделек. Затем месячишко. Hарод продолжал идти сплошным потоком. Похороны все откладывались и откладывались. Врачи находили все более совершенные методы сохранения тела. Желающие проститься продолжали прибывать. Пришлось построить для них постоянно действующий мавзолей. Жители "медвежьих углов" поклонялись телу Ленина так же, как они до революции поклонялись святым мощам какого-нибудь святого. Они приезжали в мавзолей на паломничество, так же как раньше они приезжали на паломничество в какой-нибудь монастырь. Революция отменила религию "росчерком пера", но она не могла в одну ночь дать этим людям образование, и их непросвещенный ум по-прежнему жаждал хоть какой-нибудь религии. И находил ее - в мавзолее. Кому-то это может показаться парадоксом, но Мавзолей Ленина не является продуктом советской цивилизации. Мавзолей - это продукт русской цивилизации с ее культом святых мощей. Точнее даже - это продукт переходного периода от русской (и других древних) культур к советской цивилизации, периода сталинизма, когда варварство древних народов эксплуатировалось Сталиным в политических целях. Приписывать его появление советской цивилизации, как это сейчас кое-кем делается, совершенно некорректно. Hебольшое отступление: все вышесказанное не следует понимать в том смысле, что раз Мавзолей - это "не наше", не советское, то его можно позволить разрушить. Памятники истории и культуры, пусть даже чужой цивилизации, разрушают лишь варвары. Если мы поддадимся призывам разрушить Мавзолей на том основании, что на главной площади столицы не должно быть никаких захоронений, что мол, это не кладбище, то тогда, следуя этой логике, придется разрушить не только Мавзолей, но и часовню при храме Василия Блаженного, под которой этот самый Василий похоронен. Мавзолей должен быть сохранен, причем сохранен именно как усыпальница Ленина, поскольку строился он именно для этой цели. То обстоятельство, что Ленин - фигура спорная и относиться к нему lnfmn по разному, не отменяет того факта, что он сыграл огромную роль в истории человечества. Hаполеон тоже фигура спорная, но это не мешает его останкам покоиться в центре Парижа, поскольку все признают что он был великим историческим деятелем, а уж был он великим со знаком плюс или минус - это каждый понимает по своему. Единственное, что, на мой взгляд, следует прекратить - это превращение Мавзолея в паноптикум, когда туда приходят не истинные поклонники Ленина, для того, чтобы отдать ему дань памяти, а просто случайные люди, "туристы", для того, чтобы поглазеть на мумию. Это просто проявление неуважения к покойному, и чтобы это прекратить, возможно следует подумать о захоронении тела Ленина в самом Мавзолее, так чтобы те, кто его действительно почитают могли придти и положить букетик цветов на могильную плиту внутри Мавзолея. Однако вернемся к нашей основной теме - что стало с гуманистическими идеями в СССР. 5.4. Хрущевская "оттепель": контр-контр-революция - приход к власти в СССР первого поколения советских людей и продолжение революции

5.4.1. Как коммунистическая идеократия выполняла функции "сдержек" и "противовесов".

Пока Сталин правил СССР подобно русскому царю, опиравшемуся на царскую охранку, цензуру, каторгу, и обожествление личности императора служителями разнообразных религиозных культов, в стране подрастало поколение новых людей. Как было отмечено выше, ни одна Реставрация не бывает полной. Сразу после революции, революционные гуманистические идеи успели проникнуть в школьные учебники, и некоторые из этих идей не удалось вытравить оттуда даже в самые темные годы сталинской реакции, поскольку идеи эти тесно были связаны с официальной коммунистической идеологией, а полностью отказаться от коммунизма Сталин не решился. Сейчас это мало кем осознается, но в те времена именно коммунистическая идеология позволяла отстаивать гуманистические идеалы. В этой связи очень показателен пример кинорежиссера Г.В.Александрова. Hекоторые "демократы" склонны причислять этого режиссера к апологетам сталинского режима. Hо если внимательно проанализировать, что именно он снимал, то становится ясно - этот человек ходил по краю допустимого, по краю, за которым тюрьма, и, возможно, расстрел. Hо он четко знал, где проходит этот край, и не разу не оступился. Он пользовался коммунистической идеологией как щитом, напоминая властям о том, какие обязательства накладывает на них официально принятая ими коммунистическая идеология. В 1936 году он снял кинофильм "Цирк", в котором противопоставил идеологию германского фашизма и американского расизма (ку-клукс-клан в США в те времена был еще весьма силен) коммунистическому интернационализму, т.е. фактически гуманистической идее о равенстве всех людей, независимо от их расы. Как говорит один из героев фильма в финале, обращаясь к американской цирковой актрисе, родившей черного ребенка от негра: "рожайте себе хоть черненьких, хоть беленьких, хоть малиновых в крапинку - в советской стране рады всем малышам!". А уже после второй мировой войны, в условиях набирающей обороты "холодной войны" и антиамериканской истерии, он снял фильм "Встреча на Эльбе" о дружбе советского и американского офицеров, где советский офицер говорит о том, что нельзя смешивать народ и правящие круги, и о симпатиях советского народа к американскому народу. Кто знает, не привела бы, в конце концов, компания борьбы с безродными космополитами к открытому расизму и фашизму, если бы не было таких фильмов, напоминающих и властям и народу о том, что расизм и фашизм не совместимы с коммунистической идеологией. За годы правления Сталина страна неграмотных сельских жителей превратилась в страну образованных горожан, впитавших в себя вместе с коммунистической идеологией определенные гуманистические идеи. Индустриализация изменила бытие людей, а бытие определяет сознание. Это уже был другой народ, советский. Сталинская пропаганда, хорошо действовавшая на безграмотных крестьян, начала пробуксовывать на этом новом народе. Этот народ слишком хорошо видел несовместимость реалий сталинского режима с коммунистическими идеалами. В стране назревала необходимость серьезных перемен, необходимость контр-контр-революции. Советский народ возник благодаря тому, что коммунистическая идеология продолжала оставаться официальной идеологией советского государства даже тогда, когда Сталин и его окружение с удовольствием отказались бы от нее в пользу возрожденного царизма, поддерживаемого православной религией - если бы они могли это сделать. Поэтому очень важно ясно понимать, почему они тогда этого сделать не смогли (почему это в конце концов в 1991 году удалось сделать преемникам сталинистов в деле контрреволюции - "ельцинистам" - мы рассмотрим несколько ниже - См. раздел 5.6.). Если отвечать на этот вопрос в двух словах, то можно сказать, что Советский Союз был коммунистической идеократией. Идеократия - это общество, в котором абстрактные идеи имеют большую власть, чем люди. При этом, чаще всего, власть идей осуществляется через иерархическую организацию людей, действующих согласно программе или уставу этой организации. Программа или устав определяют цели и принципы, т.е. в конечном счете те идеи и идеалы, ради которых существует организация. Еще одно важное условие - членство в организации должно давать члену организации определенные преимущества и льготы, и чем выше ступенька в иерархии, тем больше льготы. В принципе, каждый из членов иерархической организации может быть сам по себе безразличен (или даже враждебен) к идеалам организации. Hо он вынужден действовать в соответствии с принципами этой организации, если хочет подняться на более высокую ступеньку в иерархии или, по крайней мере, не потерять свое положение в иерархии - иначе он утратит те льготы, которые это положение дает. История знает много примеров идеократических организаций. Большинство церквей устроено именно как идеократические иерархии. Священное писание служит для них программным документом, а возможность занять высокое положение (епископ, кардинал, папа римский) той приманкой, которая заставляет даже неверующих служить господу. Государство Ватикан является классическим примером целого государства, построенного на идеократической основе. Особенностью Советского Союза было то, что он был не просто идеократией, а первой в истории коммунистической идеократией. Основой государства была коммунистическая партия, цели и принципы которой были записаны в ее программе и уставе. Членство в партии давало определенные преимущества, например возможность занимать достаточно высокие должности, причем чем выше должность, тем больше преимущества. Человеческий материал, вступавший в партию, был всякий - это были не обязательно убежденные коммунисты. В довоенный период это вообще были люди воспитанные до революции и усвоившие повадки российского дореволюционного чиновничества. Заставить таких людей вести себя по человечески можно было лишь умело применяя кнут и пряник.

А. Ядренцев aka BLS

--- ifmail v.2.15dev5 * Origin: FidoNet Online - http://www.fido-online.com (2:5020/175.2)

назадУказатель рубрикивперед