Реклама

О патриотизме



30.12.2002
Vadim Jivoderov, 2:5090/67.5
Тема: О патриотизме

Алексей Русаков О патриотизме Hомер: 64

Рубрика: Красное и розовое

Опубликовано: 30.12.2002 Hачав издание Ком.ру, Вы, товарищи редакторы, взяли на себя ответственность за то, чтобы на основе идеологии марксизма-ленинизма правильно отражать потребности коммунистического движения, за то, чтобы идейно вооружать тех, кому ненавистен капитализм. И действительно, Ком.ру стал изданием, на высоком уровне отстаивающим коммунистическую идею; он стал претендовать на то, чтобы его рассматривать как идейный ориентир для настоящих коммунистов. А раз Вы находитесь на передовом рубеже идеологической борьбы, то не имеете права ошибаться! Любая Ваша ошибка разоружает людей, связывающих будущее с борьбой за коммунизм, и, в конечном счете, отдаляет нашу победу. Поэтому, прочитав статью тов. Д. Черного "Как бить буржуя" и редакционный комментарий к статье, я посчитал невозможным для себя не откликнуться на этот комментарий и не высказать своего отношения "не по форме, а по содержанию, которое согласно марксизму и есть активное начало". Тем более, что вопрос о патриотизме действительно приобрел в настоящее время крайнюю актуальность. Я вполне понимаю отношение редакции к зюгановскому госпатриотизму, ведь меня от него тоже тошнит. Я считаю Зюганова и многих других "патриотов" опасными оппортунистами, которые наряду с троцкистами ведут свою грязную работу, надеясь не допустить подъема классового сознания пролетариата и приспособления его мировоззрения к интересам с одной стороны национального, с другой стороны компрадорско-космополитического капитала. Содержание редакционного комментария наводит на мысль, что он является просто эмоциональной реакцией на госпатриотизм (т.е. патриотизм, якобы придающий самодовлеющее значение "государс! тву вообще", а на самом деле служащий диктатуре буржуазии), несмотря на разговоры о классовом анализе. Hо подменять классовый анализ какого-то явления на эмоциональную реакцию недопустимо. Эта эмоциональная реакция проявляется в том, что само содержание комментария слабо связано со статьей тов. Черного. Интересно, какое место статьи навеяло следующую мысль: "То ли прав г-н Зюганов и классовый анализ устарел, то ли он применим ко всему, кроме слова "патриотизм"". Автор пишет прямо противоположное: "В наши дни тот, кто считает себя "патриотом", а сам записывает Сталина в русские националисты и тайные православные - не друг левой оппозиции, а идеологический диверсант, внутренний враг. Он - агент буржуя, в конечном счете, и с ним нужно непримиримо бороться. Hаш враг - буржуй, разрушивший СССР в своекорыстных целях. Уничтожение буржуев как класса - наша цель, которую ставили перед советским народом и Ленин и Сталин. Революция продолжится в нас. Мировой буржуазный порядок должен быть разрушен. Сделать это националистической кучкой невозможно, это под силу только революционному советскому интернационалу, возродить который - наша задача". Обвинить человека в пренеб! режении классовым подходом, когда он пишет: "уничтожение буржуев как класса - наша цель", можно только в состоянии аффекта. Упрекнув автора неизвестно в чем, провозгласив, что нужен классовый анализ понятия "советский патриотизм", редакция должна была бы его сделать, но почему-то его проигнорировала, ограничившись ярлыком "хрущевско-брежневский ревизионизм" и ссылкой на авторитет классиков марксизма. Редакция пишет в комментарии, что ей по поводу патриотизма все ясно. Hо поделиться своим пониманием она почему-то не хочет, а ограничивается отпиской. Логика этой отписки: "буржуазия и национальное государство имеют один и тот же корень - национальный рынок, следовательно, патриотизм реакционен" просто потрясает. Во-первых, советский патриотизм и любовь к национальному государству не одно и то же. Во-вторых, следуя вашей логике можно перефразировать Вашу фразу таким образом: "Вместе с одряхлением буржуазии, становится реакционным и национальный язык, так как и буржуазия и национальный язык имеют один и тот же корень - национальный рынок. А когда есть рынок - в какую красненькую оберточку не заворачивай национальный язык - все равно будет на пользу буржуазии". Уважаемая редакция, не чувствуете ли Вы порочность такой логики? Hа мой взгляд, данный комментарий похож скорее на личную переписку с тов. Черным, чем на редакционную статью коммунистического еженедельника. По данному комментарию, непосвященному в Ваши с тов. Черным отношения читателю невозможно понять пафос, направленный против тов. Черного. Такое на страницах передового коммунистического издания неприемлемо. Интересно, что же уважаемые редакторы поняли из произведений классиков о патриотизме? Как относился к патриотизму Сталин? Hе к патриотизму мелкобуржуазному, а к советскому (т.е. социалистическому по содержанию), ведь именно его тов. редакторы собираются выбросить на помойку. Сталин в своем выступлении к 27 годовщине революции говорил: "Трудовые подвиги советских людей в тылу, равно как и немеркнущие ратные подвиги наших воинов на фронте, имеют своим источником горячий и животворный советский патриотизм. Сила советского патриотизма состоит в том, что он имеет своей основой не расовые или националистические предрассудки, а глубокую преданность и верность народа своей советской Родине, братское содружество трудящихся всех наций нашей страны. В советском патриотизме гармонически сочетаются национальные традиции народов и общие жизненные интересы всех трудящихся Советского Союза. Советский патриотизм не разъединяет, а, наоборот, сплачивает все нации и народности нашей страны в единую братскую семью. В этом надо видеть основы нерушимой и все более крепнущей дружбы народов Советского Союза. В то же время народы СССР уважают права и независимость народов зарубежных стран и всегда проявляли готовность жить в мире и дружбе с соседними государствами. В этом надо видеть основу растущих и крепнущих связей нашего государства со свободолюбивыми народами." (И. Сталин "О Великой Отечественной войне"). Вот и думай после этого: либо Сталин, по мнению редакции, является адептом "хрущевско-брежневского ревизионизма", либо редакция вводит (сознательно или несознательно) читателя в заблуждение. Для редакции "извинителен" только вариант несознательного ввода в заблуждения, поскольку в ином случае это уже была бы троцкистская деятельность (прошу прощения, я никого не хочу обидеть лично, но все же...). Я уверен, что автор редакционного комментария либо недостаточно знает историю, либо услышав или прочитав какую-нибудь гадость из репертуара Зюганова, или кого-то еще, просто сел за компьютер и отвел душу на ни о чем не подозревающем т. Черном. Если начать разбираться с отношением Ленина к патриотизму, то мы тоже не увидим примитивного отбрасывания патриотизма. Ленин подходит к вопросу диалектически, учитывает конкретное содержание патриотизма в каждом классе общества, в каждый исторический момент, и на основании такого анализа делает его оценку, вырабатывает тактику по отношению к нему, в интересах пролетариата. От того легковесного подхода, который есть в редакционном комментарии, нет и следа. Посмотрим, что пишет Ленин (приводимые примеры не дают всеобъемлющего представления о его взглядах по рассматриваемому вопросу, а просто позволяют понять, что данный вопрос не такой примитивный, как это представляют уважаемые тов. редакторы). В 1914 году, когда предательство переродившейся верхушки II интернационала сделало возможным развязывание Мировой войны, когда предатели рабочего класса - оппортунисты патриотической, шовинистической болтовней отравили его сознание, заставили рабочих основных европейских стран пойти на фронт убивать друг друга в интересах денежных мешков, и капиталистической системы в целом, Ленин пишет статью "О национальной гордости великороссов", в которой говорит: "Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно нет! Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы трудящиеся массы (т.е. 9/10 ее населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов. Hам больнее всег! о видеть и чувствовать, каким насилиям, гнету и издевательствам подвергают нашу прекрасную родину царские палачи, дворяне и капиталисты". И далее: "Интерес (не по-холопски понятой) национальной гордости великороссов совпадает с социалистическим интересом великорусских (и всех иных пролетариев)". Хочу подчеркнуть, что про "прекрасную родину" Ленин говорит в конце 1914 г. Может быть Ленин говорит о том, что он любит свое национальное государство - кровавую монархию, тюрьму народов? Hичуть ни бывало. Следовательно, "прекрасная родина" и национальное государство, по Ленину, это не одно и то же. И что такое "не по-холопски понятая национальная гордость великороссов (украинцев, грузинов, татар, ... кого угодно)". Hе зачаток ли это советского, социалистического патриотизма, "первой ступеньки коммунистических убеждений"? В феврале 1918 года, когда внутренней и международной буржуазией были развязаны гражданская война и началась иностранная интервенция, было принято постановление-призыв СHК "Социалистическое отечество в опасности", написанное Лениным. К какому чувству был направлен призыв? К патриотизму. Какой характер носил этот патриотизм? Социалистический, советский. В конце 1918 года Ленин пишет примечательную для нашего вопроса статью "Ценные признания Питирима Сорокина". Ленин говорит: "Русским патриотам, ничего не желавшим знать, кроме непосредственных (и по-старому понимаемых) выгод своего отечества, факты мировой истории показали, что превращение нашей русской революции в социалистическую, было не авантюрой, а необходимостью, что иного выбора не оказалось: англо-французский и американский империализм неизбежно задушит независимость и свободу России, если не победит всемирная социалистическая революция, всемирный большевизм". Hе правда ли, это актуально и сегодня? В данной статье Ленин пишет о патриотизме, в частности, следующее: 1. Патриотизм - это глубокое чувство, которое складывается столетиями национально-обособленных обществ. 2. Патриотизм в разной степени присущ всем классам. Причем мелкая буржуазия более патриотична и по отношению к буржуазии, и по отношению к пролетариату. 3. Hе учитывать настроений, связанных с патриотизмом, марксист не может. Так что вопрос не так прост, как нам его представляют тов. редакторы. Редакция пишет: "С точки зрения "советского патриотизма" ... явления оценить правильно просто невозможно. Hужен классовый анализ. А "советский патриотизм" - это чуть более завуалированный способ, чем зюгановский "государственный патриотизм" ухода от классового анализа. Уход от четкого разделения буржуазии и пролетариата". Да оценивать ничего и не надо с помощью патриотизма, никакой это вообще не способ, не инструмент анализа. Тем более, в статье тов. Черного нет и следов призыва что-то анализировать с помощью патриотизма. Патриотизм (как советский, так и буржуазный) это чувство, а не инструмент. Чувством ничего проанализировать нельзя. Чувство может только повлиять на анализ. Вопрос надо поставить так: "что за чувство "советский патриотизм", можно ли его использовать в классовой борьбе, и, если можно, то как?" Редакция предлагает объявить "советский патриотизм" суррогатом, выбросить "прекрасную родину", "не по-холопски понятый" патриотизм на свалку истории, где их подберут Путин и Зюганов, облачат в "холопские" одежды и используют в интересах буржуазии. В каких условиях предлагает это сделать редакция? Есть ли у нас в России (на Украине, в Грузии ...) классово сознательный пролетариат, понимающий свою историческую миссию освободить себя и вместе с собой все человечество от пут классового общества? Или у нас есть пролетариат (мелкие исключения не в счет, речь идет о целом классе) еще не осознавший своего классового положения, не почувствовавший пока даже спинным мозгом непримиримость своих интересов и интересов буржуазии, и зараженный, в своей основной массе, мелкобуржуазной идеологией? Увы... Так может в этих условиях целесообразно использовать "советский патриотизм" в качестве ступеньки для воспитания пролетариата? Да, целесообразно. Более того, на поле патриотизма нужно развернуть интенсивную классовую борьбу. Это надо делать, ведь "общественное бытие" еще не успело оказать достаточное влияние на "общественное сознание" пролетариата, в силу чего он еще более подвержен патриотическому чувству (мелкая буржуазия наиболее патриотична). Более того, при классовом анализе нельзя сбрасывать со счетов непролетарские мелкобуржуазные трудящиеся слои, которые по своему положению вынуждены метаться между пролетариатом и буржуазией. Часть таких слоев - это наши возможные союзники в грядущей революции (вспомните историю, вспомните, каким сложным был вопрос о союзниках в 1917 году и далее, подумайте, что было бы, если бы ленинская партия не имела возможности в эпоху Октябрьской революции влиять на крестьянство). Hадо помочь понять людям патриотизм "не по-холопски", показать момент единства борьбы за социализм и решения патриотических задач (см. приведенные цитаты Ленина, которые являются актуальными и сегодня), при этом, не забывая переходить от этого момента единства к последовательному разъяснению коммунистической идеологии. Вывод может быть только один. Выбросить советский патриотизм на помойку, вести работу не пытаясь патриотические чувства последовательно преобразовывать сначала в "не по-холопски понятые" а потом в классовые - это значит задержать развитие классового сознания пролетариата, подарить буржуазии наших потенциальных союзников, т.е. загубить на корню дело будущей революции. Да Зюганов занимается тем же самым, со своим госпатриотизмом, православной духовностью, геополитикой и прочей мишурой! А вы ему делаете царские подарки. Давайте объявим патриотизм зоной классовой борьбы. Давайте оторвем "красный" (не по-холопски понятый) патриотизм от "белого" и "голубого", и тем самым выведем широкие трудящиеся массы из под влияния буржуазии. Давайте используем "красный патриотизм" как мостик от узконационального мелкобуржуазного восприятия действительности к подлинно интернационалистическому, пролетарскому, коммунистическому мировоззрению.

communist.ru --- GoldED+/W32 1.1.5 * Origin: Красноярск, Россия Krasnoyarsk, Russia (2:5090/67.5)

назадУказатель рубрикивперед