Реклама

ИРАК И США: Курдский поход



24.12.2002
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: ИРАК И США: Курдский поход

Hello All!

ИРАК И США: Курдский поход Томас Гольтц

С каждым днем становится все более очевидным, что американский послевоенный сценарий стабильного Ирака опирается на идею автономных регионов или образований - вроде того, что предполагается для курдов в северном Ираке. Так много надежд связывается с потенциальной жизнеспособностью этих зон, среди которых курдская является парадигмой, что настало время взглянуть на реальность и сравнить ее с теорией. Кто такие курды и смогут ли они после тысячелетий вражды управлять своим собственным государством? Если нет, то скорее всего регион погрузится в хаос.

Часто повторяемая романтическая мантра по поводу курдов выглядит примерно так. Суровый индоевропейский народ - курды, проживающий в горах Загрос, был впервые встречен в V веке до н. э. вождем греческих наемников Ксенофонтом во время отступления из Месопотамии к Черному морю. Хотя этот народ держался на окраинах Византийской империи и ранних исламских государств, курды впоследствии породили знаменитого мусульманского завоевателя XII в. Саладина, но каким-то образом потеряли шанс стать современным государством из-за махинаций победителей в Первой мировой войне, а именно Британии и Франции. С тех пор курды продолжают упорно сопротивляться ассимиляции в четырех национальных государствах, где проживает большая часть 25-миллионного курдского населения, - Турции, Иране, Ираке и Сирии. Все вместе они часто упоминаются как последняя (и часто единственная) крупная этническая группа в мире, не имеющая своей родины и поэтому жаждущая внешней (т. е. западной) поддержки для достижения национальных стремлений (т. е. собственного государства).

Этот взгляд разделяют самые разные политики на Западе, но остается без ответа вопрос: а к какому, собственно, результату приведет более активное сближение Запада с курдами (например, создание альянса с США против Саддама Хусейна) для региона и для самих "курдов"?

Я взял наименование нации в кавычки, потому что, оставив в стороне поэзию, мы должны понять, кем в самом деле являются курды - монолитной (хотя бы в зачаточном состоянии) национальной группой с общими территориальными претензиями или, что кажется более вероятным, в высокой степени аморфной группой с множеством разнонаправленных интересов.

Эти группы многочисленны. Hеприкаянные русскоязычные курды - беженцы из Азербайджана (изгнанные армянами из Карабаха), туркоязычная диаспора курдов- неомаоистов в Европе, связанные с "Аль-Каидой" курды из группировки "Ансар-аль-Ислам" и их миниатюрный эмират, вклинившийся между Ираном и Ираком, курдские богачи- землевладельцы со среднего Евфрата и городские курды из окраинных трущоб Измира и Стамбула, который парадоксальным образом является самым большим "курдским" городом в мире. Hаконец, остаются традиционалисты, кланы курдов северного Ирака, чьи мириады внутренних противоречий использовал каждый, кому это было выгодно, начиная с Иосифа Сталина и заканчивая шахом Ирана, Генри Киссинджером, Джорджем Бушем (старшим, а теперь и младшим) и, конечно, Саддамом.

Один курдский лидер был связан со всеми этими светилами и потому, пока он был жив, являлся воплощением наивности перед лицом политических махинаций - грозный мулла Мустафа Барзани.

Мулла Мустафа прославился в 1930 - 1940-х гг., создав повстанческие войска (" пешмерга", или "те, кто встречает смерть") из курдских кланов района Загрос и терроризируя ими британскую, а затем и сменившую ее ассирийскую полицию во вновь образованном королевстве Ирак. Мулла Мустафа поддерживал свою власть (власть традиционного лидера в традиционном клане) благодаря удивительной смеси харизмы, покровительственности и узурпированной роли арбитра, решающего вопросы жизни и смерти. Это был треугольник властных полномочий, который даже отдаленно не может быть признан демократическим, но который позволял мулле Мустафе выстоять после каждой катастрофы, в которую он ввергал свой народ. А их было много.

Вот самая знаменитая. Он нанялся, почти как Ксенофонт, в качестве генерала недолго прожившей Республики Махабад - сепаратистского "красного" Курдистана, созданного Сталиным в Иране в 1945 г. Эта республика развалилась под давлением США и Великобритании. В 1946 г., оставив женщин, стариков и других неспособных воевать на произвол судьбы, мулла Мустафа и его военные соратники отправились в свой собственный 12-летний "Анабасис" в недрах Советского Союза и вернулись в горы северного Ирака с разрешения Советов для поддержки саддамовой партии "БААС".

Курды получили согласие Багдада на гарантированную долю выручки от продажи нефти и культурную автономию - возможно, лучшая сделка, которую курды когда- либо заключали в каком-либо государстве. Все же они не были удовлетворены. К началу 1970-х мулла Мустафа снова поднял знамя восстания - теперь как союзник шаха Ирана (и израильского "Моссада") против Багдада и лояльных ему курдских кланов. Все курды, находившиеся в оппозиции Барзани (или даже сомневавшиеся в его неопределенных целях), были названы "джеш", или "изменники", что повлекло за собой легко предсказуемые последствия.

Игры с шахом (и Израилем) закончились в 1975 г. с подписанием соглашения между Ираком и Ираном, одобренного, кстати, Генри Киссинджером. Очередное поражение курдских повстанцев сопровождалось очередным бегством муллы Мустафы - он улетел в США. Мулла много путешествовал, много тратил. Умер он от рака в Вашингтоне.

Hа сегодня есть два претендента на его сомнительную роль курдского лидера - Джалал Талабани, глава Патриотического союза Курдистана (ПСК), и второй сын Мустафы, Массуд Барзани, лидер Курдской демократической партии (КДП). Первая партия сформирована главным образом из городских курдов северо- восточного Ирака на границе с Ираном, отделившихся от первоначального движения Барзани, а вторая остается традиционной базой власти клана Барзани и его союзников в центральной и западной части северного Ирака, примыкающей к Турции.

Эти две партии нельзя признать верхнемесопотамской версией американских демократов и республиканцев, так же как и мир, поддерживаемый в запретной зоне союзной авиацией, - стабильным. В 1996 г. между вооруженными группами сторонников двух партий разразилась короткая и кровавая война за ресурсы (гуманитарную помощь и нелегальные поставки мазута и дизельного топлива), стоившая тысяч жизней и заставившая Талабани просить помощи у Исламской Республики Иран. Барзани подался к Саддаму.

В то время как Вашингтон заботится об обоих - и Талабани, и Барзани (и, как говорят, набирает скаутов из обоих лагерей для помощи американцам на случай войны с Ираком), последний представляется наиболее значимым наемником, так как именно партия Барзани контролирует пограничный район с Турцией, откуда только и возможен любой натиск на северный Ирак и нефтяные поля Киркука.

И здесь возникает затруднение. По крайней мере трижды на памяти одного поколения курды северного Ирака по итогам перестрелки оказывались наемниками не с той стороны. Самый последний пример - война в Персидском заливе 1991 г., когда Джордж Буш оставил курдов на произвол судьбы и волна беженцев хлынула в Турцию, проклиная двойную игру США и ошибки своих лидеров.

Тесно взаимодействуя с США в их нынешней конфронтации с Саддамом, курды не получают при этом гарантии, что события прошлого не повторятся, если власть в Ираке сохранит Хусейн или ее получит кто-либо еще. Hеопределенность беспокоит курдов. Так же как и турок, которые не торопятся предоставлять американцам базы для наземной операции.

Томас Гольтц - автор книги "Азербайджанский дневник" (1998) и готовящейся к изданию книги о Чечне "Преданность"

***

24 декабря 2002 г. Ведомости Объем документа: 8124 байт

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)

назадУказатель рубрикивперед