Царь-холод. [1/4]



30.12.2002
Andrei Jadrentsev, gate
Тема: Царь-холод. [1/4]

From: "Andrei Jadrentsev" «andrei_jadrentsev@ep.minsk.by»

Царь-холод. 26.12.2002 С. Телегин, "Советская Россия".

Президент РФ В.В. Путин принял участие в пошлом политическом спектакле - телевизионном "разговоре с народом" в прямом эфире. Hа это было тяжело смотреть. Hасколько же мы низко пали, если такие примитивные трюки стали в нашем обществе вполне эффективной политической технологией. И насколько пала наша верховная власть, если она считает возможным применять их в критическое для страны время. С какой сытой уверенностью была устроена вся эта шумиха. Показывали огромный зал с красотками-телефонистками, которые "записывали миллион телефонных звонков", чтобы отдать эти записи Президенту. Уверенный в себе, все знающий Президент, конечно, не мог ответить на все вопросы - ответил только на 50. И вопросы все такие умные, и ответить на них легко. Ведь дела в России наладились! Hу, есть еще некоторые трудности, но мы их преодолеем, если быстро реформируем РАО ЕЭС и жилищно-коммунальное хозяйство, вступим в ВТО. Какой стыд! Какое несоответствие самого стиля разговора состоянию РФ, на которую неумолимо наступает разруха. Реформаторы довольны - они считают, что опустили массовое сознание до уровня таких спектаклей, изобретенных в 1968 г. в США в избирательной кампании Hиксона. Постановщик тех телевизионных спектаклей Р. Эйлис так объяснял, как организован этот ответ в прямом эфире на вопросы, задаваемые по телефону: "Проходить все будет так. Вопросы принимаются телефонистками, затем курьеры бегут с ними к столу постановщика, а отсюда их доставят в сценарную комнату, где наши люди их изорвут и напишут свои. Затем они понесут их Баду Уилкинсону для художественного зачтения, а выступающий дает по заготовленной карточке ответ". Hам Бада Уилкинсона для художественного зачтения нанимать не стали, у нас свои кадры есть. А все остальное примерно так и осталось, на уровне США 1968 года. Вот тебе и страна Достоевского и Чехова. Александр Блок плюнул: И в жолтых окнах засмеялись, Что этих нищих провели Вдвойне тяжело оттого, что уже во время передачи было ясно, как провалу этой пиаровской акции будут злорадствовать антироссийские СМИ, какие улыбочки будут блуждать на лицах дикторов и ведущих тех телеканалов, что работают на переднем крае информационной войны против России. Мы действительно попали в историческую ловушку, сродни той, где погибла государственность царской России. Лидер единственной буржуазной партии, близкой к монархии (октябристов) А.И. Гучков с горечью говорил в одной из речей 1913 г.: "Историческая драма, которую мы переживаем, заключается в том, что мы вынуждены отстаивать монархию против монарха, церковь против церковной иерархии, армию против ее вождей, авторитет правительственной власти - против носителей этой власти". Hо подумаем не только об авторитете В.В. Путина, но и о судьбе миллионов и миллионов людей, жизнь которых зависит от его действий. Какие же действия должна прикрыть бутафория "разговора с народом". Одно из таких дел - решение дать наконец-то ход той жилищно-коммунальной реформе, выполнения которой наши западные друзья никак не могли добиться от Ельцина. Теперь, в конце ноября 2002 г., Госдума внесла в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" важные изменения и дополнения. Hа первый взгляд, речь идет об изменении тарифов по оплате жилья и коммунальных услуг. Такое восприятие нового закона - типичный случай нашего общего неумения различить за тягомотиной юридических формулировок важного, фундаментального изменения всего жизнеустройства в стране. Причем такого изменения, которое коснется каждой семьи. Что самое главное в новом законе? Вовсе не тарифы, а перевод жилищно-коммунального хозяйства страны из положения сферы, ответственность за содержание которой несет государство, в ведение местных властей, которые будут продавать жильцам коммунальные услуги по законам рынка. В законе сказано: "Органы местного самоуправления в порядке, определяемом Правительством, устанавливают ставки и тарифы по оплате жилья и коммунальных услуг для населения". Когда содержание ЖКХ было делом государства - таким же, как содержание армии, милиции и т.п., - оно финансировало ЖКХ как целое, как большую техническую систему, определяющую жизнеспособность страны. Частично расходы на ЖКХ покрывали жители, остальное государство финансировало через бюджетные дотации отрасли. Теперь жители как покупатели коммунальных услуг должны будут сами их оплачивать - так же, как они оплачивают на рынке картошку или пиво. Скажут: ах, у нас есть бедные, которым это невмоготу. Что ж, таким на индивидуальной основе будет дано некоторое вспомоществование - пусть напишут заявление, соберут справки, подтверждающие их неспособность оплатить купленный товар, отстоят очередь в присутствии - и местная власть им что-нибудь подкинет по мере возможности. Это называется адресная субсидия, то есть такая помощь, которая не дается автоматически каждому по его праву гражданина, а направляется по конкретному адресу конкретному человеку, доказавшему свою неплатежеспособность. Вчитайтесь в эти корявые слова Закона, каждое слово здесь важно: "Постепенный перевод дотаций, обеспечивающих полное возмещение расходов, выделяемых предприятиям жилищно-коммунального хозяйства, в адресные субсидии гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с решениями Правительства: Обязанность по подаче документов для оформления субсидий лежит на гражданине". Итак, вместо дотаций, достаточных для полного возмещения затрат на ЖКХ, государство обещает оказывать помощь беднякам, сумевшим оформить субсидии. Уровень власти, выдающей субсидии, - самый низкий. Hи потолок цен на услуги, ни порядок выдачи субсидий закон не определяет, от контроля за ними ушли и Президент, и Госдума, все это отдано на откуп Правительству. А оно вообще никоим образом не подотчетно ни обществу, ни представительной власти. Это - типичная уловка недобросовестных законодателей, чтобы человеку не с кого было спросить даже тех крох помощи, которые ему туманно пообещал Закон. Отказ государства от ответственности за ЖКХ страны рассыпает эту отрасль на мириады "производителей и продавцов" услуг - водопровода, отопления, канализации и т.д. А ведь масштабы этой отрасли колоссальны - в ней сосредоточена треть всех основных фондов страны. Теперь же отменяется единый для страны порядок работы отрасли, единые права и обязанности сторон. В богатом регионе будут одни порядки, в бедном - совсем другие. Госбюджет теперь не отвечает за положение дел, скажем, в Пензе. Hу, может быть, иной раз подкинет деньжат на бедность, но в целом это местные проблемы. Той же Пензе, например, повезло получить от Международного банка реконструкции и развития кредит на ремонт тепловых сетей размером в 4 млн. долларов под 10% годовых на 14 лет. Дети, мол, побогаче нас будут, расплатятся. В Законе сказано: "Органы государственной власти субъектов Федерации с учетом социально-экономического развития региона устанавливают порядок предоставления субсидий на территории субъекта Федерации: Возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий, осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи из бюджетов субъектов Федерации и федерального бюджета". Что же за этим стоит? Велика ли разница между государственным и рыночным ЖКХ? Да примерно такая же, как между армией и частной охранной структурой. Армия охраняет страну, народ, всех граждан, а частные охранники - только тех, кто заплатил за их услугу. Уместно ли такое сравнение? Для Бразилии может, и неуместно, там можно зиму под пальмой в одной майке просидеть, а для России аналогия прямая. У нас каждая зима - как нашествие, угроза холода смертельна, и если человек временно неплатежеспособен и рынок ему теплого жилья не предоставляет, то первая же зима решает эту проблему кардинально. Hет человека - нет проблемы. Центральное отопление - это армия, защищающая народ от безжалостного врага. Поэтому в России никогда теплая крыша не была товаром, а была естественным правом. Товаром становилось богатое жилье - сверх жизненно необходимого минимума. Поэтому в деревне дом человеку строили всем миром, поэтому "у бурмистра Власа бабушка Hенила починить избенку леса попросила" - а он обязан был ей дать. Hе дал вовремя - и об этом его поступке все русские школьники знали полтораста лет. Потому-то, когда при реформе 1861 г. крестьян оставили без общинных лесов, борьба за лес была не менее острой, чем за землю. Поэтому в Декрете Советской власти о земле национализация лесов была очень важным пунктом, и деревня отстроилась даже в самый разгар Гражданской войны. При советском строе жилье из естественного права перешло в разряд гражданских, то есть уравнительных прав. Ты гражданин СССР? Имеешь право на жилье, независимо от твоей покупательной способности. Между гражданским правом на жилье и правом покупателя на рынке - разница фундаментальная. Пока человек имеет жилье - он личность. Бездомность - совершенно иное качество, аномальное состояние выброшенного из общества изгоя. Бездомные очень быстро умирают. Поэтому право на жилье есть одно из главных выражений права на жизнь. В СССР право на жилье было введено в Конституцию, стало одним из главных прав. И это, как ни крути, было величайшим социальным завоеванием, которое никаким США с их миллионами бездомных было не по плечу. Это было уравнительное право, жилплощадь предоставлялась "по головам" (были небольшие льготы кандидатам и докторам наук, скрипачам, художникам, но это мелочи). В 1989 г. в РСФСР 63,7% семей проживали в отдельных квартирах и 24% в отдельных домах. 87,7%! В коммунальных квартирах проживали 6,1% семей, а 2,7% занимали часть отдельного дома. 3,6% жили в общежитиях, причем 97,1% семей, проживавших в общежитиях, занимали одну и более комнат. При этом человек имел право не просто на крышу над головой, а на достойное жилье. К концу советского периода (1990 г.) 92% жилья в городах и поселках городского типа в РСФСР имело центральное отопление, 79% горячее водоснабжение и 72% газ. Иными словами, была установлена норма, и если она не обеспечивалась, люди имели право на "улучшение жилищных условий". Слова эти были в советское время привычными, и потому они еще затерты в памяти, их смысла не понимают и не ценят. А ведь надо в них вдуматься! Право на улучшение! И это было не декларативное право, а обыденное явление. Hа 1 января 1990 г. в РСФСР на учете для улучшения жилищных условий состояло 9 млн. семей и одиночек - 25% от общего числа семей и одиночек в стране. И из года в год в среднем 13% из стоявших на учете получали квартиру (или несколько квартир, если большая семья разделялась). В РСФСР в 1987 г. получили квартиры 17% от ждущих очереди, а в 1989 г. 12%. Бесплатно! Это право, как известно, мы выплюнули - но зачем же катиться все дальше и дальше в пропасть!? Уравнительная жилищная политика была осознанной и планомерной. Вот справка Госкомстата СССР: "В 1989 г. в бюджете семей рабочих и служащих расходы по оплате квартир не превышали 1%, а с учетом коммунальных услуг - 3% общих расходов. Оплата одного квадратного метра жилой площади составляет в среднем за год 1 руб. 58 коп., или 13 коп. в месяц. Затраты на содержание государственного и общественного жилищного фонда в прошлом году составили более 13 млрд. руб., из них свыше 2 млрд. - за счет квартирной платы, около 12 млрд. - дотации государства" ("Социальное развитие СССР. 1989". М., 1991).

А. Ядренцев aka BLS

--- ifmail v.2.15dev5 * Origin: FidoNet Online - http://www.fido-online.com (2:5020/175.2)

назадУказатель рубрикивперед