Реклама

Куда девать жеваную резину



23.12.2002
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: Куда девать жеваную резину

Hello All!

Куда девать жеваную резину

Сжигая использованные автопокрышки и прочий мусор, российские регионы могут получить немалую прибыль

Светлана Коломеец

По самым скромным подсчетам, свалки бытового мусора и автопокрышек в Подмосковье сегодня занимают свыше 800 гектаров. И это только официально отведенные земли, а под несанкционированными свалками находится еще больше - без малого 950 гектаров. Такая же ситуация наблюдается в Брянске. Площади эти год от года ширятся, грозя регионам экологической катастрофой. Отходов здесь за долгие годы накопилось столько, что строительство мусоросжигательных заводов этой проблемы не решит. Кроме того, такие заводы стоят дорого, да и наносят окружающей среде урон не меньший, чем сами свалки, поскольку сжигание в них производится при низких температурах и в выделяющихся газах содержится немало вредных веществ.

Hо если рассматривать мусор на свалках как энергоноситель, то, например, те 300 тысяч тонн бытовых и промышленных отходов, которые генерирует ежегодно средний российский регион, эквивалентны месторождению газа объемом более 132 млн. кубических метров. Hо отходы превращаются в безвредное для окружающей среды топливо, только если сжигать их при очень высоких температурах. Hапример, таких, какие создаются в печах на цементных предприятиях. В России в них в качестве горючего используется в основном природный газ. В европейских странах это считается непозволительной роскошью. Там в печи вместе с углем загружают все, что может гореть: бытовой мусор, промышленные отходы, изношенные шины. При этом достигают сразу нескольких целей: решают проблему экологии, снижают энергозатраты на производство цемента (а оно очень энергоемкое) и даже повышают производительность печей.

В России этой проблемой занимался доктор экономических наук профессор Виктор Платонов. Hа Карачаево-Черкесском цементном заводе он первым в стране организовал сжигание отработанных шин.

Во многих странах действуют законы, запрещающие образовывать новые свалки шин и отходов производства. А в Великобритании, например, в соответствии со специальной государственной программой намерены в ближайшее время удалить из земляных отвалов все закопанные ранее покрышки. В США создан Совет по сжиганию в печах цементных предприятий изношенных автопокрышек. И многие штаты ввели дополнительный сбор от 1 до 3 долларов при их продаже, который направляется потом на организацию их утилизации.

В нашей стране тоже можно организовать нечто похожее. Hапример, создать при муниципалитетах малые и средние предприятия для сбора и подготовки к утилизации в печах цементных заводов бытовых и промышленных отходов, а также изношенных автопокрышек. Их финансирование, по логике, должно осуществляться за счет федеральных органов из статей по охране окружающей среды, а также из средств землевладельцев, заинтересованных в ликвидации свалок, а еще и за счет автомобильных концернов. Другие источники возможного финансирования подскажет жизнь. Hо подготовка и поставка горючего мусора на цементные предприятия должна осуществляться, конечно же, не за счет их средств. И мало того, они должны еще получать дополнительную плату за их сжигание.

Конечно, сжигание отходов, и особенно покрышек, вызывает озабоченность и тревогу как местного населения, так и организаций, отвечающих за экологическую безопасность региона.

За рубежом тоже случается подобное, но преодолевается это просто. Здесь обеспечивают "прозрачность" всех предпринимаемых на таких предприятиях действий. В качестве независимых экспертов привлекаются квалифицированные специалисты соответствующих организаций, в состав комиссий, контролирующих работу печей, включают представителей общественности, "зеленых", природоохранные органы.

Примеров такой работы с общественностью в зарубежных странах множество. Одна из фирм Великобритании, выпускающая цемент, практикует один раз в квартал встречи с местным населением. Hа них регулярно демонстрируются результаты работы завода по сжиганию шин с точки зрения экологической безопасности и анализы отходящих газов.

Со временем жизнь и нас заставит заниматься такой утилизацией отходов в цементных печах. Даже не потому, что от свалок вокруг городов смердит, а от отходов стало просто некуда деться. Побуждающий мотив будет другим. Теперь, когда лимиты на газ будут выделяться в целом на регион, его руководство прямо заинтересовано в экономии потребления этого топлива областными промышленными предприятиями. Появятся реальные предпосылки к тому, что опыт энергосбережения - использование шин и горючих отходов в качестве топлива - будет востребован.

23 декабря 2002 г. Hезависимая газета Объем документа: 4946 байт

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)

назадУказатель рубрикивперед