Вези меня, маршрутка...



28.12.2002
Oleg Sheremetinsky, 2:5030/1400.34
Тема: Вези меня, маршрутка...

Здоровенькы булы, All!

http://www.rosbalt.ru/2002/12/27/79552.html

Росбалт, 27/12/2002, ГЛАВHЫЕ HОВОСТИ 14:54 Вези меня, маршрутка...

За последние несколько лет маршрутки постепенно, но прочно вошли в жизнь, не скажу - подавляющего большинства, но - значительной части населения Санкт-Петербурга. Покатавшись по российским городам и весям, могу смело утверждать - и не только его.

Умные социологи уверяют, что пассажиры маршруток - это те, кто имеет доход чуть выше среднего, то есть, пока еще не накопил на машину, но уже может позволить себе в часы пик не давиться в обычном общественном транспорте. В дополнение к нему, мол, и предлагается маршрутное такси. А с учетом того, что общественный транспорт... мягко говоря... в общем, далеко не везде... ну, петербуржцы в курсе... Вот так маршрутные такси и прижились. И, смею утверждать, из дополнения городскому транспорту стали во многих случаях заменой ему. Полноценной ли? - другой вопрос...

Юркие микроавтобусы смело пробираются в такие закоулки, куда не ступало колесо солидного рейсового автобуса... Удобно! Попрыгал на обочине минут десять-пятнадцать, помахал рукой призывно, и вот она... летит к тебе из левого ряда, бесстрашно «подрезая» все эти «Жигули» и «Опели». Втискиваешься, занимаешь свободное место... А если его нет - все равно едешь, скрючившись в неприспособленном для езды стоя салоне, физически ощущая на себе злобные взгляды тех, кому повезло больше, и над кем ты теперь нависаешь, как утес над пропастью (кстати, перевозка в маршрутном такси «стоячих» пассажиров - грубейшее нарушение). Зато - быстро. Во всяком случае, быстрее, чем доехал бы, промаявшись на остановке и «вбившись», в конце концов, в троллейбус или автобус. Главное - платить за скорость. Для тех, кто не знает, сообщим: в среднем плата за проезд в петербургской маршрутке в пределах города сейчас составляет 12 рублей (муниципальный наземный транспорт - 5 руб., метро - 6 руб.).

Маршрут к последнему приюту

Маршрутка прочно вошла в нашу жизнь. Hастолько прочно, что порой саму эту жизнь и забирает. С хроникой дорожных происшествий и катастроф, в которые попадали питерские маршрутки в последние месяцы, читатели могут ознакомиться ниже. Прямо скажем, хроника эта выглядит пугающе и, садясь в маршрутку, о ней вспоминать не хочется.

Однако, как считает вице-губернатор Санкт-Петербурга Анна Маркова, проблема аварийности маршрутных такси во многом надуманна и раздута средствами массовой информации. Об этом она заявила на днях на заседании городской межведомственной Комиссии по безопасности дорожного движения. Свое мнение вице-губернатор подтвердила цифрами: в Петербурге за год произошло свыше 6 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в них погибли свыше 600 человек. В ДТП с участием маршруток - «около десяти погибших». А. Маркова признала, что эти ДТП - «резонансные», поскольку будоражат общественное мнение. Hо ни в одном случае не было выявлено, что авария произошла из-за технической неисправности машины. В общей сложности, за год в ДТП «с маршрутками» погибли или были травмированы не более двух десятков человек.

Hесомненно, определенная логика в словах вице-губернатора присутствует. Странно выдвигать повышенные требования к безопасности одного вида транспорта, когда общая статистика гибели людей на дорогах достаточно плачевна. Вот только возникает вопрос - на каком уровне заканчиваются отдельные «резонансные» случаи и начинается скучная статистика? После десяти погибших? Двадцати?

Статистика против мифов

В Санкт-Петербурге на рынке маршруток работает сейчас 49 юридических и физических лиц - т.е. выдано 49 лицензий на осуществление коммерческих маршрутных перевозок. Об этом рассказал Борис Ермишко - руководитель Санкт-Петербургского отделения Российской транспортной инспекции (РТИ). Именно эта организация занимается лицензированием таких перевозок. В общей сложности, в городе зарегистрировано примерно 4,5 тысячи маршрутных такси. Из них ежедневно на улицы города выходит примерно 3600-3800 автомобилей.

Интересный момент: 12,8% перевозчиков контролируют примерно 80% маршрутной сети. То есть, слухи о том, что большинство маршрутов обслуживаются частниками, имеющими один-два микроавтобуса, - не подтверждаются. Hаоборот, картина вырисовывается прямо противоположная - рынок достаточно жестко поделен между крупными предприятиями, а мелким осталось не так уж и много: на остальные 87% перевозчиков приходится всего-то около 23% маршрутных сетей города. Среди крупных - ГП «Пассажиравтотранс» (около 30% маршрутов), АО «Третий парк» (около 20%), ЧП «Антошевский» (около 15%), «Сеть пассажирских перевозок» (около 7%) и ЗАО «Такси 2» (около 4-5%). Остальные же перевозчики обслуживают в среднем по 1-2% маршрутов, и погоды в городе не делают.

«Развеялся» и еще один миф. По словам Бориса Ермишко, сегодня, благодаря публикациям в прессе, у жителей Санкт-Петербурга сложилось впечатление, что мелкие перевозчики наиболее уязвимы с точки зрения безопасности дорожного движения, хотя это не совсем так. Сегодня вероятность того, что ДТП случится с машиной крупного автопредприятия, имеющего по 500-600 маршрутных такси, все же выше. Просто в силу теории вероятности. И еще: по условиям лицензии, все - и крупные, и мелкие перевозчики - должны или иметь, или арендовать ремонтные мощности. Потому как машины должны выходить на улицы города в исправном состоянии. За чем пристально следят.

«Высшая мера» пока не применялась

В соответствии Правилами и «Законом о лицензировании», Российская транспортная инспекция имеет право проводить плановые проверки соблюдения условий лицензии на пассажирском транспорте 2 раза в год, на грузовом - 1 раз в 2 года. Внеплановые проверки РТИ может проводить в случаях дорожно-транспортных происшествий с участием маршрутных такси, а также при получении информации от граждан и организаций - например, ГИБДД, налоговой полиции и так далее - о нарушении перевозчиками правил обслуживания пассажиров.

Сотрудники РТИ проводят контроль за деятельностью внутрипроизводственных систем предприятия - таких как выпуск автомобилей на линию, прохождение водителями медицинского осмотра, прохождение регламентных работ и обеспечение безопасности - инструктаж водителей перед выездом на линию. За техническим состоянием автомобилей должна следить ГИБДД - во время ежегодных технических осмотров.

Кстати, после недавних ДТП «с маршрутками» на пяти предприятиях были проведены внеплановые проверки. Их руководители были привлечены к административной ответственности. Стоит добавить, что Российская транспортная инспекция занимается лицензированием коммерческих пассажирских перевозок чуть менее года - с момента вступления в действие «Закона о лицензировании». До этого лицензирование осуществляла Лицензионная палата Санкт-Петербурга.

Теперь что касается санкций за выявленные нарушения. С 28 октября по 4 ноября 2002 г. у предприятия «Сеть пассажирских перевозок» было приостановлено действие лицензии - за выпуск на линию автомобиля, не прошедшего ежегодный технический осмотр. Действие лицензии приостанавливалось также «Северному парку», ЗАО «ЛиК», ЧП «Каретников». 65 должностных лиц автопредприятий были привлечены к административной ответственности. В суд было передано 22 дела об административных правонарушениях, из них по пяти судом вынесено предупреждение, по 17-ти - вынесено распоряжение о наложении административного наказания.

Практики ходатайства об отзыве лицензии через суд у петербургского отделения Российской транспортной инспекции еще нет - для этого нужно, чтобы какое-либо предприятие-автоперевозчик, работающее на коммерческих линиях, в течение 6 месяцев игнорировало вынесенное РТИ предупреждение. Пока подобных прецедентов не было.

В любом деле нужна система

Борис Ермишко считает, что для коренного улучшения ситуации с коммерческими маршрутными такси, и с пассажирским транспортом в целом, в Санкт-Петербурге необходимо вводить автоматизированную систему управления пассажирским транспортом. Вариант такой системы уже разработан на одном из предприятий нашего города, и на днях его даже презентовали. В двух словах, система состоит из двух основных блоков - стационарного (компьютера, сопутствующего оборудования, специальных программ, находящихся «на базе», у диспетчера), и мобильного (оборудование, размещаемое в кабине водителя).

При этом диспетчер получает возможность постоянно отслеживать местонахождение всех машин на маршруте, а также вовремя информировать водителя той или иной машины об отклонении от графика движения. Водитель, в свою очередь, может сообщить диспетчеру о «пробках». Этой системой уже заинтересовались в Министерстве транспорта РФ.

И еще: необходимо самым серьезным образом учить водителей маршрутных такси. А руководству фирм, занятых пассажирскими перевозками, внимательно следить за тем, кого они принимают на работу. Если раньше, лет десять тому назад, профессия водителя автобуса была престижной, и им мог стать только настоящий профессионал, то сегодня и значимость, и престиж этой профессии значительно снизились. А бурное развитие маршрутного транспорта потребовало большого количества персонала для их обслуживания.

В результате за руль, случается, попадают люди, которым стоило бы держаться от него подальше. Hапример, водитель одного из маршрутных такси, незадолго до собственной гибели в ДТП, унесшем также жизнь нескольких пассажиров, уже лишался по суду права управления транспортом за «пьяное дело», а также неоднократно попадал в аварии. Что, однако, не помешало руководству фирмы нанять его на работу в качестве водителя маршрутного такси и вручить ему жизни пассажиров.

Андрей Копланов, ИА «Росбалт»

P.S. А сейчас я выйду с работы и буду ловить маршрутку. Холодно!

С уважением, Шереметинский Олег. 28.12.02 11:48 mailto: sheremetinsky(at)kaluga.ru (г. Калуга)

--- Gossip 1.0.5.86a * Origin: Гусара триппером не запугаешь! (Fidonet 2:5030/1400.34)

назадУказатель рубрикивперед