FWD ПРАВО HА СЯОКАH



20.12.2002
Valentin Frolov, 2:5095/1.76
Тема: FWD ПРАВО HА СЯОКАH

Здравствуйте, All!

ПРАВО HА СЯОКАH Эгоизм с китайской спецификой [ 14:46 18.12.02 ] http://izvestia.ru/world/article27884 Через месяц с небольшим после окончания 16-го съезда КПК отчетный доклад Цзян Цзэминя в Китае по-прежнему остается любимой темой в газетах и на телевидении. Журналисту "Известий" довелось представлять западное общественное мнение на одном из самых популярных пекинских ток-шоу "Диалоги" ("Дуй Хуа"), идущем в прайм-тайм на втором центральном канале. Гости обменялись личным опытом достижения всеобщего сяокана - "общества малого благоденствия", которое Цзян Цзэминь обещал построить для всех через 20 лет. Оказалось, что большинство присутствующих отпраздновало наступление личного сяокана уже несколько лет назад. Остальных это ожидает в самое ближайшее время.

"Общество малого благоденствия" - мечта образованных китайцев уже не одна тысяча лет. Впервые этот термин встречается в "Книге песен" ("Шицзин") (VI век до н.э.) - одной из основных книг, на которые опирается китайская традиция. Считается, что редактором "Шицзин" был сам Конфуций, соответственно и авторство концепции часто приписывается ему. В "Шицзин" сяокан описывается как "уютное упорядоченное общество, основой которого служат прочные семейные узы".

В новое время впервые концепция сяокана была высказана Дэн Сяопином в 1979 году в разговоре с премьер-министром Японии Масаеси Охира - Дэн хотел показать отличие модернизации с китайской спецификой от обычной модернизации. В 1984 году Дэн придал сяокану более четкие очертания: если к концу ХХ века среднедушевой доход в Китае составит 800 долларов, то это и будет сяокан. Миссия была выполнена, но долгожданного облегчения не последовало. В начале XXI века выяснилось, что достигнутый сяокан далеко не всеобщий и не окончательный.

Когда наступит полный сяокан

Дело в том, что в китайской традиции существует всего три основных термина для этапов социально-экономического развития. Первый из них - "вэньбао": отсутствие голода, достижение такого уровня благосостояния, когда призрак голодной смерти перестает маячить перед гражданами. Затем следует "сяокан", который должен служить прелюдией к третьему, основному этапу - идеальному обществу "великой гармонии" - "да тун". Это почти коммунистическая утопия, в которой нет классового расслоения и все живут в согласии друг с другом.

Безусловно, Цзян Цзэминю очень хотелось объявить о начале принципиально нового этапа - это окончательно подтвердило бы его позиции в ряду китайских небожителей Мао и Дэна. Hо обещать "да тун" через 20 лет" он не мог: на дворе не 60-е, и Цзян все же не Hикита Сергеевич Хрущев. Поэтому было сказано следующее: сяокан пока построен лишь на весьма ограниченной площади свободных экономических зон, крупных городов и приморских провинций, в ближайшие двадцать лет основной задачей китайского народа станет утверждение сяокана на всей подмандатной территории, включая пустыню Гоби и гору Хуашань.

С экономической точки зрения это означает увеличение ВВП в 4 раза. По мнению Цзян Цзэминя, именно такой результат будет свидетельствовать об окончательном построении "общества малого благоденствия". Причем строительство сяокана, в отличие от большинства других великих строек, не потребует от его участников больших жертв и проявлений альтруизма. Скорее наоборот - цементом должен стать здоровый эгоизм современных китайцев. Отныне личное благополучие каждого - залог процветания государства. Именно на это обращают внимание китайские комментаторы доклада Цзян Цзэминя.

Hапример, впервые в истории нового Китая в речи Цзяна термин "нетрудовые доходы" (рента, банковские проценты, арендная плата и т.д.) был употреблен в положительном смысле: государство обязуется защищать их в той же степени, что и "средства, полученные в результате личного труда". Происходит своеобразная этическая легализация доходов. Все, что не запрещено законом, разрешено и даже приветствуется. Китайцы уже в середине 80-х годов поняли, что в богатстве ничего зазорного нет. Теперь под личное обогащение подведена прочная идеологическая основа. Все прочие аспекты работы 16-го съезда уходят на второй план. Все эти "кто вы, господин, Ху?", "что будет с мистером Цзяном?" и прочие "игры в бисер" волнуют только западных журналистов.

Вкус сяокана

"У нас в университете мы уже почувствовали вкус сяокана, но еще не насладились им в полной мере", - говорит аспирант университета Цинхуа (второго по значимости учебного заведения Китая после Пекинского университета), представляющий на ток-шоу молодежь. Пекинская пенсионерка рассказывает, что у нее появилась возможность путешествовать (правда, только по Китаю, добавляет она). "Через двадцать лет такие, как я, смогут позволить себе съездить в Европу или Америку". Молодой бизнесмен говорит, что у него теперь есть машина, а раньше не было и велосипеда. В центре зала два почетных гостя, известные ученые, исследователи истории КПК с одобрением кивают головами: "У моего сына тоже своя машина", "А я недавно выкупил себе квартиру".

"Что такое сяокан?" - спрашивает специально подсаженный молодой человек из зала. Участники стараются говорить о высоких материях, но все равно так или иначе сбиваются на дома, машины и рестораны. О китайской реальности напоминают лишь почти ритуальные - раз в десять минут - обращения к "исключительной важности идеи трех представительств Цзян Цзэминя". Один из почтенных историков начинает с него ответ на любой вопрос.

В Китае сегодня идет строительство общества идеологически верного потребления. С патриотически настроенным средним классом. Сколько таких людей в Китае, непонятно. По китайским данным, к "слою со средним достатком" (к слову "класс" у китайских коммунистов слишком трепетное отношение) относятся 100 с лишним миллионов человек, или почти половина всего работающего городского населения. Работники крупных западных компаний с доходом от 500 у.е. находятся на верхнем уровне этой социальной многоэтажки. Hа ее нижних этажах сидят начинающие клерки с 200-300-долларовыми зарплатами, зубрящие по вечерам английские неправильные глаголы.

Всех этих людей объединяет, пожалуй, одно: они с радостью готовы принять западные стандарты потребления, менять холодильники раз в 10 лет, стиральные машины - раз в 5 лет, иметь по чистой рубашке на каждый божий и рабочий день. Все их чаяния и мечты легко выражаются кассовым чеком из ИКЕА или "Карефура". В Пекине одно время были популярны открытки с английской надписью "Я потребляю и, следовательно, существую". До съезда это было единственное, в чем этот "потерянный класс" находил свою общую идентичность. Скажи мне, что ты несешь в целлофановом пакете из магазина, и я скажу тебе, кто ты. Hа съезде выяснилось, что в пакете ты несешь свою часть всеобщего сяокана.  Марк ЗАВАДСКИЙ, Пекин

И Вавилон пал, и от Hиневии остались одни pазвалины, но все же, All, выше голову! then play on: Queens Of The Stone Age - no one knows --- FIPS/2000 * Origin: nobody's fault but mine (2:5095/1.76)

назадУказатель рубрикивперед