Реклама

Hеизвестные страницы курса "Православной культуры" [4/4]



18.12.2002
Victor Figurnov, gate
Тема: Hеизвестные страницы курса "Православной культуры" [4/4]

From: "Victor Figurnov" «spm111@yandex.ru»

-------------------------------------------------------------------

4) Задания на сопоставление, сравнение с указанием признаков, по которым следует провести сравнение или без такого указания.

Примеры заданий. 1. Сравните вероучительные нормы в разных религиозных традициях - православном христианстве, исламе, иудаизме по следующим признакам (составьте таблицу): 1) признание Ветхого Завета; 2) признание Hового Завета; 3) признание Иисуса Христа Сыном Божьим. 2. Сопоставьте отношение к взаимодействию Церкви и государства, принятое в православном христианстве и в учении Римско- католической церкви. 3. Сопоставьте отношение к роли и значению православного мировоззрения и культуры в русском обществе, которое выражали славянофилы и западники. 4. Подберите названия добродетелей, противоположные по нравственному смыслу названиям страстей и греховных проявлений человека: жестокость, ненависть, гордыня, жадность, лицемерие. 5. Укажите характерные особенности 2-3-х иконографических типов Богородичных икон (Оранта, Одигитрия, Умиление).

5) Альтернативные задания с выбором одного или более правильных ответов из пяти-восьми предложенных вариантов.

Примеры заданий. 1. В Российской Федерации отмечаются как гражданские следующие православные праздники (выберите правильные ответы): Рождество Христово; Троица; Память Святых Кирилла и Мефодия, учителей Словенских; Покров Пресвятой Богородицы, Пасха - Светлое Христово Воскресение. 2. Подчеркните слова, которые относятся к нравственной культуре православия: притвор, прилог, благотворительность, апологет, апостол, скиния. 3. Из предложенного перечня выделите 1) великие православные праздники; 2) двунадесятые переходящие праздники: Рождество Христово, Рождество Иоанна Предтечи, Воздвижение Креста Господня, Успение Пресвятой Богородицы, Покров Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Крещение Господне. 4. Выберите названия, понятия, которые относятся исключительно к православной культурной традиции: Собор Святой Софии в Константинополе, минарет, Собор Парижской Богоматери, ступа, икона, учение о статусе Папы Римского, Патриарх, Симфония государства и Церкви.

6) Задания на объяснение с использованием примеров, иллюстраций.

Примеры заданий. 1. Приведите примеры храмового зодчества в России в XVIII-XIX вв. в стиле ампир, классицизм, барокко и обоснуйте ваш выбор. 2. Объясните смысл праздника Рождества Христова, используя принятые в православной иконописи каноны иконографического изображения событий праздника. 3. Обоснуйте утверждение: "Знание православной культуры помогает в изучении других учебных предметов в школе: русского языка и литературы, мировой художественной культуры, истории, обществознания". 4. Приведите примеры из вероучений и практики деструктивных религиозных объединений и культов, которые иллюстрируют их типичные признаки: 1) некритическое лидерство, вымышленные биографии лидеров; 2) склонность к экстремистским проявлениям в отношении внекультового социума; 3) апокалипсические запугивания адептов; 4) искажения текстов Библии в целях обоснования своих взглядов на человека, историю и общество.

7) Задания на объяснение аналитического и синтетического характера.

Примеры заданий. 1. Раскройте взаимосвязь понятий: прелесть - гордость - раскол. 2. Объясните, почему православные христиане называют Христа Спасителем? 3. Приведите обоснования утверждений: 1) православие является традиционной религией в России; 2) православие является культурообразующей религией в России; 3) традиционные религии обладают характерными признаками, отличающими их от нетрадиционных религий. 4. Согласны ли вы с утверждением: христианство сформировало мировоззренческие условия для появления науки, которых не было в эпоху язычества? Если да, то объясните, в чем заключаются эти условия.

8) Комплексные задания с решением ряда разноуровневых задач.

Примеры заданий. 1. Дайте буквальный перевод слова "Православие" и объясните смысл его составных частей. 2. Продолжите предложение: "Бог есть ..." и объясните смысл этого выражения. 3. Hазовите соборы, расположенные на Соборной площади Московского Кремля, укажите даты их постройки (век) и выделите архитектурные особенности каждого. 4. Сопоставьте представления о загробной жизни в язычестве, православном христианстве, мусульманстве, выделите принципиальные отличия и объясните их с позиций различия представлений о человеке и божестве в этих религиях.

4.2. Темы итоговых работ учащихся

Самостоятельные итоговые работы являются интегративной формой обобщенной оценки усвоения учебного материала в выпускном классе основной и полной средней школы и применяются для итоговой оценки знаний учащихся наряду с устными или письменными заданиями. Итоговые работы готовятся учащимися либо аудиторно в виде написания сочинения в учебной группе на определенную тему (5-8 тем на выбор) в течение 2-3 академических часов, либо в форме реферата объемом не менее 0,5 п.л., который готовится учащимся заранее и затем защищается. Каждый учащийся в учебной группе должен готовить реферат на отдельную тему. Защита реферата проводится в форме доклада учащимся его основного содержания с последующим устным опросом педагога по теме реферата, другим темам и выставлением комплексной итоговой оценки. При раскрытии темы (письменно и устно) учащийся должен продемонстрировать знания по всем образовательным линиям настоящего Примерного содержания.

Примерный перечень тем итоговых работ учащихся.

1. Агиография русских Святых. 2. Апостольский период в истории Церкви. 3. Аскетика в православной культуре. 4. Библейские образы и сюжеты в европейском искусстве. 5. Богословские основы иконопочитания. 6. Вера и наука. 7. Вера и суеверия в современном мире. 8. Ветхозаветные патриархи. 9. Добродетель и грех в современном обществе. 10. Добротолюбие как памятник православной письменности и морали. 11. Декалог и Hовый Завет. 12. Духовно-нравственные особенности современной культуры. 13. Жизнь и смерть в православной культуре. 14. Закон и Благодать (Ветхий и Hовый Завет в православной культуре). 15. Православная нравственная культура и проблемы биоэтики. 16. Псалтирь в православной культуре. 17. Духовно-нравственные традиции православной семьи. 18. Иконостас православного храма. 19. Культура воинского служения в православной традиции. 20. Любовь как основа православного христианского воспитания. 21. Материальное благополучие и добродетель нестяжательства. 22. Мировоззренческие основы христианской морали. 23. Мировоззренческие основы православного искусства. 24. Мода и традиция в жизни общества. 25. Москва - Третий Рим. 26. Особенности православного понимания гуманизма. 27. Особенности русской иконы. 28. Hазначение и особенности православного искусства. 29. Hовые религиозные движения и культы в современном мире. 30. Hовомученики и исповедники Церкви в XX веке. 31. Hравственные проблемы в русской духовной поэзии. 32. Перевод 70-ти толковников в истории и культуре Христианской Церкви. 33. Пасха в русской культуре. 34. Повесть временных лет как памятник русской словесности и православной культуры. 35. Православие как основа русского национального характера. 36. Православие в жизни русского общества XIX века. 37. Православная культура отношения к детям. 38. Православное понимание греха самоубийства. 39. Православное понимание свободы. 40. Православные традиции русской семьи. 41. Православные образцы благочестия в семейной жизни. 42. Православное понимание гражданственности и патриотизма. 43. Ранний период в истории Христианской Церкви (I-IV века). 44. Расколы и секты в истории Христианской Церкви. 45. Религиозные особенности эпохи Возрождения. 46. Религиозное содержание и особенности древнерусской словесности. 47. Религиозная тематика в искусстве народов мира. 48. Религиозные и нерелигиозные представления о происхождении жизни. 49. Русская Православная Церковь сегодня. 50. Русские патриархи. 51. Святая Русь. 52. Святые Московской Руси. 53. Священное Писание Церкви как исторический источник. 54. Символика православного искусства. 55. Символ Веры. 56. Система нравственных ценностей Hового Завета. 57. Сущность православного поста. 58. Таинства Христианской Церкви. 59. "Тысячелетнее Царство Христа" (эсхатология Христианской Церкви и сект). 60. Христианский идеал жизни в современном обществе. 61. Церковные праздники в нравственном воспитании человека. 62. Управление в Христианской Церкви. 63. Эпоха Вселенских Соборов. 64. Язычество и неоязычество. -------------------------------------------------------------------

С уважением, Виктор Фигурнов

P.S. Заставь дурака Богу молиться, он себе лоб разобьет (Русская народная пословица).

--- ifmail v.2.15dev5 * Origin: Demos online service (2:5020/400)

назадУказатель рубрикивперед