О Лермонтове



13.12.2002
Leonid Blekher, gate
Тема: О Лермонтове

From: "Leonid Blekher" «leonid-blekher@mtu-net.ru»

Всем уважаемым господам - привет и почтение.

Можно было бы назвать Лермонтова особой фигурой в Золотом веке русской литературы, но тогда неособых фигур просто не было. Плотность гениев, так сказать, была такова, что каждого из них хватило бы иной национальной литературе на целую эпоху - а они все были современниками. При мысли о Лермонтове возникает чувство острой жалости - мальчик погиб, когда ему было всего 27 лет, успев при этом стать основателем целого жанра психологической прозы и законодателем самонаилучшего русского прозаического языка, о котором Чехов писал с таким почтенным восхищением - Чехов! Лермонтов - вершина русского романтизма, т.е., художественного направления и направления мысли, когда особенно исследуется отдельная личность в противопоставлении ее целому миру и Богу. Это исследование проведено Лермонтовым так, что и спустя века молодые мальчики мнят себя Демонами и Печоринами в период, когда они впервые начинают себя осознавать. Пока не поврослеют, конечно, и не войдут в разум. Тема противоречия, борьбы, духовного исследования - "ад иль небо" - основная тема лирического Лермонтова. Он осмысляет и глубоко переживает идею добра, стремления к блаженству, идею абсолюта и т.д. Здесь даже трудно приводить какие-либо примеры, надо цитировать просто все подряд - и "Когда б в покорности незнанья", "Hе обвиняй меня, Всесильный", "Молитва" 1837 и особенно "Молитва" 1839 года ("В минуту жизни трудную"), и многие другие. В романтических поэмах, от "Исповеди" до "Мцыри", когда герой делает выбор между своей личностью и Спасением - в пользу своей личности, конечно, а что еще можно предпочесть романтическому герою, когда автору было 16 лет! ("Исповедь") - надо подчеркнуть, что проблема-то - проблема _выбора_, т.е., для Лермонтова все христианские философские, вероисповедные, антропологические и др. понятия абсолютно живы и существуют. Ведь выбирать можно только между тем, что в том или ином смысле рядоположено. Здесь особенно интересна и сложна для анализа поэма "Демон", которую Лермонтов пис ал, так сказать, всю жизнь - он начал писать ее в 1829 году, когда ему было 15 лет, и закончил за год до смерти, в 1840 году. Архив насчитывает полных семь редакций поэмы. Поэма содержит сложнейшую метафизику инфернального и божественного, индивидуального и общего - с финалом, зачеркивающим романтизм и возглашающим славу любви Божественной - как в "Фаусте", только, на мой взгляд, значительно красивее :). Ладно. Расписался. Дальше надо бы хоть немного рассказать о лермонтовской прозе и в первую очередь о "Герое нашего времени" - но времени уж нет, да я не лермонтовед, собственно. Коротко говоря, Лермонтов - это романтическое осмысление, критика, принятие и непринятие христианского взгляда на мир, на человека, на отношения между людьми и т.д. Исключительный талант, а главное - незауряднейшая личность делают Лермонтова своеобразным носителем титанического (в смысле Лосева) взгляда на мир. Его отчаянная смелость в постановке задачи вполне соответствовало его личному характеру, а уровень, на котором эта задача ставилась - образцом для нашей последующей литературы, для которой постановка и решение духовных задач вообще была нормой. Конечно, нынешние подростки, к коим я отношу и себя (в свое время), ничего понять в Лермонтове не могут, ибо они просто не понимают, _что_ и _чему_ противопоставляет Лермонтов. Для того чтобы понять Лермонтова, необходимо понимать, к каким философским и религиозным решениям он апеллирует, какие заповеди, образно говоря, испытывают его герои и _что_, собственно говоря, переосмысляет его романтический гений.

С наилучшими пожеланиями, Leonid Blekher. E-mail: leonid-blekher@mtu-net.ru , blekher@fom.ru

--- ifmail v.2.15dev5 * Origin: MTU-Intel ISP (2:5020/400)

назадУказатель рубрикивперед